Все о сергии радонежском

Житие Сергия Радонежского

Преподобный Сергий родился в Тверской земле, в годы княжения тверского князя Дмитрия, при митрополите Петре. Родители святого были людьми благородными и благоче­стивыми. Его отца звали Кириллом, а мать — Марией.

Удивительное чудо свершилось ещё до рождения святого, когда он был в утробе матери. Мария пришла в церковь на литургию. Во время богослужения неродившийся ребенок трижды громко прокричал. Мать заплакала от страха. Люди, слышавшие крик, стали искать ребёнка в церкви. Узнав, что младенец кричал из утробы матери, все изумились и устрашились.

Мария же, когда носила ребенка, усердно постилась и молилась. Она решила, если родится мальчик, посвятить его Богу. Младенец появился на свет здоровым, но не хотел брать грудь, когда мать ела мясную пищу. На сороковой день мальчика принесли в церковь, крестили и дали ему имя Варфоломей. Родители рассказали священнику о троекратном крике младенца из утробы. Священник же сказал, что мальчик будет слугой Святой Троицы. Через время ребёнок не стал брать грудь в среду и в пятницу, а также не хотел питаться молоком кормилицы, а только своей матери.

Продолжение после рекламы:

Мальчик подрос, и его стали учить грамоте. У Варфоломея были два брата, Стефан и Пётр. Они быстро научились грамоте, а Варфоломей не мог. Он сильно печалился из-за этого.

Однажды отец послал Варфоломея искать лошадей. На поле под дубом мальчик увидел старца священника. Варфоломей рассказал священнику о своих неудачах в учёбе и попросил помолиться о нём. Старец дал отроку кусок просфоры и сказал, что отныне Варфоломей будет даже лучше знать грамоту, чем его братья и сверстники. Мальчик уговорил священника зайти к его родителям. Сначала старец пошёл в часовню, начал петь часы, а Варфоломею велел читать псалом. Неожиданно для себя отрок стал читать хорошо. Старец пошёл в дом, отведал пищи и предсказал Кириллу и Марии, что их сын будет велик перед Богом и людьми.

Через несколько лет Варфоломей начал строго поститься и молиться по ночам. Мать пыталась уговорить мальчика, чтобы он не губил свою плоть излишним воздержанием, но Варфоломей продолжал придерживаться избранного пути. Он не играл с другими детьми, а часто ходил в церковь и читал святые книги.

Брифли существует благодаря рекламе:

Отец святого, Кирилл, переселился из Ростова в Радонеж, ибо в Ростове в то время бесчинствовал воевода из Москвы Василий Кочева. Он отбирал имущество у ростовцев, из-за этого Кирилл и обеднел.

Кирилл поселился в Радонеже у Рождественской церкви. Его сыновья, Стефан и Пётр, женились, Варфоломей же стремился к монашеской жизни. Он просил родителей благословить его на монашество. Но Кирилл и Мария попросили сына, чтобы он проводил их до гроба, а потом уже исполнил свой замысел. Через некоторое время и отец, и мать святого постриглись в монахи, и каждый ушёл в свой монастырь. Через несколько лет они умерли. Варфоломей похоронил родителей и почтил их память милостыней и молитвами.

Отцовское наследство Варфоломей отдал младшему брату Петру, а себе не взял ничего. Жена старшего брата, Стефана, к этому времени умерла, и Стефан принял монашество в Покровском монастыре Хотькова.

По просьбе Варфоломея Стефан пошёл с ним искать пустынное место. Они пришли в чащу леса. Там была и вода. Братья построили на этом месте хижину и срубили небольшую церковь, которую решили освятить во имя Святой Троицы. Освящение совершил митрополит Киевский Феогност. Стефан не выдержал тяжелой жизни в лесу и ушёл в Москву, где поселился в Богоявленском монастыре. Он стал игуменом и княжеским духовником.

Продолжение после рекламы:

Варфоломей позвал к себе в пустыньку старца игумена Митрофана, который постриг его в монашество с наречением имени Сергий. После пострижения Сергий причастился, и церковь при этом наполнилась благоуханием. Через несколько дней он проводил игумена, попросив его наставлений, благословения и молитв. В это время Сергию было немногим больше двадцати лет.

Инок жил в пустыньке, трудился и молился. Полчища бесов пытались устрашить его, но не могли.

Однажды, когда Сергий в церкви пел заутреню, стена расступилась и вошёл сам дьявол со множеством бесов. Они приказывали святому уходить из пустыньки и угрожали ему. Но преподобный изгнал их молитвой и крестом. В другой раз бесы напали на святого в хижине, но молитвой его были посрамлены.

Иногда дикие звери приходили к хижине преподобного Сергия. Среди них был один медведь, для которого святой каждый день оставлял по куску хлеба. Посещения медведя продолжались более года.

Некоторые монахи навещали Сергия и хотели поселиться вместе с ним, но святой не принимал их, ибо жизнь в пустыньке была очень трудна. Но всё же некоторые настаивали, и Сергий не стал прогонять их. Каждый из монахов построил себе келью, и стали они жить, во всём подражая преподобному. Иноки служили полунощницу, заутреню, часы, а служить обедню приглашали священника, потому что Сергий по смирению не принимал ни священства, ни игуменства.

Брифли существует благодаря рекламе:

Когда собралось двенадцать монахов, кельи обнесли тыном. Сергий неустанно служил братии: воду носил, дрова рубил, еду варил. А ночи проводил в молитвах.

Игумен, который постриг Сергия, умёр. Преподобный Сергий стал молиться, чтобы Бог дал новой обители игумена. Братия же начала просить Сергия, чтобы он сам стал игуменом и священником. Много раз приступала она с этой просьбой к преподобному, и в конце концов Сергий с другими иноками пошёл в Переяславль к епископу Афанасию, чтобы он дал братии игумена. Епископ же повелел святому стать игуменом и священником. Сергий согласился.

Вернувшись в обитель, преподобный ежедневно служил литургию и наставлял братию. Некоторое время в обители было только двенадцать монахов, а потом пришёл Симон, архимандрит Смоленский, и с тех пор число иноков стало увеличиваться. Симон же пришёл, оставив архиманд­ритство. А старший брат Сергия, Стефан, привёл в монастырь к преподобному своего младшего сына Ивана. Сергий постриг мальчика под именем Фёдор.

Реклама:

Игумен сам пёк просфоры, кутью варил и свечи делал. Каждый вечер он потихоньку обходил все монашеские кельи. Если кто-то празднословил, игумен стучал этому брату в окошко. Наутро же звал провинившегося, беседовал с ним и наставлял.

Сначала к монастырю не было даже хорошей дороги. Гораздо позже люди построили возле того места дома и села. А в первое время монахи терпели всякие лишения. Когда не было еды, Сергий не разрешал выходить из монастыря и просить хлеба, но приказывал в монастыре ждать Божьей милости. Один раз Сергий не ел три дня и на четвёртый пошёл рубить сени для старца Данила за решето гнилого хлеба. Из-за нехватки еды один инок стал роптать, а игумен начал учить братию о терпении. В этот момент в монастырь принесли множество еды. Сергий велел сперва накормить тех, кто принёс еду. Они же отказались и скрылись. Так и осталось неизвестным, кто был человек, пославший яства. А братия за трапезой обнаружила, что хлеб, присланный издалека, остался тёплым.

Игумен Сергий всегда ходил в бедной, ветхой одежде. Один раз в монастырь пришёл крестьянин, чтобы побеседовать с преподобным. Ему указали Сергия, который в лохмотьях трудился на огороде. Крестьянин не поверил, что это и есть игумен. Преподобный, узнав от братии о недоверчивом крестьянине, ласково поговорил с ним, но не стал убеждать, что он и есть Сергий. В это время в монастырь приехал князь и, увидя игумена, поклонился ему до земли. Телохранители князя оттеснили изумлённого крестьянина, но, когда князь ушёл, земледелец попросил у Сергия прощения и получил от него благословение. Через несколько лет крестьянин принял монашество.

Реклама:

Братия роптала, что поблизости нет воды, и по молитве святого Сергия возник источник. Его вода исцеляла больных.

Один благочестивый человек пришел в монастырь с больным сыном. Но принесённый в келью Сергия мальчик умер. Отец заплакал и пошёл за гробом, тело же ребёнка оставил в келье. Молитва Сергия совершила чудо: мальчик ожил. Преподобный повелел отцу младенца молчать об этом чуде, а поведал о нём ученик Сергия.

На реке Волге жил вельможа, которого мучил бес. Безумного силой повели в монастырь к Сергию. Преподобный изгнал беса. С тех пор много людей стало приходить к святому за исцелением.

Однажды поздним вечером Сергию было чудесное видение: яркий свет на небе и множество прекрасных птиц. Некий голос сказал, что иноков в монастыре будет так же много, как этих птиц.

К преподобному пришли греки, посланцы констан­ти­но­польского патриарха. Патриарх советовал Сергию устроить общежительство. Русский митрополит поддержал эту мысль. Сергий так и сделал. Он дал каждому брату особое послушание. Обитель давала приют нищим и странникам.

Реклама:

Некоторые братья противились наставничеству Сергия. Во время одного из богослужений брат Сергия Стефан произнес несколько дерзких слов против преподобного, оспаривая его право руководить монастырём. Преподобный услышал это и, потихоньку уйдя из обители, отправился на реку Киржач, там поставил келью и затем построил церковь. Многие люди помогали ему в этом деле, собралась многочисленная братия. Иноки же покинутого Сергием Троицкого монастыря также переходили на Киржач. А другие пошли в город к митрополиту с просьбой о возвращении Сергия. Митрополит повелел преподобному вернуться, обещав изгнать его противников из монастыря. Сергий послушался. Один из его учеников, Роман, стал игуменом в новом монастыре на реке Киржач. А сам святой вернулся в монастырь Святой Троицы. Братия радостно встретила его.

Пермский епископ Стефан очень любил Сергия. Направляясь в свою епархию, он шёл мимо Троицкого монастыря. Дорога пролегала далеко от обители, и Стефан просто поклонился в её сторону. Сергий в тот момент сидел за трапезой и, хотя не мог видеть Стефана, поклонился ему в ответ.

Реклама:

Ученик Сергия, преподобный Андроник, возымел желание основать монастырь. Однажды Сергия навестил митрополит Алексий, который рассказал о своём замысле основать монастырь в честь Спаса Нерукотворного, в память об избавлении от бури на море. Сергий дал митрополиту в помощники Андроника. Алексий основал монастырь на реке Яузе, а наставником в нём стал Андроник. Сергий посетил это место и благословил. После Андроника игуменом стал преподобный Савва, а после него Александр. В этом монастыре был и знаменитый иконописец Андрей.

Фёдор, племянник преподобного Сергия, сын Стефана, тоже задумал основать обитель. Он нашёл красивое место для нее — Симоново, у реки Москвы. По благословению Сергия и архиерея он устроил монастырь. После Фёдор стал архиереем Ростовским.

Однажды во время службы в Троицкой обители монахи увидели удивительного человека, служившего литургию вместе с игуменом Сергием. Одежды этого человека блистали, и сам он сиял. Сергий сначала ни о чём не хотел рассказывать, а потом открыл, что это ангел Божий служил с ним.

Реклама:

Когда ордынский князь Мамай двинул войска на Русь, великий князь Дмитрий пришёл в монастырь к Сергию за благословением и советом — следует ли выступить против Мамая? Преподобный благословил князя на битву. Когда русские увидели татарское войско, то остановились в сомнении. Но в эту минуту появился гонец от Сергия со словами ободрения. Князь Дмитрий начал сражение и победил Мамая. А Сергий, находясь в монастыре, знал обо всём происходившем на поле битвы, словно был поблизости. Он предсказал победу Дмитрия и назвал по именам павших. Возвращаясь с победой, Дмитрий заехал к Сергию и благодарил его. В память об этой битве был построен Успенский монастырь, где стал игуменом ученик Сергия Савва. По просьбе князя Дмитрия был построен и Богоявленский монастырь в Голутвино. Преподобный пешком ходил туда, благословил место, поставил церковь и оставил там своего ученика Григория.

А еще по просьбе князя Дмитрия Серпуховского Сергий пришёл в его вотчину и основал Зачатьевский монастырь «что на Высоком». Там остался ученик преподобного Афанасий.

Реклама:

Митрополит Алексий, видя приближение своей кончины, уговаривал Сергия стать митрополитом, но тот по своему смирению не согласился. А когда Алексий умер, митрополитом стал Михаил, который начал ополчаться на святого Сергия. Михаил внезапно умер по дороге в Царырад, что было предсказано Сергием.

Однажды преподобному явилась Богородица с апостолами Петром и Иоанном. Она сказала, что не оставит Троицкой обители.

Некий епископ из Царьграда пришёл увидеть Сергия. На самом деле он не верил, что Сергий действительно великий «светильник». Придя в монастырь, епископ ослеп, Сергий же исцелил его.

Одного человека терзала тяжкая болезнь. Родные принесли его к преподобному, тот окропил его водой, помолился о нём, больной сразу же заснул и скоро выздоровел.

Князь Владимир послал в монастырь еду и напитки. Слуга, который нёс всё это, попробовал пищу и напитков отведал. Когда слуга пришёл в монастырь, Сергий упрекнул его, слуга сразу же покаялся и получил от святого прощение.

Реклама:

Богатый человек, живший возле обители, отнял борова у соседа-бедняка и платы не дал. Обиженный пожаловался Сергию. Игумен укорял лихоимца, и тот пообещал исправиться, но потом решил денег не отдавать. Когда же он вошёл в кладовую, то увидел, что туша борова сгнила, хотя был сильный мороз. После этого чуда лихоимец раскаялся и отдал деньги.

Когда один раз святой Сергий служил Божественную литургию, его ученик Симон видел, как огонь ходил по жертвеннику и осенял алтарь. Перед причастием божественный огонь вошёл в чашу. Игумен запретил Симону рассказывать об этом, пока он, Сергий, не умрёт.

За шесть месяцев предвидел преподобный свою кончину и поручил игуменство любимому ученику Никону. А сам начал безмолв­ствовать.

Перед смертью Сергий поучал братию. А 25 сентября скончался. От его тела распространилось благоухание, а лицо было белым как снег. Сергий завещал похоронить его вне церкви, с прочими братьями. Но митрополит Киприан благословил положить преподобного в церкви, с правой стороны. Множество народу из разных городов — князья, бояре, священники, иноки — пришли проводить святого Сергия.

Секреты горы Маковец

Троице-Сергиева Лавра… Православная святыня, монастырь и крепость, слившиеся воедино. Ее история начинается с XIV века. История богатая событиями, чудесами и тайнами. Конечно, обо всех чудесах и загадках Троице Сергиевой Лавры не расскажешь даже в книге, а не то что в маленькой заметке, но о некоторых ее тайнах я все-таки сегодня постараюсь вам рассказать.
Первое упоминание о происходящих здесь чудесах доносится до нас со времен основания монастыря великим русским святым Сергием Радонежским…
Вероятно еще до того как Сергий Радонежский пришел на гору Маковец – это место было хорошо известно жителям окрестностей. В «Житие Преподобного Сергия Радонежского» о нем говорится следующее…
Это место было Самим Богом предназначено к устроению обители: над ним и прежде видали достойные люди — одни свет, другие огонь, а иные ощущали благоухание…
Подобные места часто были почитаемы нашими предками. Язычники устраивали на них свои капища, христиане ставили церкви и монастыри.
Сегодня такие необычные места принято назвать аномальными или местами силы.
Очень часто в подобных точках происходят самые необычные физические и психологические явления. Появляются столбы света, у людей возникают различные видения (часто религиозного характера), происходит оздоровление больных.
Вот, к примеру, еще один случай наблюдения в этом месте необычных световых явлений… Этому стали свидетелями люди, находившиеся на территории Лавры во время ее осады польско-литовским войском. Явление описано в книге «Осада Троице-Сергиевой Лавры»
В сентябре 1606 года, как раз накануне Сергиева дня, присутствовавшие в обители были свидетелями необыкновенного, поистине чудесного явления, которое было всеми принято за особое знамение. Вот что повествует об этом правдивый летописец:
«Священник, по имени Пимен, вечером горячо молился перед иконой Богоматери, проливая слезы… Вдруг он увидал из окна своей келии необыкновенный свет, яркий и ослепительный. В первую минуту, еще не поняв происхождения его, он подумал, что неприятели подожгли святую обитель, и это горят монастырские здания. В испуге и смятении он поспешно выбежал из келии; выйдя на крыльцо, он увидал ярко сиявший огненный столп, который поднимался над самою церковную главою и вершиною своей достигал небес. Пимен еще более ужаснулся при виде этого чудного знамения и созвал братию и бывших в монастыре посторонних мирян; — и вот собралась целая толпа народа, и все смотрели на огненный столп и дивились чудесному знамению. Так прошло несколько минут. Потом огненный столп начал мало по-малу опускаться, обратился в светлое облако и проник сквозь окно с соборный храм Пресвятой Троицы.
Да… место необычное… И сегодня вокруг Лавры продолжают рождаться легенды.
В архивах тех, кто занимается изучением аномальных явлений, хранятся описания наблюдений построек, животных, людей, к моменту наблюдения уже давно прекративших быть. Одни исследователи объясняют это проявлением «эффекта хронопортации», другие говорят о голографических эффектах, третьи – о воздействии особого места на сознание человека.
Подобный феномен отмечен и у стен Троице-Сергиевой Лавры, точнее, у одной из её стен, а ещё точнее – чудеса происходят с самой стеной.
Мне не раз доводилось слышать рассказы о наблюдении возле лавры старой деревянной стены. Одни слышали об этом феномене от других, другие сами видели стену.
Странно всё это: ведь кирпично-каменная стена с башнями, превратившая монастырь в мощную крепость, была выстроена взамен старой бревенчатой стены ещё в 1540–1550-е годы.
Ещё одна странность: люди, которые видели старую стену, никак не могут точно вспомнить, какой именно участок каменной стены «преображался» в бревенчатую; да и само осознание необычности увиденного приходило к ним уже позднее.
Несколько лет назад я столкнулся с продолжением легенды о чудесах вокруг лавры. Приехав в Москву к своему коллеге, я был просто потрясён, когда он спросил меня: «А что, пушечные ядра так и торчат из стены?»
Оказывается, он был уверен, что во время посещения Троице-Сергиевой Лавры видел торчащие из монастырской стены пушечные ядра. Это произвело на него очень сильное впечатление. Он был изрядно удивлён, когда узнал, что участка стены «с торчащими из неё пушечными ядрами» реально не существует…
Слухи, сплетни, былички и предания… Все это создает особый местный фольклор вокруг истории и загадок монастыря.
Многие убеждены, что под Троице-Сергиевой лаврой сохранилась сеть длинных подземных ходов, связывающих лавру с окрестными монастырями и пустынями. Находятся даже те, кто утверждает, будто видел входы и даже ходил по этим подземельям. Как один информаторы утверждают что ходы пребывают в очень плохом состоянии: частично затоплены, частично разрушены. Однако же реального подтверждения этому нет. И священники Лавры, и сотрудники музея-заповедника отрицают возможность их существования.
Однако об этом продолжают говорить… Находятся даже те, кто утверждает, что видел входы в эти подземелья, и даже проходил по ним какое-то расстояние.
По различным рассказам ходы достаточно большой протяжённости соединяют Троице-Сергиеву лавру, Хотьковский Покровский монастырь (существует даже упоминание ширины подземного хода ведущему из Лавры в Хотьково: «могла тройка лошадей проехать или две телеги разъехаться», Пустынь Святого Духа Параклита, Гефсиманский и Черниговский скиты (есть рассказ о том, как во время Великой Отечественной войны из Лавры в Черниговский скит переносилось оружие и продовольствие), Свято-Смоленско-Зосимову Пустынь, Гермагеновский скит и Боголюбскую Киновею, а уж рассказов о локальных, небольших ходах – и вовсе не счесть. На основе подобных рассказов можно даже попробовать создать схему легендарных подземных ходов Троице Сергиевой Лавры.
А вот и литературное упоминание об одном из таких «несуществующих» ходов из уже упоминавшейся сегодня книги «»Осада Троице-Сергиевой Лавры»…
«…С своей стороны и воеводы русские – Голицын и Голохвастов – также начали принимать более серьезные меры, чтобы как-нибудь разузнать вернее, с какой стороны ведется подкоп под лавру. Для этой цели они отдали приказание разыскать и хорошенько расчистить тайник (тайный подземный ход), который был когда-то в старину проведен из “Сушильной” башни; ход этот вел под землю наружу, в поле, так что через него можно было выйти тайно из лавры в открытое место, на дно того оврага, который окружал всю обитель».
Конечно, вероятность существования столь длинных подземных ходов мала, и скорее всего в основу легенды просто легла историческая и духовная связь монастырей Радонежья и память о соединяющих их дорогах, а вот короткие, выводящие в ближайшие окрестности Лавры, вполне могли существовать, особенно если принять во внимание ее политическое и оборонное значение.
И все-таки, мы еще и еще раз задаем себе вопрос, остающийся пока без ответа: «так на самом ли деле существуют эти подземелья или же являются плодом человеческой фантазии?».

Преподобный Сергий Радонежский. Биография

Похоронив родителей, Варфоломей уступил женатому брату Петру свою часть наследства.

Вместе с братом Стефаном он удалился для пустынножительства в лес за несколько километров от Радонежа. Сначала братья построили келию (жилище для монашествующего), а потом небольшую церковь, освященную во Имя Пресвятой Троицы. Вскоре, не выдержав трудностей жизни в пустынном месте, Стефан оставил брата и перешел в Московский Богоявленский монастырь, где сблизился с иноком Алексием — будущим митрополитом Московским, а позже стал игуменом.

В октябре 1337 года Варфоломей принял монашеский постриг с именем святого мученика Сергия.

Известия о подвижничестве Сергия распространялись по округе, к нему начали стекаться последователи, желающие вести строгую монашескую жизнь. Постепенно образовалась обитель. Основание Троицкого монастыря (ныне Свято-Троицкая Сергиева лавра) относят к 1330-1340 годам.

Через некоторое время иноки убедили Сергия принять игуменство, угрожая разойтись, если он не согласится. В 1354 году после долгих отказов Сергий был рукоположен во иеромонаха и возведен в сан игумена.

С глубоким смирением Сергий сам служил братии — строил кельи, рубил дрова, молол зерно, пек хлеб, шил одежду и обувь, носил воду.

Постепенно слава его росла, в обитель стали обращаться все, начиная от крестьян и заканчивая князьями, многие селились по соседству и жертвовали ей свое имущество. Первоначально терпевшая во всем необходимом крайнюю нужду пустынь обратилась в богатый монастырь.

Троицкий монастырь был сначала «особножитным»: подчиняясь одному игумену и сходясь для молитвы в один храм, монахи имели каждый свою келью, свое имущество, свою одежду и пищу. Около 1372 года к Сергию пришли послы от Константинопольского патриарха Филофея и принесли ему крест, параман (небольшой четырехугольный плат с изображением креста) и схиму (монашеское облачение) в благословение на новые подвиги и патриаршую грамоту, где патриарх советовал игумену устроить общежительный монастырь по примеру христианской общины апостольских времен. С патриаршим посланием преподобный Сергий отправился к митрополиту Московскому Алексию и получил от него совет ввести в обители строгое общежитие.

Вскоре иноки стали роптать на строгость устава, и Сергий покинул обитель. На реке Киржач он основал монастырь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Порядок в прежней обители стал быстро приходить в упадок, и оставшиеся иноки обратились к митрополиту Алексию, чтобы он возвратил святого. Тогда Сергий повиновался, оставив игуменом Киржачского монастыря своего ученика Романа.

Игумен Сергий был призван митрополитом Алексием на склоне лет с просьбой принять Русскую митрополию, но по смирению отказался от первосвятительства.

Сергий Радонежский выступал и как мудрый политик, стремящийся к умирению раздоров и сплочению русских земель. В 1366 году он разрешил княжеский родовой спор за Нижний Новгород, в 1387 году выехал послом к князю Олегу Рязанскому, добившись его примирения с Москвой.

Особой славой овеяны его дела и молитвы перед Куликовской битвой (1380). У Сергия Радонежского испрашивал благословения на предстоявшее сражение великий князь Димитрий Донской. Во время битвы преподобный вместе с братией стоял на молитве и просил Бога о даровании победы русскому воинству.

Достигнув глубокой старости, Сергий Радонежский, за полгода прозрев свою кончину, призвал к себе братию и благословил на игуменство опытного в духовной жизни ученика Никона.

8 октября (25 сентября по старому стилю) 1392 года преподобный Сергий скончался.

Сергий Радонежский просил братию похоронить его вне церкви, на общем монастырском кладбище, но с разрешения митрополита его тело было положено в церкви с правой стороны. Через 30 лет, 5 июля 1422 года, совершилось открытие мощей святого в присутствии его крестного сына — князя Юрия Галицкого. Тогда же было установлено местное празднование памяти преподобного в монастыре. В 1452 году Сергий Радонежский был причислен к лику святых.

В 1463 году построена первая известная церковь во имя преподобного Сергия Радонежского на владычном дворе в Новгороде.

Помимо Свято-Троицкой Сергиевой лавры, преподобный Сергий Радонежский основал Свято-Благовещенский Киржачский монастырь, Ростовский Борисоглебский монастырь, Высоцкий монастырь, Богоявленский Старо-Голутвин монастырь и другие, а его ученики учредили до 40 обителей.

Русская православная церковь отмечает память его в день кончины, а также 18 (5 по старому стилю) июля, в день обретения мощей.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Хронология редакций жития прп. Сергия Радонежского

К.А. Аверьянов

Пожалуй, самым известным русским святым является Сергий Радонежский, основатель знаменитой Троице-Сергиевой Лавры. Главный источник сведений о жизни Преподобного – его житие.

Данный памятник имеет сложную историю, дойдя до нас в нескольких редакциях, которые принадлежат перу по крайней мере двух авторов (если не считать позднейших переделок жития в XVI-XX вв.). Еще в XIX в. исследователями было установлено, что работу над житием Сергия начал младший современник преподобного Епифаний Премудрый. Об этом становится известно из ряда списков памятника, где тот прямо называется создателем жития, а также из предисловия, где автор, приступая к своему труду, сетует на то, что по прошествии 26 лет после смерти Сергия так и не было создано его биографии.

Именно это замечание позволяет довольно точно датировать время начала работы Епифания Премудрого над житием Сергия – осень 1418 г. Однако вскоре агиограф скончался. Б.М. Клосс относит его кончину к концу 1418-1419 г. Основанием для этого послужил список погребенных в Троице-Сергиевой Лавре, составители которого отметили, что Епифаний умер «около 1420 г.» . Историк соотнес это указание со свидетельством древнейшего пергаменного Троицкого синодика 1575 г. В его начальной части записаны три Епифания, один из которых – несомненно Епифаний Премудрый. Затем в этом источнике отмечено имя княгини Анастасии, супруги князя Константина Дмитриевича, о которой из летописи известно, что она скончалась в октябре 6927 г. При мартовском летоисчислении это дает октябрь 1419 г., при сентябрьском стиле – октябрь 1418 г. Поскольку Епифаний Премудрый скончался ранее княгини Анастасии, его смерть следует отнести ко времени до октября 1418 г. или до октября 1419 г. Но первая из этих двух дат отпадает по той причине, что Епифаний приступил к написанию жития Сергия только в октябре 1418 г. (в предисловии к нему говорится, что после смерти Сергия прошло уже 26 лет, т. е. подразумевается дата 25 сентября 1418 г.). Таким образом, выясняется, что Епифаний Премудрый скончался в промежутке между октябрем 1418 и октябрем 1419 г.

Правда, в последнее время появилось утверждение, что он умер гораздо позже. По мнению В.А. Кучкина, свидетельство об этом находим в «Похвальном слове Сергию Радонежскому», принадлежащем перу Епифания. В нем имеется упоминание о раке мощей преподобного, которую целуют верующие. На взгляд исследователя, эта фраза могла появиться только после 5 июля 1422 г., когда во время обретения мощей Сергия его гроб был выкопан из земли, а останки положены в специальную раку (большой ларец для хранения останков святых). Раки ставились в храме, обычно на возвышении, и делались в форме саркофага, иногда в виде архитектурного сооружения. Отсюда В.А. Кучкин делает два вывода: во-первых, «Слово похвальное Сергию Радонежскому» было написано Епифанием Премудрым после 5 июля 1422 г., а во-вторых, оно появилось не ранее жития Сергия, как полагают в литературе, а позже его . Однако, как выяснил тот же Кучкин, слово «рака» в древности имело несколько значений. Хотя чаще всего оно обозначало «гробницу, сооружение над гробом», встречаются примеры его употребления в значении «гроб» . Если же обратиться непосредственно к тексту Епифания и не «выдергивать» из него отдельное слово, то становится понятным, что в «Похвальном слове Сергию» агиограф вспоминал события 1392 г., связанные с похоронами преподобного. Многие из знавших троицкого игумена не успели на его погребение и уже после смерти Сергия приходили на его могилу, припадая к надгробию, чтобы отдать ему последние почести . Но окончательно в ошибочности рассуждений В.А. Кучкина убеждает то, что в средневековье существовал широко распространенный обычай устанавливать пустые раки над местом захоронения святого или, иными словами, над мощами, находившимися под спудом. При этом зачастую они ставились над гробом святого еще задолго до его прославления. Так, над могилой Зосимы Соловецкого (умер в 1478 г., канонизирован в 1547 г.) его ученики поставили гробницу «по третьем же лете успениа святаго» .

Мы имеем возможность уточнить дату смерти Епифания благодаря тому, что его имя упоминается в рукописных святцах в числе «русских святых и вообще особенно богоугодно поживших», но официально не канонизированных Церковью. В частности, по данным архиепископа Сергия (Спасского), оно встречается в составленной в конце XVII – начале XVIII в. книге «Описание о российских святых», неизвестный автор которой расположил памяти русских святых не по месяцам, а по городам и областям Российского царства. Другая рукопись, содержащая имена русских святых, была составлена во второй половине XVII в. в Троице-Сергиевом монастыре и поэтому богата памятями учеников Сергия Радонежского. Изложение в ней идет не по городам, как в первой, а по дням года. Оба этих памятника называют днем памяти Епифания 12 мая. Архиепископ Сергий в своей работе также пользовался выписками из рукописных святцев конца XVII в., присланных ему жителем Ростова Н.А. Кайдаловым. Их оригинал сгорел в пожар 7 мая 1868 г. в Ростове, но выписки, сделанные из них, полны. В них внесено немало неканонизированных русских святых, в том числе и Епифаний Премудрый. Днем памяти, а следовательно, и кончины Епифания в них названо 14 июня . Учитывая, что Епифаний Премудрый, судя по всему, происходил из Ростова, а также то, что 12 мая отмечается память св. Епифания Кипрского, соименного Епифанию Премудрому, становится понятным, что точная дата кончины агиографа содержится в источнике ростовского происхождения. На основании этого, зная год смерти Епифания, можно с достаточной степенью уверенности полагать, что Епифаний Премудрый скончался 14 июня 1419 г.

За несколько месяцев, отпущенных ему, Епифаний не смог завершить работу, доведя изложение примерно до половины жизненного пути Сергия.

Житие прп. Сергия Радонежского.
Пахомий Логофет.
Библиотека Новгородского Софийского
собора. 40-50-е гг. XV в., 1441 г.

О всей дальнейшей жизни основателя Троице-Сергиева монастыря становится известным из сочинения другого агиографа – Пахомия Логофета. Он являлся выходцем со знаменитого Афона, был по происхождению сербом и появился на Руси во второй половине 1430-х годов, прожив около 20 лет в Троицкой обители. Будучи «профессиональным» литератором (на это указывает его прозвище: логофет – «словоположник, письмоводец, канцелярист»), Пахомий выполнял работу по официальным заказам и получал за свой труд плату. На Руси он прославился как составитель житий, служб и канонов. По подсчетам исследователей, его перу принадлежат 10 житий, ряд похвальных слов и сказаний, 14 служб и 21 канон.

Именно он через два десятилетия после смерти Епифания приступил к написанию полного жития Сергия. При этом работа Пахомия растянулась на длительное время, свидетельством чему являются дошедшие до нас несколько редакций его труда. Такое обилие вариантов жития Сергия во многом было связано с историей его канонизации.

Тогда, как и сейчас, канонизация являлась не одномоментным событием, а достаточно длительным процессом. Главным его условием было то, что прежде чем Церковь признавала человека святым, развитие его культа должно было пройти, по крайней мере, две стадии. Первой из них являлось местное почитание (в узком смысле этого слова) – в пределах одного монастыря или населенного пункта, а второй – в более широких границах: обычно в отдельно взятой области, княжестве или епархии. В последнем случае также принято говорить о местном почитании (но в широком значении данного термина). И только затем принималось решение о канонизации в рамках всей Церкви.

Первый шаг к признанию культа троицкого игумена был сделан 5 июля 1422 г., когда накануне тридцатой годовщины со дня кончины преподобного состоялось обретение мощей Сергия Радонежского, в результате чего устанавливается местное почитание святого. Его дальнейшее развитие происходило во время игуменства в Троицком монастыре Зиновия (1432-1445). Именно при нем, в 30-е гг. XV в., закладываются традиции великокняжеских, а затем царских походов на богомолье в Троицкий монастырь, приуроченных ко дню кончины святого 25 сентября – в этот период известны как минимум два посещения Троицы в данный день великим князем Василием Темным .

Для последующих действий по прославлению Сергия Радонежского требовалось его полное жизнеописание. Но имевшееся к тому времени в Троицком монастыре житие, составленное Епифанием, доводило его биографию лишь до событий начала 60-х гг. XIV в. и ничего не говорило о последующих 30 годах его жизни – именно том времени, когда, по выражению Епифания Премудрого, «преподобный отець наш провосиалъ есть въ стране Русстей» . Поэтому перед властями обители встала задача закончить труд Епифания. Это дело было поручено появившемуся в Троицком монастыре в 1438 г. Пахомию Логофету, который создал первый вариант полного жития Сергия.

По предположению Б.М. Клосса, первый вариант своего труда Пахомий Логофет написал в 1438 г. Можно попытаться более точно определить время его создания. Московский летописный свод конца XV в. под 1439 г. сообщает о приходе к Москве в пятницу 3 июля татарской рати во главе с царем Махмутом. Набег оказался внезапным, и великий князь, не успев собраться с силами, вынужден был отойти за Волгу, оставив в городе своего воеводу князя Юрия Патрикеевича. Самый сложный момент осады, вероятно, пришелся на 5 июля – праздник обретения мощей Сергия, и можно предположить, что в этот день великий князь возносил молитвы троицкому игумену. Последующие события развивались в пользу москвичей: Махмут, безуспешно простояв под столицей 10 дней, вынужден был отойти прочь . Очевидно, увидев в этом божественное провидение, благодарный Василий Темный решился совершить богомолье в Троицкий монастырь на день памяти Сергия Радонежского. О том, что великий князь был в Троицком монастыре 25 сентября 1439 г., становится известным из его жалованной грамоты на село Сватковское Переяславского уезда . Поскольку поездка великого князя являлась делом государственной важности и готовилась заблаговременно, следует думать, что предупрежденные о ней монастырские власти решили подготовить к визиту высокого гостя полное житие основателя обители. Если это так, то время написания Пахомием первой редакции своего труда можно определить концом июля – сентябрем 1439 г.

В качестве основы для него Пахомий взял текст Епифания, который предстояло дополнить рассказом о второй половине жизни Сергия. Не исключено, что агиограф мог использовать оставшиеся в монастыре подготовительные материалы предшественника, которые тот не успел обработать из-за своей кончины. Но для работы был отведен слишком короткий срок (ее необходимо было закончить к 25 сентября – годовщине смерти преподобного), и Пахомию удалось написать лишь небольшой текст о последних 30 годах жизни Сергия. Однако на фоне обстоятельного повествования Епифания произведение Пахомия, по объему составлявшее всего четвертую часть епифаньевского, выглядело довольно блекло и скромно. Стремясь избежать этого диссонанса, Пахомий вынужден был кардинально сократить текст своего предшественника. В итоге проблема была решена – если посмотреть на структуру произведения Пахомия, то легко убедиться, что описание первой половины жизни троицкого настоятеля, основную канву которой он позаимствовал у Епифания, по объему примерно совпадает с той частью, которую написал сам Пахомий. Ограниченность времени, отпущенного Пахомию для работы над житием Сергия, привела также к тому, что в первом варианте своего труда им не был использован ряд известий о жизни преподобного, которые содержались в уже написанных к тому времени Троицкой и других летописях.

Другая особенность текста Пахомия определялась основной задачей, стоявшей перед ним, – предстоящей канонизацией Сергия. Главным основанием, по которому начиналось любое дело о причислении того или иного подвижника к лику святых, во все времена служил дар чудотворений. Поэтому неудивительно, что Пахомий наряду с изложением фактов биографии Сергия столь пристальное внимание уделяет этой стороне и включает в текст своего произведения семь эпизодов с различного рода чудесами.

Еще одной особенностью деятельности Пахомия стало то, что ему пришлось писать в сложную в политическом отношении эпоху феодальной войны второй четверти XV в. В условиях ожесточенной и полной драматизма борьбы за великое княжение монастырские власти сочли за лучшее «исправить» некоторые факты из жизнеописания святого, которые в быстро меняющейся обстановке могли бы вызвать ненужные ассоциации. В частности, Б. М. Клосс указывает, что преемником Сергия Радонежского и новым игуменом в Троицкой обители сразу после смерти преподобного стал Савва Сторожевский, позднее основавший известный Саввино-Сторожевский монастырь близ Звенигорода. Но Звенигород входил в удел злейших противников великого князя Василия Темного – его дяди князя Юрия Дмитриевича и сыновей последнего, и поэтому монастырские власти посчитали необходимым не упоминать имени подлинного преемника Сергия, а представить дело так, что после кончины преподобного Троицкую обитель возглавил другой ученик Сергия – Никон .

Несмотря на то, что с поставленной задачей по написанию жития Сергия, наличие которого являлось необходимым формальным моментом для канонизации, Пахомий в целом справился, преподобный в конце 1430-х гг. так и не был причислен к лику святых. Объяснялось это тем, что официально право причисления к лику святых всегда принадлежало главе Русской православной Церкви. Между тем, в это время на Руси митрополита долгое время не было. Рукоположенный в 1437 г. константинопольским патриархом Иосифом на этот пост митрополит Исидор уже через полгода после своего прибытия на Русь отправился в Италию для участия во Флорентийском соборе, созванном для решения вопроса об объединении западной и восточной Церквей. Так как первый вариант жития Сергия составлялся в спешке, монастырские власти решились подготовить к возвращению Исидора на Русь новую, вторую по счету, более полную редакцию жизнеописания преподобного. По наблюдениям Б.М. Клосса, она была дополнена по тексту Епифания Премудрого и другим источникам. Исследователь относит время ее создания к 1437-1440 гг.. Однако эту датировку можно сузить. Поскольку первая попытка канонизации Сергия в 1439 г. не удалась, следует думать, что Пахомий работал над второй редакцией жизнеописания преподобного на протяжении 1440 г.

Но и на этот раз канонизации основателя Троицкого монастыря не произошло. Препятствием для нее стали внешние обстоятельства. Хотя митрополит Исидор возвратился в Москву в марте 1441 г., уже через три дня по распоряжению Василия Темного он был низложен за то, что принял Флорентийскую унию (1439). Понятно, что в этих условиях церковной и светской власти было не до прославления Сергия.

Тем не менее, троицкий игумен Зиновий не оставлял надежд на успех своего дела. Соответственно продолжал работать и Пахомий. В преддверии столетнего юбилея обители, который приходился на 7 октября 1445 г. и мог стать удобным поводом для канонизации ее основателя, появилась составленная Пахомием третья, наиболее полная редакция жития Сергия, полностью соответствовавшая житийным канонам. При работе над ней агиограф учел критику, очевидно, имевшую место. В частности, он исправил хронологию событий. Если в первом варианте своего труда Пахомий поместил рассказ о начале Андроникова монастыря (1366) после сообщения о победе Дмитрия Донского над Мамаем (1380), то в третьей редакции поставил его ранее этого события, как это было в действительности. Добавлены также пропущенные им эпизоды биографии Сергия. Так, был включен сюжет об основании Голутвинского монастыря под Коломной, который отсутствует в первой редакции. Но самое главное, Пахомий дополнил свое произведение рассказом об обретении мощей святого и его посмертных чудесах – без их наличия канонизация даже формально не могла быть проведена. Б.М. Клосс относит составление третьей редакции ко времени «около 1442 г.». Основанием для этого послужило то, что в заключительной похвале Сергию делается акцент на его чудесной способности примирять враждующих «православных царей», а именно в 1442 г. в Троицком монастыре произошло примирение Василия Темного и Дмитрия Шемяки. Одновременно в тексте самой редакции превозносятся добродетели отца Шемяки – князя Юрия Дмитриевича . Соглашаясь с наблюдениями ученого, все же стоит создание третьей редакции отнести к периоду не «около 1442 г.», а ко времени сразу после того, как в 1442 г. примирились ранее враждовавшие князья. С учетом же предстоявшего юбилея работу Пахомия, вероятно, нужно датировать 1443-1444 гг.

Со своей стороны, игумену Зиновию, являвшемуся главным инициатором прославления Сергия, удалось найти лазейку в строгих церковных правилах. Хотя к этому времени официально утвержденного митрополита на Руси по-прежнему не было, расчет Зиновия строился на том, что его обязанности исполнял владыка Иона, «нареченный» в митрополиты еще в 30-е гг. XV в., но не утвержденный на этом посту патриархом. Поскольку Троицкий монастырь входил в митрополичью область, управлявшего ею Иону можно было рассматривать не как митрополита, а как епархиального владыку. Таким образом, Иона имел формальное право объявить Сергия святым в пределах митрополичьей области, иными словами, в границах Московского княжества.

Но этому помешали два события, случившиеся в один и тот же год. День в день ровно за три месяца до предполагавшегося юбилея, а именно 7 июля 1445 г., произошел знаменитый Суздальский бой, в результате которого Василий Темный попал в татарский плен, а на великокняжеском столе оказался Дмитрий Шемяка. Политическая ситуация коренным образом изменилась, и Пахомий был вынужден приступить к переделке созданного им жизнеописания Сергия, срочно сокращая и обезличивая его. Так возникла следующая, уже четвертая редакция жития. Однако и на этот раз труд агиографа остался невостребованным. Вскоре умирает сам Зиновий, затем последовала «чехарда» троицких игуменов, которые менялись в зависимости от того, как изменялась политическая ситуация на Руси. Всего за три года в монастыре сменилось три настоятеля. Лишь после поставления игумена Мартиниана (1447-1454) дело канонизации Сергия сдвинулось с мертвой точки. Очевидно, именно в начале его игуменства основатель обители был канонизирован в пределах Московской земли. Во всяком случае, из документа 1448 г. явствует, что к этому времени Сергий Радонежский уже вошел в пантеон святых, почитавшихся в Московском княжестве, то есть получил местное почитание в широком смысле этого слова. Речь идет о докончании Василия Темного и Ивана Андреевича Можайского. Имя Сергия также фигурирует среди «всех святых и великих чюдотворець земли нашеа», которые упомянуты в «проклятых грамотах» князя Дмитрия Шемяки великому князю Василию Темному, составленных в начале 1448 г. .

Что же касается общегосударственной канонизации, это произошло чуть позже. В 1449 г. третья Пахомиевская редакция жития Сергия была дополнена описанием чудес, случившихся у гроба Сергия в 1448 и 1449 гг., последнее из которых датируется 31 мая 1449 г. . Понятно, что данный документ был составлен не случайно. Из сообщения летописца становится известно, что 15 декабря этого же года на церковном соборе в митрополиты «всея Руси» был поставлен владыка Иона . Очевидно, тогда же и была произведена общерусская канонизация Сергия – именно к началу заседаний этого собора и был приурочен рассказ о самых последних по времени «чудесах» Сергия.

Таким образом, выясняется тесная связь создания различных редакций жития Сергия Радонежского с процессом его канонизации, который растянулся без малого на четверть века.

Источник: Славянский альманах . – М.: Индрик, 2011. С. 36-45.

Примечания

Список погребенных в Троицкой Сергиевой лавре от основания оной до 1880 г. – М., 1880. С. 11-12.

Полн. собр. русских летописей. – Л., 1928. Т. 1. Вып. 3. Стб. 540. (Далее: ПСРЛ).

Клосс Б.М. Избр. труды. Т. 1. Житие Сергия Радонежского. – М., 1998. С. 97.

Там же. С. 416. Ср.: Словарь русского языка XI-XVII вв. – М., 1995. Вып. 21. С. 265.

См.: Клосс Б.М. Житие Сергия Радонежского… С. 280-281.

Сергий (Спасский), архиеп. Полный месяцеслов Востока. – М., 1997. Т. 1. С. 257, 380-384; Т. III. С. 558.

Клосс Б.М. Житие Сергия Радонежского… С. 70-71.

Там же. С. 278.

Там же. С. 129, 161.

ПСРЛ. – М.; Л., 1949. Т. 25. С. 260.

Акты социально-экономической истории Северо-Восточной Руси конца XIV – нач. XVI в. – М., 1952. Т. 1. № 139.

Клосс Б.М. Житие Сергия Радонежского… С. 18-19, 60.

Там же. С. 165.

Там же. С. 168.

ПСРЛ. Т. 25. С. 270.

Чудесная помощь преподобного Сергия в наши дни

Накануне дня памяти преподобного Сергия Радонежского мы попросили читателей поделиться своими историями о чудесной помощи Игумена Земли русской.

Преподобный Сергий Радонежский

Сергий Б.
Однажды я попал в переделку

Давно это было… Ночью один попал в переделку — и не был ограблен и избит только потому, что зовут Сергей и что про преподобного Сергия знал. Старый вор, синий от наколок, заслонил меня от своих и уговорил их меня не трогать, а мне наказал благодарить Преподобного и помянуть всех с именем Сергей.

Анна
Теперь у нас есть Дашенька

Более 20 лет назад на источнике преподобного Сергия Радонежского я попросила святого помочь моей сестре забеременеть и родить ребенка. Почти сразу произошло чудо. А ведь моя сестра до этого много лет не могла забеременеть. Благодаря молитвам преподобного Сергия теперь у нас есть наша Дашенька, дар от Господа.

Наталья И.
Я хотела уходить из центра по работе с наркозависимыми

Это произошло со мной в 2002 г. К тому времени я уже 7 лет работала в Центре св. прав. Иоанна Кронштадтского в Москве. Наш центр помогает людям, пострадавшим от сект, оккультизма, алкозависимости и наркомании. Послушание моё было очень тяжёлым: постоянное общение, помощь этим несчастным требовали большой физической и духовной самоотдачи. И вот настал момент, когда я совсем иссякла. Малодушие захлестнуло меня полностью. Лукавый нашептывал мне, что такая большая жертва с моей стороны не имеет смысла — неизвестно ещё, насколько нужна моя помощь. Появились мысли об уходе. И я, как обычно в трудные для меня минуты, решила помолиться у мощей прп. Сергия в Троице-Сергиевой Лавре с просьбой получить ответ на мои сомнения.

Троице-Сергиева лавра

При входе в храм, где покоятся мощи Преподобного, я столкнулась с тремя нашими подопечными, как говорится, «лоб в лоб». Они рассказали, что приехали за помощью к прп. Сергию, чтобы святой помог им справиться с наркозависимостью. Мне всё стало ясно. Ответ от Преподобного «стоял» передо мной в виде этих трёх ребят. Святой как бы передал их из своих рук в мои. Все мои сомнения сразу исчезли. Слава Богу! Один из них ныне закончил духовную семинарию и стал священником. Учится в духовной академии. Сейчас у него трое деток, а может, уже и четверо — давно не созванивалась. Вот такое произошло со мной чудо!

Максим
Святой помог мне найти работу

Я две недели искал работу, была пара вариантов, но неинтересных. После поездки к преподобному Сергию мне позвонили сами, и место оказалось идеальным для меня! Слава Богу!

Ольга
Обо мне начали рассказывать гадости на работе

Случай, о котором я хочу написать, произошел этой весной. У меня появились проблемы на работе: кто-то начал рассказывать обо мне нехорошие вещи, которые я не совершала, руководителю учреждения. Он вызвал моего непосредственного начальника и сказал ему, чтобы тот уволил меня как можно быстрее. Мой начальник тоже был в растерянности, так как у него не было никаких видимых причин увольнять меня, но в то же время он не мог ничего сделать. Я работаю в Университете и работа связана с учебой, поэтому я и поехала к Батюшке Сергию в Лавру. Преподобный всегда помогал мне в учебе, а позже — в работе. Я помолилась Батюшке и когда пришла на следующий день на работу, начальник сказал, что произошло какое-то недоразумение и что я могу спокойно работать дальше. Я уверена, что все это произошло по молитвам Преподобного.

У мощей прп. Сергия

Анна
Перед каждым экзаменом я молилась Преподобному

В этом году я закончила вечернюю школу и сдавала ЕГЭ. Перед каждым экзаменом молилась Преподобному. По математике оказался неожиданно лёгкий вариант с моими любимыми задачками. Русский… Это были три года ужаса моих учителей в вечёрке. Я не умею писать сочинения по чужому тексту и за всё время учёбы в школе едва написала одно целое тренировочное сочинение, провозившись с ним несколько дней. А на самом ЕГЭ мне попался замечательный текст для сочинения, и для аргументов идеально подошли те произведения, которые я давно и хорошо знаю и люблю, причем они далеко не из списка рекомендуемых школьникам книг. Итог: «5» по математике и 90 баллов по русскому. После ЕГЭ я практически сразу забыла, как решала все эти задания. Но аттестат уже есть — значит, он для чего-то был нужен. Дивен Бог во святых Своих!

Ксения К.
Я молилась о поступлении в вуз

В то лето, когда я закончила школу и поступала в институт, зашла однажды в церковь на службу. После неё батюшка рассказал, как в свои студенческие годы молился прп. Сергию Радонежскому перед экзаменом, чтобы сдать его на «4». И сдал его именно на «4»… После этого я стала молиться, чтобы мне сдать вступительное испытание в ВУЗ на минимальный проходной балл. И я сдала… Именно набранное мною количество баллов было проходным. Преподобне отче Сергие, моли Бога о нас!

Яна Я.
Я долго искала работу

Преподобный Сергий Радонежский Однажды я долго, в течение нескольких месяцев, искала работу. Хотя у меня хорошее образование и я знаю три иностранных языка, меня никуда не брали… И вот привезли к нам в город икону батюшки Сергия с частичкой мощей. Я пошла на молебен (правда, не с целью просить работу, а просто помолиться: очень я люблю ходить в церковь, люблю Сергиев Посад и святого Сергия Радонежского). После молебна вернулась домой, открыла почту — а там приглашение на собеседование! И в другой раз я очень переживала из-за собеседования и решила, чтобы успокоиться, почитать акафист Сергию Радонежскому и легла спать. Утром пришла на собеседование с хорошим настроением — и меня встретили так, как будто только меня и ждали, с распростертыми объятиями! И, конечно, приняли, причём все совпало, как я и хотела: и график и зарплата! Вот так!

Екатерина К., г. Минск
Я почувствовала душу своего сына

Случайно увидев на сайте Православие.Ru прямой вопрос: «Помог ли вам когда-то преподобный Сергий?», не задумываясь, ответила себе: «Конечно, помог!» Преподобный Сергий — один из моих любимых угодников Божиих. Я думала, что мне будет легко изложить те случаи, когда он помогал нам, но оказалось, что прп. Сергий присутствовал в нашей жизни постоянно, и вычленить что-то конкретно не получалось. Казалось: ну, что тут такого, какое это чудо, зачем писать?.. Потом решила, что будет нечестно, если промолчу. В результате прп. Сергий помог мне осмыслить большой кусок моей жизни — очень тяжелый, но и очень важный.

И хотя моя жизнь не стала безмятежной, теперь я знаю, что Богородица и святые угодники обязательно помогут мне, лишь бы я не забывала о них и доверяла во всём. Тогда нам всё возможно!

Чудо особенно заметно на фоне полной безнадежности ситуации, когда в жизни человека, казалось бы, нет никаких предпосылок для улучшений, когда все обстоятельства давят на него, лишают сил и надежд. Именно поэтому у меня получился довольно длинный рассказ.

***

Встреча преподобных Стефана и Сергия

Преподобный Сергий явно присутствует в жизни нашей семьи с 2010 г. В этот год мой сын Константин пошёл служить в армию. До этого времени нам с ним и ему самому было тяжело.

Когда Косте было 9 лет, мы с мужем развелись. Спустя 3 года я стала жить гражданским браком с другим мужчиной. Отношения между ним и Костей не сложились и к 15 годам стали очень напряженными. Костя отдалился от меня, успеваемость в школе снизилась, и, что хуже, он стал часто прогуливать уроки. Будучи способным, особенно к языкам, ничего не доводил до конца, постоянно пропадал по клубам, чужим квартирам и игральным автоматам. В результате пришлось перевести его в другую школу из гимназии. Потом он решил не идти в последний класс, а поступить в колледж на иностранные языки. И поступил. Но не окончил его, т.к. не смог учиться — опять стал пропускать, но только уже по причине «любви» (появилась очередная девочка). Два раза его восстанавливали на 1-м курсе — и всё зря. В результате, когда ему исполнилось 18 лет, у него даже не было аттестата среднего образования (он должен был его получить после 3 курса колледжа). Вот так, без образования, без интересов, без работы мой Костя получил повестку из военкомата.

Я жертвовала общением с сыном ради престижной работы, муж выпивал

Думаю, резонно задать здесь вопрос: «А что делали мать, отец, другие родственники, наблюдая, как пропадает ребенок?» Скажу честно: такой финал был обусловлен всей нашей предыдущей жизнью: я жертвовала общением с сыном ради престижной высокооплачиваемой работы, муж-врач выпивал, бабушки и дедушки болели, переносили операции, и все мы были очень далеки от церкви. Ребенку обеспечивалась материальная сторона жизни (игрушки, компьютер, модная одежда, кафе, поездки), а о духовной стороне жизни я почти не думала, хотя старалась растить его приличным и воспитанным человеком. Поэтому престиж в образовании для последующего устройства в жизни играл большую роль. Но Костя, как назло, нарушал все мои честолюбивые планы.

Когда всё начало рассыпаться, я вдруг почувствовала, что не справляюсь. Я стала понимать, что в том, как я живу, в моих ценностях, кроется большая проблема. Я начала пересматривать и переоценивать свою жизнь. То, что я делала и чем, о ужас!, хвасталась, стало мне противно. Я начала испытывать за себя стыд там, где раньше испытывала удовлетворение и гордость. Через восточных философов и эзотерические книги я неожиданно нащупала тропинку, с которой не хотелось сходить. Как будто случайно я подошла к бездонному колодцу, наполненному такой мудростью, что хотелось пить из него без конца. В результате я выставила большие стопки всех моих эзотерических книг возле мусорных баков. И стала ходить в ближайшую церковь.

На тот момент, когда Костя получил повестку, у меня за плечами было 9 лет сложного пути к храму, к Православию, череда неумелых, болезненных исповедей, сложных подготовок к Причастию, всевозможных ломок и препятствий. Но я тогда уже знала, что без этого я жить не могу, что это единственный путь, который будет спасителен как для меня, так и для моего сына и всей нашей семьи. Помню, как в один из дней, на исповеди, батюшка сказал, что не допускает меня к причастию: мы должны определиться в отношениях с гражданским мужем (кстати, в тот день мой Костя причастился и был очень удивлен, что мне не разрешили). Тогда мне впервые стало страшно. Я поняла, что это всё очень серьёзно, что игры кончились и надо совершать поступок. В 2008 г. мы официально оформили брак.

Мне стало неважно, закончит сын престижный вуз, станет ли успешным в этой жизни

За эти годы в мою жизнь вошла молитва. После развода это были просто стенания и крики о помощи, об облегчении боли, о прощении, защите. Потом, в новой семье, — просьбы о том, чтобы не повторять прежних ошибок. Когда обострились отношения с Костей, я начала молиться нашей Владычице Богородице. Раньше я как-то мало к Ней обращалась. Когда Костя пропадал по несколько дней, я неотступно взывала к Ней, просила вернуть его, сохранить. Именно в это время я признала полное своё фиаско как матери и молила Богородицу взять под Свой покров моего сына, а меня вразумить, как себя с ним вести. Только тогда я поняла, что мне уже неважно, закончит мой сын престижный вуз, будет ли много зарабатывать и станет ли успешным в этой жизни. Мне было всё равно, как мы выглядим в глазах окружающих, что мы теперь круглые «двоечники» во всём.

Молилась я и многим святым. Мой домашний иконостас увеличивался. Каждый образ святого становился образом друга. Слава Богу, в интернете сейчас много материалов, житий. Какие-то святые становились особенно близки мне по духу. Вот таким «близким» стал для меня и преподобный Сергий Радонежский, игумен земли Русской. Информации про него было, кстати, не так много. Но мне даже это нравилось, потому что это было так на него похоже: скромность даже в наши дни, спустя 700 лет! Я стала чаще обращаться к прп. Сергию, постоянно подходила к его иконе в храме и просила за сына. У меня была уверенность, что святой «вытянет» моего Костю из «двоечников», укрепит, вразумит и благословит на бой в этом миру, как он благословил на бой прпп. Ослябю и Пересвета.

Игорь Сушенок. Сергий Радонежский благословляет Дмитрия Донского

Вот так, с Богородицей и с преподобным Сергием, я решила благословить Костю идти в армию. К моему удивлению, он сказал, что и сам хочет служить, хотя раньше собирался упрашивать отца-врача «отмазать» его.

Утром перед выездом в военкомат я решила помазать Костю маслом, освященном на мощах прп. Сергия. Когда я тянулась рукой к его лбу, бутылочка почти опрокинулась, и масло щедро вылилось на лицо и грудь сына. Мы почему-то оба обрадовались, и я сказала, что прп. Сергий дал своё благословение на службу. Вот с этого момента и начались чудеса от преподобного.

Костя попал в очень хорошую часть, у него был замечательный командир и сослуживцы. Ему, привыкшему к ночным клубам, ходившему в рэперской одежде и с серьгами в ушах, расслабленному и несобранному, очень понравилось служить! Когда я к нему приезжала в часть, поражалась, как быстро он меняется, не верила своим глазам. Больше же всего я удивилась, когда он сказал, что хочет экстерном сдать экзамены за среднюю школу и получить аттестат зрелости. Я честно высказала ему мои сомнения и недоверие к этому предприятию, зная, что он не привык утруждать себя учебой, да и как во время службы в армии еще учиться и сдавать экзамены — 12 предметов экстерном?! Но он был спокоен и уверен в себе. Мне стало за себя стыдно, я решила во что бы то ни стало помочь ему, т.к. понимала, что его желание появилось не просто так, а с Божьей помощью. Всё прошло гладко, быстро. Все документы сами собой собирались, не было никаких препятствий. Люди в процессе попадались прекрасные, понимающие. Командир части отпускал на экзамены. В конце концов, Костя всё сдал и получил свой аттестат. Оценки были хорошие, таких бы он в школе не получил.

В армии он приобрел много хороших друзей, с которыми дружит и сейчас. Ему дали прекрасную характеристику. После срочной службы Костя прослужил в своей части по контракту ещё 2 года. Как только пришел из армии, сразу же поступил на заочное отделение вуза на отделение психологии. Учится там до сих пор. Потом очень быстро нашел стабильную работу в хорошей компании, на которую его привел друг.

А еще я верю, что благословение прп. Сергия и заступничество Богородицы помогло Косте найти хорошую невесту из семьи военного. В прошлом году дети поженились.

Явление Богоматери преподобному Сергию Радонежскому. Пелена. XV в.

Когда молилась Богородице, прп. Сергию и другим святым, я вдруг впервые почувствовала душу своего сына

Обязательно хочу сказать, что в то сложное время, когда я полностью положилась на Приснодеву Марию, когда молилась прп. Сергию и другим святым, я вдруг впервые почувствовала душу своего сына, за долгие годы ощутила тепло, которое от неё исходит. Оказалось, что дверь-то не закрыта! 18-летний ребенок неожиданно пустил меня к себе, как будто я наконец-то угадала пароль доступа. У нас сейчас с сыном и его женой теплые отношения. Надеюсь, с помощью Богородицы и по вразумлению прп. Сергия Радонежского мы сохраним эту связь на долгие годы, дождемся внуков и постараемся воспитать их в любви к Богу, Богородице и святым угодникам Божиим. Слава Тебе, Господи, за все Твои уроки и заботу о нас!

Ольга Ш.
Съездили две девчонки в Сергиев-Посад поклониться преподобному…

После крещения племянника я начала активно воцерковляться, даже чересчур. Надоела многим, особенно одному священнику, у которого начала часто исповедоваться. Он меня направил на дистанционные курсы катехизации. Но так как опоздала на осенний курс, ждала начало весеннего. При этом в декабре посетила Лавру, где меня буквально «перевернуло», вытряхивало из меня весь мусор. С первого дня я ощущала себя там как дома. Радовалась каждому мгновению. Продлевала дни пребывания в гостинице… А стоила она достаточно. Там у меня появилась очень близкая подруга, с которой мы до сих пор общаемся. Естественно, молилась о своем прощении. В это время, как выяснилось позже, мой будущий муж благополучно поступил на те самые дистанционные курсы, но, проучившись некоторое время, бросил. В итоге на весенние курсы мы пошли одновременно. В конце обучения было предложено всем желающим встретиться в Москве. И мы встретились. Познакомились, обменялись телефонами и забыли. Вернулись домой. Каждый занялся своим делом. Мы с одного города, но встреча произошла в Москве. Через некоторое время созвонились, пообщались и начали периодически встречаться… Довстречались… Начали вместе работать. Поженились.

Троице-Сергиева лавра

Моего мужа зовут Сергей. И мужа той самой моей подруги тоже зовут Сергей

Моего мужа зовут Сергей. И мужа той самой моей подруги тоже зовут Сергей. Вот так съездили две девчонки в Сергиев-Посад поклониться преподобному. Вообще с момента начала воцерковления меня начали окружать одни Сергеи: священник, друг, подопечный… Потом появился кум Сергей. Я благодарна преподобному Сергию Радонежскому за то, что он незримо хранит и оберегает нашу семью. В конце октября еду в Троице-Сергиеву лавру. Не была два года. Как будто вечность прошла! Надеюсь хоть немного успокоить свою душу. Мой муж умер, но это место и для него и для меня было всегда больше, чем просто место упокоения Игумена всея Руси, — это наш дом.

Ольга В.
Мне сказали, что будет патология

Два врача кричали: “Вы представляете, ЧТО у вас там развилось?! Завтра срочно на кесарево сечение с вещами!”

Преподобный Сергий Радонежский — удивительный святой. Первый раз он мне помог, когда я еще была неверующей, лишь крещеной в младенчестве. Я была беременна дочерью, когда в конце 8 месяца беременности мне поставили в качестве диагноза тяжелую патологию. Два врача, указывая на мой живот, кричали: «Вы представляете, ЧТО (а не кто) у вас там развилось?! При таком пульсе у вас во время родов будет остановка сердца. Завтра срочно на кесарево сечение с вещами!» Я прорыдав ночь, а утром поехала в Лавру к прп. Сергию. Приложилась к мощам. Слава Богу, по молитвам Сергия Радонежского родила здоровую дочку, причем сама и в срок, хоть и не в своем роддоме.

И еще Преподобный помог моему сыну поступить в институт. У сына нарушение письменной речи, и один из экзаменов — сочинение — сдать для него нереально. Я опять к Сергию Радонежскому поехала помолиться о помощи. Приезжаем с сыном сдавать документы в институт, а на его факультете сочинение заменили тестом по русскому языку. Слава Богу! Благодаря Сергию Радонежскому, его теплым молитвам сын поступил в институт. Слава Богу!

Светлана Демина
«Знал я Анатолия, которого придавила балка»

Хочу рассказать об одном чуде. Ездила я в лавру прп. Сергия и в трапезном храме решила заказать обедню о здравии близких. Перечислила всех и дошла до Анатолия (папа мой). И тут вдруг монах, который записывал имена, начал что-то чертить на бумаге. Потом говорит: «Знал я одного Анатолия, которого придавила балка». И показывает мне чертеж. Мне как-то стало не по себе. Потом думаю: наверное, ошибся. На том и расстались. Прошло время. Мы с папой на даче строили дом, и оставалось положить последнюю балку наверх. Папа хотел просто закинуть ее без мер предосторожности. А мне на память пришел тот монах со своим чертежом: все в точности повторяет нашу ситуацию, да и слова о том, что балка задавит Анатолия, в голове звучат. Я говорю:» Папа, так не годится, нужно по-другому сделать». И балку подняли благополучно. Вот такая история.

Фото: А.Горяинов / Православие.Ru

Маргарита Д.
В воскресной школе начались нестроения

Я — мама троих детей, двое из которых учатся в воскресной школе. Как-то в воскресной школе начались большие конфликты и нестроения. Мы с детишками воскресной школы поехали в Лавру к мощам святого, просили о воскресной школе. Через 3 месяца (прошло лето) к нам пришли новые педагоги из Московской духовной академии (при Троице-Сергиевой Лавре). Замечательные педагоги, которых мы очень любим!

Мария
Как я нашла жилье, отучилась в ПСТГУ и вышла замуж

Мне Преподобный помогает всегда. Не знаю почему, но у себя на родине я ходила в храм Преподобного, а когда приехала в Москву, перво-наперво поехала в Лавру (с детства мечтала там побывать). О том, что со мной будут происходить чудеса, почему-то была уверена. Как и была уверена в молитвенной помощи святого.

В Москве у меня знакомых не было — была только уверенность, что Преподобный поможет

То, что я по молитвам Преподобного поступила в Свято-Тихоновский, я здесь опущу. Потому что «самое интересное» у меня началось в первую сессию. Начнем с того, что я ехала на сессию без каких-либо «договоренностей» о проживании: в Москве у меня знакомых не было — была только уверенность, что Преподобный поможет. И я сразу приехала в Сергиев Посад. Дело было осенним вечером, на улице было темно и, по моим украинским «меркам», холодно. Помню, я спросила у кого-то на вокзале, как пройти к Лавре, и побежала. К сожалению, лаврские ворота уже закрывали. Я зашла на тогда еще находившийся рядом с Лаврой телеграф: решила погреться. А сама мысленно молюсь: «Преподобный, помоги!» И тут в телеграф влетает стайка молоденьких хорошеньких девчушек. Они были в длинных юбках и платочках, и я сразу поняла: наши. Я кинулась к одной из девочек, говорю: «Помогите, мне переночевать негде». Девочки оказались ученицами иконописного класса, и я переночевала у них. Казалось бы: ничего особенного — так бы помогли всем. Однако у меня был «знак»: девочка, к которой я обратилась, оказалась ученицей той школы, в которой я преподавала русский язык после первого университета.

Троице-Сергиева лавра

Дальше — еще удивительнее. Утром проснулись. Я приложилась к мощам. Выхожу за ворота. А сама все молюсь, не перестаю: «Преподобный, помоги, посели где-нибудь». И, пожалуйста, не подумайте, что я какая-то излишне экзальтированная барышня — вовсе нет: нормальная. Но чувствую какую-то неизъяснимую радость. И эта радость ведет меня. Я иду, иду. Вроде ноги я переставляю, а ведет — радость. И вдруг вижу: женский силуэт внизу дороги. Я поняла, что женщина пожилая, бегу к ней и кричу: «Бабушка, постойте». «Бабушка» остановилась. Поставила ведро на землю (она за водой ходила). Ждет меня. Я подбегаю. Говорю: «Бабушка, возьмите меня к себе, мне жить негде». Она мне: «А ты меня знаешь?» Я: «Нет». Она: «Бери ведро». Я беру ведро. Она: «Неси на крыльцо». Я отнесла. Там стояло еще одно пустое. Она мне: «Набери в это воды». Я пошла на улицу (там была колонка), набрала, принесла. Она мне: «Заноси в дом». Я заношу. Заходим в дом. А там под иконами сидит матушка, молится. Я внутренне ахнула. Та «бабушка», которую я на улице встретила, была без апостольника, и я не поняла, что она монахиня. И вот та, что привела меня с улицы, спрашивает у другой: «Ну что, матушка, возьмем ее жить?» А та заулыбалась, просияла и руками как замашет: «Возьмем-возьмем!» Так я у них и осталась.

Наверное, то, что в Свято-Тихоновском учиться не просто, я тоже опущу. Как и то, что на каждой сессии мне, не очень радивой студентке, помогал преподобный Сергий…

Расскажу, как меня Преподобный после учебы замуж выдал. На защите меня рекомендовали в аспирантуру. Матушка моя, которую я на улице встретила (она построже), была не очень за продолжение учебы. Но я рассуждала так: все равно я не замужем, чем еще заниматься? В общем, пошла учиться дальше. Но внутри было какое-то беспокойство: не хватало мне чего-то. Тем более что поступала я в Свято-Тихоновский девушкой взрослой, а оканчивала уже совсем… взрослой. Когда я только начинала учиться, познакомилась с человеком, который был меня старше и очень меня любил, но попыток жениться не предпринимал (такое бывает, когда мужчина взрослый и в браке ни разу не состоявший, а девушка глупая и о замужестве не думающая). Человек был очень хороший, добрый, я его помнила и, что тут скрывать, страдала. Но честно училась. А тут уже одна учеба закончилась, вторая началась, а я… В общем, поехала к Преподобному. Молюсь, а о чем — сама не знаю. Просто молюсь. Уехала. Так получилось, что от Преподобного попала в другой монастырь — Покрова Божией Матери. И вот, выхожу я из этого монастыря — вдруг телефонный звонок. Звонит тот самый мужчина, который ныне муж мой. Естественно, я сразу приехала к нему. Собрались у друзей, в беседке пьем чай, болтаем… А меня мысль не покидает: ну как же это так? это же чудо! Пока все сидели на улице, я тихонько прошла в дом руки сполоснуть. А сама думаю: ну как же? кто помог? А друзья наши — люди хорошие, добрые, но не церковные. И вот я иду к ванной, все думаю «Ну, кто же?!» И вдруг смотрю: на столике рядом с ванной стоит иконочка преподобного Сергия, единственная в этом доме. Ну, я тогда все поняла, конечно.