Высказывания песталоцци

Основные идеи И. Г. Песталоцци

10 Апрель 2014 admin Просмотров: 4880

Иоганн Генрих Песталоцци внёс огромный вклад в развитие дошкольной педагогики. Уже в юности он стремился самоотверженно служить народу. В 1774 году он открыл приют для детей из бедных семей, где сам обучал их чтению, счёту и письму, а также занимался их воспитанием. Предполагалось, что учебное заведение будет содержаться за счёт денег, заработанных самими воспитанниками, которые работали в поле, на прядильных и ткацких станках. Таким образом, педагог осуществил попытки соединить обучение детей с производительным трудом. Однако чтобы содержать приют, от детей требовались огромные физические нагрузки, а Песталоцци, будучи гуманистом и демократом, не мог позволить эксплуатации своих воспитанников. Он рассматривал труд как средство развития физических сил, хотел дать детям разностороннюю трудовую подготовку. Это был важнейший педагогический опыт Песталоцци, и после него последующие восемнадцать лет он посвятил литературной деятельности.

Взгляды и идеи педагога носили, несомненно, демократичный характер, но были ограничены исторически. Основные принципы Песталоцци:
— принцип самоценности личности, который отрицал возможность приношения личности в жертву даже на благо общества;
— принцип природосообразости, который подразумевает развитие физических и духовных возможностей ребёнка, заложенных в него природой, посредством воспитания;
— принцип наглядности, способствующий всестороннему развитию ребёнка.

Важнейшим средством воспитания Песталоцци считал любовь воспитателя к детям. Первостепенное значение для ребёнка имеет воспитательное воздействие личности педагога. На основе этих принципов Песталоцци построил методику элементарного преподавания. «Элементарное образование» предполагало построение процесса обучения таким образом, что в процессе познания объекта дети выделяют самые простые элементы, продвигаясь в обучении от простого к сложному, поднимаясь с одной ступени на другую, совершенствуя всё больше знания и умения.

Труды Песталоцци сыграли огромную роль в развитии педагогики как науки. Он заложил основы методики начального образования. Его учебники стали надолго образцом и показателем для творчества последующих педагогов. Разработанные им упражнения по развитию речи используются в практике начальной школы. Его идея строить процесс воспитания на основе взаимной любви воспитателя и ребёнка стала центральной в гуманистической педагогике.

Высказывания Песталоцци о детях:

  • Ребёнок – зеркало поступков родителей.
  • Природа вложила в сердце матери первую и самую насущную заботу о сохранении покоя в самый ранний период жизни ребёнка. Эта забота проявляется у людей повсюду в виде присущей матери материнской силы и материнской преданности.
  • Час рождения ребенка является первым часом его обучения.
  • Ребёнок любим и верит прежде, чем начинает мыслить и действовать.
  • Исходные начала и точки соприкосновения с тем, чему ребёнок должен учиться в школе, подготовлены и существуют в нём благодаря познаниям, почерпнутым из наблюдений в домашней жизни.

  • Я стараюсь ввести детей в гущу жизни и объяснить им, как любая отдельная хорошая черта человека, если она остаётся изолированной и не находит себе опоры во всём том хорошем, что имеется в природе человека, каждый раз рискует вновь затеряться в человеке или получить такое направление, которое одинаково легко может привести как к его падению, так и к его совершенствованию.
  • Не следует стремиться рано сделать из детей взрослых; нужно, чтобы они постепенно развивались в соответствии с тем, какое положение, обстоятельства их ожидают, чтобы они научились нести бремя жизни легко и быть при этом счастливыми.
  • Вообще необходимо добиваться такого положения, при котором стало бы невозможным, чтобы ребенок выиграл что-либо ложью; наоборот, быть пойманным во лжи должно представлять для него существенную опасность.

Педагогические идеи Песталоцци в цитатах:

  • Воспитание и только воспитание — цель школы.
  • Каждое хорошее воспитание требует, чтобы дома глаз матери ежедневно и ежечасно безошибочно читал в глазах, на устах и на челе ребенка каждую перемену в его душевном состоянии. Оно в сущности требует, чтобы сила воспитателя была силою отца, оживленною присутствием всей совокупности семейных отношений.
  • Несомненно, что только одна мать в состоянии заложить правильную чувственную основу воспитания человека. Ее реальные поступки, к которым ее побуждает один только голый инстинкт, являются, по существу, правильными, естественными средствами нравственного воспитания.
  • Мой первый принцип заключается в том, что мы лишь в той мере можем хорошо воспитывать ребенка, в какой знаем, что он чувствует, к чему способен, чего он хочет.
  • Начальное образование способно средствами своего искусства содействовать естественному ходу развития мыслительных способностей и поощрять его.
  • Школа должна прививать своим воспитанникам такие навыки логического мышления, которые гармонировали бы с самой природой человека.
  • Отцы и матери все ещё в святой невинности полагают, что если дети посещают школу и находятся в ней, то, значит, они развиваются как в физическом, так и в моральном отношении.
  • Обучение научным дисциплинам предполагает, следовательно, предварительное наслаждение свободой, которую оно ограничивает, точно так же как впряжение взрослого животного в плуг или телегу является произвольно направленным применением тех сил, которые молодое животное приобрело и развило в период, когда оно жило и свободно гуляло на пастбище.
  • Несомненно, что только одна мать в состоянии заложить правильную чувственную основу воспитания человека. Ее реальные поступки, к которым ее побуждает один только голый инстинкт, являются, по существу, правильными, естественными средствами нравственного воспитания.
  • Каждое хорошее воспитание требует, чтобы дома глаз матери ежедневно и ежечасно безошибочно читал в глазах, на устах и на челе ребенка каждую перемену в его душевном состоянии. Оно в сущности требует, чтобы сила воспитателя была силою отца, оживленною присутствием всей совокупности семейных отношений.
  • Природа моих средств интеллектуального образования ни в коей мере не произвольна, она необходима. Так как эти средства лишь постольку хороши, поскольку определяются самой сущностью человеческой природы, то они в основном также неизменны.

Философские мысли Песталоцци:

  • …это было несчастьем, а не нашей виной, что мы были воспитаны способными не делать хорошее, а только мечтать о нем.
  • Нравственность заключается в совершенном познании добра, в совершенном умении и желании творить добро.
  • Я жил годами в кругу более чем пятидесяти нищих детей, я делил с ними в бедности мой хлеб, я сам жил как нищий для того, чтобы научить нищих жить по-человечески.
  • Мы знаем, чего мы хотим.
  • Чтобы изменить людей, их надо любить. Влияние на них пропорционально любви к ним.
  • По законам природы слова любви не произносятся прежде, чем не созревают чувства.
  • В стране существует слепое доверие народа к школам, каковы бы они ни были.
  • Сущность человечности развивается только при наличии покоя. Без него любовь теряет всю силу своей истинности и благотворного влияния.
  • Беспокойство по сути является порождением чувственных страданий или чувственных желаний; оно — дитя жестокой нужды или ещё более жестокого эгоизма.
  • Умственное развитие и зависящая от него культура человечества требуют постоянного совершенствования логических средств искусства в целях природосообразного развития наших мыслительных способностей, наших способностей к исследованию и суждению, до осознания и использования которых человеческий род возвысился с давних пор.
  • Нравственность заключается в совершенном познании добра, в совершенном умении и желании творить добро.
  • Каждый из нас совершенно свободен, и только в качестве свободных людей мы живём, любим деятельной любовью и жертвуем собой ради выполнения своей цели.
  • Глаз хочет смотреть, ухо — слышать, нога — ходить и рука — хватать. Но также и сердце хочет верить и любить. Ум хочет мыслить. В любом задатке человеческой природы заложено естественное стремление выйти из состояния безжизненности и неумелости и стать развитой силой, которая в неразвитом состоянии заложена в нас лишь в виде своего зародыша, а не самой силы.
  • Способность человека воспринимать правду и справедливость по своему существу является всеобъемлющей, возвышенной, чистой склонностью, которая может находить себе пищу в простых, немногословных, но широких взглядах, стремлениях и чувствах.
  • Три силы вместе — способность к наблюдению, способность к речи и способность к мышлению — следует считать совокупностью всех средств развития умственных сил.
  • Значительное число людей получает образование не путём усвоения абстрактных понятий, а путём интуиции, не через блеск обманчивых словесных истин, а через устойчивую истину, присущую действующим силам.
  • Истинное природосообразное образование по самой своей сути вызывает стремление к совершенству, стремление к совершенствованию человеческих сил.
  • Человек сам природосообразно развивает основы своей нравственной жизни — любовь и веру, если только он проявляет их на деле. Человек сам природосообразно развивает основы своих умственных сил, своего мышления лишь через само действие мышления.

Вам понравилось? Нажмите кнопочку:

Иоганн Генрих Песталоцци ( 12 января 1746, Цюрих,— 17 февраля 1827, Бругг) — швейцарский педагог, один из крупнейших педагогов-гуманистов конца XVIII — начала XIX века, внёсший значительный вклад в развитие педагогической теории и практики. В истории мировой педагогики Песталоцци известен как один из великих благородных по-движников воспитания униженных и оскорбленных. За ним справедливо укрепилась слава «народного проповедника», «отца сирот», создателя подлинно народной школы.

Под влиянием произведения Руссо «Эмиль, или о воспитании», Песталоцци намечает первые контуры своей педагогической системы: природосообразность, развитие органов чувств (прежде словесных уроков), строгое соблюдение системы в развитии в каждом ребенке всех его сил и способностей; дисциплинирование ребенка, основанное на его любви и доверии к воспитателю.

В 1774 году он открыл свой первый приют для сирот, беспризорных и самых бедных детей в своём имении Нейгоф, назвав его «учреждением для бедных». В 1780 году школа И. Песталоцци разорилась и была закрыта.

В короткий срок он пишет шесть повестей – и все уничтожает, ибо они кажутся ему невозможно слабыми. Лишь седьмую, нравоучительную книгу для народа «Лингард и Гертруда», в которой проповедуются важные идеи народного образования, он несёт к издателю. Этот педагогический трактат принес Песталоцци мировую известность. В ней подробнейшим образом разъяснялось, как устраивать самим крестьянам школы для своих детей, давалась реалистическая картина жизни швейцарской деревни и выражаюсь вера в педагогический (просвещенческий) путь переустройства общества.

Генрих Песталоцци в своем сочинении «Лингард и Гертруда» развивал идеи о гуманном характере воспитания, доброжелательном отношении к детям, привитии им сочувствия и сострадательности к людям как основы их нравственного развития. В практической педагогической деятельности Песталоцци пытался соединить обучение и воспитание детей с организацией их посильного труда, использовал воспитательную роль детского сообщества, получившего впоследствии название воспитательного коллектива, для нравственного формирования своих питомцев.

Педагогические принципы Песталоцци таковы:

1. Всякое обучение должно основываться на наблюдении и опыте и лишь затем подниматься к выводам и обобщениям.

2. Процесс обучения должен строится путем последовательного перехода от части к целому.

3. Основой обучения является наглядность. Без применения наглядности нельзя добиться правильных представлений, развития мышления и речи.

4. Необходимо бороться с вербализмом, «словесной рассудочностью образования, способной формировать только пустых болтунов».

5. Обучение должно способствовать накоплению знаний и в то же время развивать умственные способности, мышление человека.

Он создает новый теоретико-педагогический труд методического характера «Как Гертруда учит своих детей». В этот период учёный создает ряд педагогических сочинений: «Цель и план воспитательного учреждения для бедных», «О народном образовании и индустрии» и др.

Стремясь создать научную педагогику, И. Песталоцци разрабатывал ее теоретические основы: ее объект, предмет, научный метод, способы правильного поиска и достоверного доказательства знаний в области педагогических исследований. Особенно важной и актуальной в настоящее время для судеб педагогической науки была идея И. Песталоцци – опытное изучение детей и их воспитания. Песталоцци в свое время доказал необходимость экспериментальной работы в школе для развития научной педагогики.

В основу научной педагогики Песталоцци положил целостное знание о человеке, «вечные законы человеческой природы». Само воспитание он рассматривал как сложный социальный процесс, органически вписанный в жизнь людей. Его неослабное внимание к социальному развитию личности заложило основы социальной педагогики. Центральной идеей этой науки (и как важной педагогической дисциплины) стала мысль И. Песталоцци о том, что «обстоятельства формируют человека, но и человек формирует обстоятельства. Человек имеет в себе силу многообразно гнуть их по своей воле. Делая это, он сам принимает участие в формировании себя и во влиянии обстоятельств, действующих на него».

Воспитание, по мнению И. Песталоцци: необходимо начинать с младенчества: «Час рождения ребёнка является первым часом его обучения». Главные понятия его педагогики нацелены на обеспечение очень простого, реально осуществимого в самых неблагоприятных социальных условиях (недорогим, не слишком продолжительным) и дающим вместе с тем такой объём знаний, умений и навыков, который богатые и сильные мира сего не столь уж часто имеют:

— во-первых, развить детей умственно, т.е. сформировать склонность и способность к самостоятельному суждению и творчеству;

— во-вторых — воспитать нравственно – сформировать деятельную доброту и способность к любви, чувство собственного достоинства – склонность и способность к самопомощи и самообороне от хищников любого рода;

— в-третьих, стремление постоянно и систематически работать над развитием своего кругозора, умение выделить ценности в мире;

— в-четвёртых, развить физически, способность к поддержанию физической силы и здоровья;

— в-пятых, трудовое воспитание, выработка культуры труда, умений и навыков рациональной работы.

Воспитание должно быть природосообразным, т.е. строиться в соответствии с естественным ходом развития самой человеческой природы. В человеке природа заложила троякого рода силы умственные, физические и нравственные (по его словам, «силы ума, сердца и руки»). Этим трём силам свойственно стремиться к развитию, значит, это стремление необходимо поддерживать и развивать, причём развивать в самой тесной связи друг – с другом, ибо «глаз хочет видеть, ухо – слышать, нога – ходить, рука – хватать, а также сердце – верить и любить, а ум хочет мыслить».

Требование гармонического развития «всех сил и способностей человеческой природы» лежит в основе разработанной им теории элементарного образования, согласно которой воспитатель, осуществляя природосообразное развитие личности ребенка, должен начинать его формирование с первоначальных основ, с простейших элементов и постепенно, переходя от одной ступеньки к другой, вести его от простого к более сложному.

Он стремился поднять научно-образовательный уровень народной школы. В учебный план народной начальной школы он ввёл навыки чтения и письма, счёта и измерения, рисование, гимнастику, пение, а также некоторые знания из области географии, истории, естествознания.

Крупнейшим вкладом Песталоцци в дидактику является его идея развивающего обучения, которую К. Ушинский назвал «великим открытием И. Песталоцци». Основной целью обучения Песталоцци считал возбуждение ума детей к активной деятельности, развитие их познавательных способностей, выработку у них умения логически мыслить и кратко выражать словами сущность усвоенных понятий. С этой целью им была разработана система упражнений, расположенных в определённой последовательности и имеющих целью привести в движение присущее природным силам человека стремление к деятельности.

Исходным в развитии мыслительных способностей, по Песталоцци, является созерцание. Это не пассивное чувственное восприятие внешних вещей и явлений, а их активное восприятие в ходе действия с ними. Это познание сущности вещей и одновременно их личностная оценка. Это творческое восприятие мира с выработкой собственного отношения к воспринимаемому. Поэтому Песталоцци критиковал современную ему школу завербализм, зубрежку, притуплявшие духовные силы детей.

Умственное элементарное образование и должно всемерно содействовать тому, чтобы дети переходили от «беспорядочных и смутных впечатлений от внешнего мира к определённым восприятиям, затем от них к ясным представлениям и, наконец, к чётким понятиям». Одним из важнейших средств формирования умственных сил ребёнка Песталоцци считал развитие способности к речи, которое должно основываться на связи с жизнью и опираться на расширяющийся детский чувственный опыт. Обучение родному языку Песталоцци тесно связывал с ознакомлением детей с самими предметами. Указывал на то, что речь ребёнка необходимо развивать планомерно, соблюдая определённую последовательность. Ему удалось создать такую систему обучения языку, при которой ребёнок начинает освоение со звуков и их сочетаний в слогах, и далее осваивает формы речи, различные её конструкции, одновременно расширяет круг своих представлений и понятий об окружающем его мире, развивает своё мышление.

Для упорядочения и облегчения наблюдений ребёнка Песталоцци считал необходимым выделять простейшие элементы, выражающие основные свойства, общие для всех предметов. Таковыми исходными простейшими элементами обучения ему представлялись: число, форма и слово. Простейшим элементом числа Песталоцци считал – единицу; формы – прямую линию; слова – звук. Им же была разработана методика начального обучения детей речи, счёту и измерению.

Наряду с элементарным умственным Песталоцци формировал и нравственное образование. Основная задача этого образования: развитие у детей высоких моральных качеств с помощью развития чувств, выработки соответствующих нравственных навыков путём непосредственного участия в добрых и полезных делах и, наконец, формирование у подрастающего поколения нравственного сознания и убеждений.

Нравственное элементарное образование Песталоцци считал необходимым начинать в семье с первых дней жизни ребёнка. Большую роль Песталоцци отводил упражнениям детей в нравственных поступках, требующих с их стороны выдержки, а порой и умения преодолевать свои желания во имя достижения нравственной цели.

Шаг вперёд, сделанный Песталоцци по сравнению с Руссо, заключается в признании активности воспитателя, который не только создаёт среду, благоприятствующую самостоятельности воспитанника, но систематически и последовательно воспитывает и обучает его, опираясь на знание внутренней стороны личности ребёнка и индивидуальных особенностей его психики. Развивая эту важную мысль, в ряде своих произведений, великий педагог настаивает на овладении педагогами методами психологического наблюдения за детьми.

Основными факторами воспитания Песталоцци считал труд, простоту, образцовый порядок, дисциплину, семью и добрую мать. В отличие от Руссо, он противопоставляет естественного человека общественному человеку, гражданину.

Процесс воспитания – процесс не только противоречивый, но и целостный. В романе «Лингард и Гертруда» он писал: «Воспитание человека – не что иное, как шлифовка отдельных звеньев одной общей цепи, связывающей воедино всё человечество; ошибки воспитания и руководства в том и заключается, что отдельные звенья вынимают, над ними мудрят, точно они существуют сами по себе, а не составляют лишь часть одной общей цепи …». Как видим, здесь Песталоцци мыслит воспитательный процесс как единую цепь, звенья которой не могут быть изолированы, обособлены друг от друга. Ошибки воспитания и заключаются в том, что эти звенья вынимаются, «над ними мудрят», т.е. думают над их усовершенствованием, улучшением в изолированном виде, приводят их в порядок только с внешней стороны и забывают об их внутреннем единстве, органической связи.

Важнейшей задачей воспитания в народной школе является подготовка детей к трудовой деятельности в соответствии с новыми экономическими и социальными условиями. «Труд сам по себе является самым надежным фундаментом всякого хорошего воспитания».

Самый правильный критерий простого, здорового воспитания – участие детей в домашнем труде, участие в котором развивает у ребенка трудолюбие, приучает его к выполнению домашних дел. Песталоцци считал, что успех воспитания в семье обеспечивается при установлении правильного взаимоотношения между членами семьи, которые должны отличаться «теплотой, участливой и возвышенной человечностью». Принцип отцовской любви Песталоцци выделяет одним из важнейших принципов воспитания

Отцовское воспитание – это родная почва, самая благоприятная. Редко когда учитель сможет справиться с воспитанием ребёнка, как его родной отец. Вот почему школы имеют такой незначительный успех. Но не менее важную роль в воспитании ребенка имеет и мать. Она центральная фигура в области семейного воспитания. «Каждый поступок матери в отношении своего ребёнка …, в каждом случае одновременно охватывает в целом все три стороны воспитания – физическое, умственное и нравственное совершенствование».

Правильное воспитание детей, по мнению Песталоцци, должно опираться на постоянное изучение их посредством наблюдения за их поступками, делами, мыслями. Он доказывал, что «изучение детей требует применения в воспитании самых разнообразных методов, ибо нет и не может быть единого универсального метода воспитания годного для всех случаев в любой обстановке. Я настолько убеждён в необходимости приспосабливать воспитание в каждое отдельном случае к потребностям, возникающим из данной индивидуальной ситуации, что если бы я имел возможность оказывать разнообразное практическое влияние, я бы, наверное, применял самые причудливые и разнообразные методы воспитания».

Чтобы хорошо знать человека, чтобы составить себе точное и ясное представление о нём, необходимо наблюдать, как он себя ведёт в такие моменты и при таких ситуациях, когда его задатки резко проявляются в явственной связи со всей его натурой. Вот почему учителям он советовал внимательно наблюдать за детьми, записывать те ответы, регистрировать те черты, которые характеризуют те или другие особенности их характера.

В работе его школы каждое утро перед занятиями проводились беседы о предстоящем дне, работе, обязанностях, а по вечерам делался точный и тщательный отчёт за день, для чего Песталоцци разработал специальные схемы. Материалы своих помощников он тщательно изучал. Например, в письме к Петерсону (от 21 марта 1783 г.) он даёт очень тонкий и глубокий анализ поведения детей, их отдельных черт личности (послушание, возбуждаемость, вспыльчивость, упрямство, живость характера, ложь, лицемерие, обжорство, отношение к слугам, прилежание в учении и труде и т.д.). Оценивая записи Петерсона, Песталоцци пишет ему следующее: «Такие образные выражения и дословная передача Вами собственных высказываний детей лучше позволяет мне узнать детей, чем тысячи экзаменов и испытаний по всем предметам их школьных занятий, – и я Вам искренне признателен за сообщение этих точных деталей».

Актуальное значение И. Песталоцци определяется, в первую очередь, тем, что он выступил одним из ярких представителей социальной педагогики. К школе он подходил как к социальному институту, который тесно связан с политикой, экономикой, культурой, морально-бытовой жизнью народа. Он строил школу, которая должна была содействовать экономическому и культурному благосостоянию народа.

Понимая, как и Руссо, сущность воспитания, Песталоцци, говоря о природосообразности, раскрывает этот принцип не в духе общей аналогии с явлениями природы (Коменский), и не в духе «мистического» своеобразного самораскрытия природных способностей ребенка (Руссо), а в духе психологизации процесса воспитания и обучения, признавая необходимость управления этими процессами. Его определение обучения как «искусства содействовать стремлению природы к своему собственному развитию» полно глубокого философского и педагогического смысла.

В основе теории обучения Песталоцци лежит определенная концепция по вопросу о соотношении между развитием, воспитанием и обучением, он считал, что развитие психических сил и способностей происходит в условиях конкретной деятельности. В своём стремлении психологизировать процесс обучения он делает значительный шаг вперёд разработкой своего «метода» – теории элементарного образования. Признание наблюдения ребёнка исходным моментом обучения, чувственного восприятия предметов как основы умственного развития способности к наблюдению, речи, мышлению; восприятие и познание ребёнком пространственных, числовых, языковых отношений – вот основные звенья «метода» Песталоцци, которые в той или другой форме живут в сокровищнице современной дидактики и школьной практики.

Очень важно также, что образование личности по Песталоцци, сопряжённое с трудовым обучением, нравственной тренировкой и политехническим обучением, служит привитию культуры труда и быта. Той самой культуры, о которой говорили педагоги советского периода (Крупская Н.К., Луначарский А.В., Макаренко А.С.) как об одной из важнейших предпосылок социально-экономического преобразования общества.

Конкретно-методическая сторона прогрессивной и глубокой педагогической концепции И.Г. Песталоцци, развиваемая такими педагогами и психологами, как Д.Б. Эльконин, А.А. Занков, В.В. Давыдов, В.А. Сухомлинский и др., успешно применяется в решении самых сложных и актуальных задач современной практики воспитания, образования и обучения.

Цитаты песталоцци о воспитании детей. Педагогические идеи Песталоцци в цитатах

Иоганн Генрих Песталоцци внёс огромный вклад в развитие дошкольной педагогики. Уже в юности он стремился самоотверженно служить народу. В 1774 году он открыл приют для детей из бедных семей, где сам обучал их чтению, счёту и письму, а также занимался их воспитанием.

Предполагалось, что учебное заведение будет содержаться за счёт денег, заработанных самими воспитанниками, которые работали в поле, на прядильных и ткацких станках. Таким образом, педагог осуществил попытки соединить обучение детей с производительным трудом.

Однако чтобы содержать приют, от детей требовались огромные физические нагрузки, а Песталоцци, будучи гуманистом и демократом, не мог позволить эксплуатации своих воспитанников. Он рассматривал труд как средство развития физических сил, хотел дать детям разностороннюю трудовую подготовку.

Это был важнейший педагогический опыт Песталоцци, и после него последующие восемнадцать лет он посвятил литературной деятельности.

Взгляды и идеи педагога носили, несомненно, демократичный характер, но были ограничены исторически.

Основные принципы Песталоцци:— принцип самоценности личности, который отрицал возможность приношения личности в жертву даже на благо общества;— принцип природосообразости, который подразумевает развитие физических и духовных возможностей ребёнка, заложенных в него природой, посредством воспитания;

— принцип наглядности, способствующий всестороннему развитию ребёнка.

Важнейшим средством воспитания Песталоцци считал любовь воспитателя к детям. Первостепенное значение для ребёнка имеет воспитательное воздействие личности педагога. На основе этих принципов Песталоцци построил методику элементарного преподавания.

«Элементарное образование» предполагало построение процесса обучения таким образом, что в процессе познания объекта дети выделяют самые простые элементы, продвигаясь в обучении от простого к сложному, поднимаясь с одной ступени на другую, совершенствуя всё больше знания и умения.

Труды Песталоцци сыграли огромную роль в развитии педагогики как науки. Он заложил основы методики начального образования.

Его учебники стали надолго образцом и показателем для творчества последующих педагогов. Разработанные им упражнения по развитию речи используются в практике начальной школы.

Его идея строить процесс воспитания на основе взаимной любви воспитателя и ребёнка стала центральной в гуманистической педагогике.

  • Ребёнок – зеркало поступков родителей.
  • Природа вложила в сердце матери первую и самую насущную заботу о сохранении покоя в самый ранний период жизни ребёнка. Эта забота проявляется у людей повсюду в виде присущей матери материнской силы и материнской преданности.
  • Час рождения ребенка является первым часом его обучения.
  • Ребёнок любим и верит прежде, чем начинает мыслить и действовать.
  • Исходные начала и точки соприкосновения с тем, чему ребёнок должен учиться в школе, подготовлены и существуют в нём благодаря познаниям, почерпнутым из наблюдений в домашней жизни.
  • Я стараюсь ввести детей в гущу жизни и объяснить им, как любая отдельная хорошая черта человека, если она остаётся изолированной и не находит себе опоры во всём том хорошем, что имеется в природе человека, каждый раз рискует вновь затеряться в человеке или получить такое направление, которое одинаково легко может привести как к его падению, так и к его совершенствованию.

  • Не следует стремиться рано сделать из детей взрослых; нужно, чтобы они постепенно развивались в соответствии с тем, какое положение, обстоятельства их ожидают, чтобы они научились нести бремя жизни легко и быть при этом счастливыми.
  • Вообще необходимо добиваться такого положения, при котором стало бы невозможным, чтобы ребенок выиграл что-либо ложью; наоборот, быть пойманным во лжи должно представлять для него существенную опасность.
  • Воспитание и только воспитание — цель школы.
  • Каждое хорошее воспитание требует, чтобы дома глаз матери ежедневно и ежечасно безошибочно читал в глазах, на устах и на челе ребенка каждую перемену в его душевном состоянии. Оно в сущности требует, чтобы сила воспитателя была силою отца, оживленною присутствием всей совокупности семейных отношений.
  • Несомненно, что только одна мать в состоянии заложить правильную чувственную основу воспитания человека. Ее реальные поступки, к которым ее побуждает один только голый инстинкт, являются, по существу, правильными, естественными средствами нравственного воспитания.
  • Мой первый принцип заключается в том, что мы лишь в той мере можем хорошо воспитывать ребенка, в какой знаем, что он чувствует, к чему способен, чего он хочет.
  • Начальное образование способно средствами своего искусства содействовать естественному ходу развития мыслительных способностей и поощрять его.
  • Школа должна прививать своим воспитанникам такие навыки логического мышления, которые гармонировали бы с самой природой человека.
  • Отцы и матери все ещё в святой невинности полагают, что если дети посещают школу и находятся в ней, то, значит, они развиваются как в физическом, так и в моральном отношении.
  • Обучение научным дисциплинам предполагает, следовательно, предварительное наслаждение свободой, которую оно ограничивает, точно так же как впряжение взрослого животного в плуг или телегу является произвольно направленным применением тех сил, которые молодое животное приобрело и развило в период, когда оно жило и свободно гуляло на пастбище.
  • Несомненно, что только одна мать в состоянии заложить правильную чувственную основу воспитания человека. Ее реальные поступки, к которым ее побуждает один только голый инстинкт, являются, по существу, правильными, естественными средствами нравственного воспитания.
  • Каждое хорошее воспитание требует, чтобы дома глаз матери ежедневно и ежечасно безошибочно читал в глазах, на устах и на челе ребенка каждую перемену в его душевном состоянии. Оно в сущности требует, чтобы сила воспитателя была силою отца, оживленною присутствием всей совокупности семейных отношений.
  • Природа моих средств интеллектуального образования ни в коей мере не произвольна, она необходима. Так как эти средства лишь постольку хороши, поскольку определяются самой сущностью человеческой природы, то они в основном также неизменны.
  • …это было несчастьем, а не нашей виной, что мы были воспитаны способными не делать хорошее, а только мечтать о нем.
  • Нравственность заключается в совершенном познании добра, в совершенном умении и желании творить добро.
  • Я жил годами в кругу более чем пятидесяти нищих детей, я делил с ними в бедности мой хлеб, я сам жил как нищий для того, чтобы научить нищих жить по-человечески.
  • Чтобы изменить людей, их надо любить. Влияние на них пропорционально любви к ним.
  • По законам природы слова любви не произносятся прежде, чем не созревают чувства.
  • В стране существует слепое доверие народа к школам, каковы бы они ни были.
  • Сущность человечности развивается только при наличии покоя. Без него любовь теряет всю силу своей истинности и благотворного влияния.
  • Беспокойство по сути является порождением чувственных страданий или чувственных желаний; оно — дитя жестокой нужды или ещё более жестокого эгоизма.
  • Умственное развитие и зависящая от него культура человечества требуют постоянного совершенствования логических средств искусства в целях природосообразного развития наших мыслительных способностей, наших способностей к исследованию и суждению, до осознания и использования которых человеческий род возвысился с давних пор.
  • Нравственность заключается в совершенном познании добра, в совершенном умении и желании творить добро.
  • Каждый из нас совершенно свободен, и только в качестве свободных людей мы живём, любим деятельной любовью и жертвуем собой ради выполнения своей цели.
  • Глаз хочет смотреть, ухо — слышать, нога — ходить и рука — хватать. Но также и сердце хочет верить и любить. Ум хочет мыслить. В любом задатке человеческой природы заложено естественное стремление выйти из состояния безжизненности и неумелости и стать развитой силой, которая в неразвитом состоянии заложена в нас лишь в виде своего зародыша, а не самой силы.
  • Способность человека воспринимать правду и справедливость по своему существу является всеобъемлющей, возвышенной, чистой склонностью, которая может находить себе пищу в простых, немногословных, но широких взглядах, стремлениях и чувствах.
  • Три силы вместе — способность к наблюдению, способность к речи и способность к мышлению — следует считать совокупностью всех средств развития умственных сил.
  • Значительное число людей получает образование не путём усвоения абстрактных понятий, а путём интуиции, не через блеск обманчивых словесных истин, а через устойчивую истину, присущую действующим силам.
  • Истинное природосообразное образование по самой своей сути вызывает стремление к совершенству, стремление к совершенствованию человеческих сил.
  • Человек сам природосообразно развивает основы своей нравственной жизни — любовь и веру, если только он проявляет их на деле. Человек сам природосообразно развивает основы своих умственных сил, своего мышления лишь через само действие мышления.

Вам понравилось? Нажмите кнопочку:

Песталоцци о ребенке

  • “Беден ребёнок или богат, каковы бы ни были внешние условия его жизни, он не сможет удовлетворить требованиям, которые ставит перед ним его человеческая природа, если путём восприятия и познания отношений чисел, форм и языка он не придёт к осознанию всего объёма своих умственных способностей”.

  • “Если ребёнок по-настоящему интеллектуально развит, его можно использовать как хочешь, с ним всегда добьёшься цели. Между тем имеется так мало людей, с помощью которых можно добиться выполнения поставленной задачи. Повсюду, особенно среди простого народа, таких людей становится всё меньше”.

  • “Хотя моё учреждение будет учреждением для бедных, тем более потому что оно будет таким, отнюдь не следует думать, что я собираюсь высевать семена превосходного образования на исключительно плохую и неплодородную почву и что поэтому наверняка не добьюсь той цели, к которой стремлюсь. Напротив, верно обратное: нужда и нищета являются лучшей на земле почвой для посева семян домовитости и производственных способностей”.

  • “Детей всё более желают научить мыслить, с одной стороны, путём произвольного и неестественного увеличения числа предметов размышления, рассматриваемых поверхностно и односторонне, с другой – путём изучения логики, иными словами, если можно так выразиться, через чёткое или изощрённое объяснение вечных законов, лежащий в основе способности к мышлению. Оба эти пути ведут лишь к тому, что врождённая способность к мышлению в лучшем случае подавляется, а в худшем – уродливо деформируется”.

  • “Блистание разного рода мастеров педагогического дела всё более усиливается, их фокусы так поражают и кажутся такими прекрасными, что никто не усомнился бы в их совершенстве, если бы это блистательное воспитание не давало плохих хозяев, которые своим поведением заставляют даже самых терпеливых рабов моды обращать внимание на причины неудачи, всюду постигающие искусственные методы воспитания”.

  • “Час рождения ребенка есть первый час его обучения”.

  • “Мои ученики будут узнавать новое не от меня; они будут открывать это новое сами. Моя главная задача – помочь им раскрыться, развить собственные идеи”.

  • “Подобно тому, как человек природосообразно возвышается до способности верить и любить не через толкование ему сущности любви и веры, а через проявление на деле истинной веры и истинной любви, так же он достигает развитой способности к мышлению не с помощью разъяснений и вечных законов, лежащих в основе мыслительных способностей человека, а только благодаря самому факту мышления”.

  • “Значительное число людей получает образование не путём усвоения абстрактных понятий, а путём интуиции, не через блеск обманчивых словесных истин, а через устойчивую истину, присущую действующим силам”.

  • “Божье солнце с одинаковой силой светит над злыми и добрыми; оно слабо освещает лишь теневые места, которые сама природа лишает света; на каждое же открытое утром и в полдень место оно с полной силой льёт свет своих лучей, делает всё, что зависит от его небесной сущности. Так же и метод: по мере своей человеческой возможности, повсюду, где он полностью применим, он действует с великолепной силой; он оказывает слабое действие лишь там, где более слабые природные задатки сами собой ограничивают результаты его воздействия”.

  • “Я говорю с моим ребёнком об очень немногих вещах – приучаю его простодушно приглядываться и прислушиваться к окружающему.

    Я просто ввожу его в тот распорядок, в котором расставлены вблизи или вдали от него все предметы, среди которых он живёт, расставлены господом Богом, который, как я верую, создал этот распорядок.

    Начинаю обучение сына с ближайших к нему предметов, и их он должен знать в совершенстве, должен уметь как следует обращаться с ними, и только тогда перехожу к более отдалённым предметам”.

Page 3

Центром всего воспитания является формирование нравственности человека.

Цель воспитания в том, чтобы развить все природные силы и способности человека. Это развитие должно быть разносторонним и гармоническим.

Песталоцци считал так: воспитание строит свое здание формирования личности на большой прочной скале природных задатков.

Все многообразные силы подрастающего человека должны развиваться естественным путем:

  • Любовь к людям — на основе собственных детских поступков, а не путем постоянных толкований о том, что такое любовь к людям, почему надо любить людей.
  • Ум развивается в процессе работы собственной мысли, а не посредством заучивания чужих мыслей.
  • Физическое развитие ребенка, подготовка его к труду также совершаются на основе применения своих физических сил и труда.

Заложенные в природе человека силы и способности развиваются путем упражнений. Образование и воспитание человека следует рассматривать как содействие внутреннему стремлению к развитию человеческих сил. Без этого воспитательные меры случайны и ненадёжны.

Воздействие воспитания на ребенка должно находиться в согласии с его природой. Педагог не должен подавлять естественного развития подрастающего человека, а направлять это развитие по правильному пути.

Главным в педагогической системе Песталоцци является теория элементарного образования – – воспитание должно начинаться с простых элементов и постепенно переходить к более сложному.

Основной принцип воспитания — это согласие с природой.

Гораздо важнее «живое чувство каждой добродетели разговору о ней». Песталоцци настаивал на том, что нравственное поведение детей формируется не путем нравоучений. Оно появляется благодаря развитию у них нравственных наклонностей, поступков, которые требуют от них самообладания и выдержки.

В школе отношения учителя и учеников должны строиться на основе отеческой любви взрослого к детям. Расширение и развитие социальных связей ребенка в атмосфере общей доброжелательности, которую создаёт учитель, приведёт к тому, что он осознает себя частью человечества.

Важнейшим средством воспитания и развития человека является труд. Он развивает физические силы, ум и нравственность.

Песталоцци считал, что способности, заложенные в каждом человеке, стремятся к развитию и надо помочь им в этом.

Иоганн Генрих Песталоцци

Как строить обучение и воспитание

Песталоцци об обучении

Песталоцци о ранннем обучении

Песталоцци о ребенке

Песталоцци о себе

Песталоцци о семье

Песталоцци о труде

Песталоцци о физическом воспитании

Методы обучения детей И.Г. Песталоцци

Заметный след в педагогике оставил И. Г. Песталоцци (1746 —1827).

Иоганн Генрих Песталоцци родился в Цюрихе, в семье врача. Отец Генриха умер, когда ему было пять лет, оставив семью практически без средств к существованию. Учиться в городской школе Генриху было сложно. Школьные предметы не интересовали его, учителя ругали за невнимательность и лень и считали тупицей. А товарищи по школе дразнили его: он был «мужиком» из деревни и имел привычку вмешиваться не в свои дела, заступаясь за слабых.

Окончив городскую школу и коллегию Каролинум (получив среднее образование), Песталоцци увлекся политической деятельностью. Затем Песталоцци занялся сельским хозяйством. Но его сельскохозяйственные начинания оказались неудачными.

В 1764 г. в имении Нейгоф он организовал «Учреждение для бедных», в котором собрал несколько десятков нищих детей, и которое он был вынужден в 1780 г. закрыть, после того как личные средства Песталоцци на содержание приюта были исчерпаны

Не имея возможности осуществить свои идеи на практике, Песталоцци решается заняться литературным трудом. Его нравоучительный роман для народа «Лингард и Гертруда» имел большой успех. Бернское экономическое общество присудило Песталоцци за это произведение золотую медаль.

После революции 1798 г. в Швейцарии правительство республики поручило Песталоцци как одному из самых известных специалистов в педагогике устройство приюта в г. Станце. В приюте было около 80 детей в возрасте от 5 до 10 лет. Успешная педагогическая работа в Станце длилась около полугода. Из-за начавшихся военных действий приют пришлось закрыть.

Песталоцци перебирается в более спокойную часть Швейцарии, в местечко Бургдорф, и здесь в школе для маленьких детей занимается разработкой методов первоначального обучения детей в возрасте от 5 до 8 лет. Методы, применяемые Песталоцци, дали хорошие результаты. Но вокруг школы поднялись споры, была назначена правительственная комиссия. По итогам ее работы правительственный комиссар написал такой отзыв: «Вы показали, какие силы таятся в человеке даже в период самого нежного возраста. Удивительный успех ваших учеников, достигнутый при самых разнообразных способностях каждого из них, ясно убеждает, что из всякого ребенка может быть что-нибудь сделано, если учитель сумеет понять особенности его умственных способностей и психологически верно приняться за их развитие». В другом отчете говорилось: «Тайна успеха заключается в том, что тут стараются только помочь природе и она является настоящей учительницей. При этом способе учитель как бы скрывается за ученьем. Учитель не является ученикам чем-то высшим, как это обычно бывает, — он минуту за минутой переживает с детьми, и со стороны кажется, что не он их учит, а сам с ними учится».

Городские власти поддержали Песталоцци, и в 1800 г. в Бургдорфе был открыт институт, соединивший в себе учебно-воспитательное заведение для детей и учреждение по подготовке учителей, который в 1805 г. был переведен Песталоцци во французскую часть Швейцарии, в местечко Ивердон. Ивердонский институт Песталоцци получил международную известность как «Дом Песталоцци». Он просуществовал с 1805 до 1825 г.

Умер Песталоцци в 1829 г. в Нейгофе. На памятнике Песталоцци среди строк посвящения есть и такая: «Все для других — ничего для себя».

Педагогические воззрения Песталоцци раскрываются в его многочисленных произведениях различных жанров: романах, статьях, письмах, трактатах, научных (с позиции своего времени) произведениях. Тогда именно такая литература пользовалась большой популярностью и могла дойти до широких слоев общественности, к чему всегда стремился Песталоцци. Только такая литература могла попасть к женщине-матери, которая, по мнению Песталоцци, является лучшим воспитателем ребенка. Это убеждение Песталоцци пронес через всю свою жизнь. Именно мать лучше всего понимает своего ребенка, знает, на что он способен, и только она может правильно воспитать его в соответствии с его природными склонностями.

По Песталоцци, именно в семейном кругу почти не бывает серьезных недостатков в воспитании. Только там ребенок почти не может не сделаться хорошим.

Для того чтобы помочь матерям в семейном воспитании, Песталоцци пишет «Книгу матерей». В ней он дает ряд специальных упражнений по систематизации первоначальных детских знаний, отталкиваясь от своих представлений об объектах, которые могут служить основой для дальнейшей систематизации знаний. Основным объектом познания Песталоцци считал самого человека и его взаимоотношения с окружающей средой.

Исходным пунктом всякого знания, по мысли Песталоцци, является наглядность. Наблюдательность ребенка должна распространяться, подобно лучам, исходя из того, что доступно его осязанию, что он видит вокруг себя, переходя к тому, что расположено поблизости, и мало-помалу продвигаясь к предметам более отдаленным. Знание начинается вокруг человека и оттуда распространяется концентрически от простого к более сложному. Ничего не стоит к нам ближе нашего собственного тела. Следовательно, необходимо, чтобы ребенок был в состоянии называть все части своего тела.

Одно из основных средств познания — речь. Она является отражением всех впечатлений человека об окружающем мире и звеном, через которое природа связывает чувственные представления человека с окружающей жизнью.

Творец вложил в ребенка природные силы и способности, которым присуще стремление к развитию. Задача материнского воспитания заключается в том, чтобы путем специальных упражнений содействовать развитию этих сил.

Гармонического развития ребенка, полагал Песталоцци, возможно достичь через разработанную им систему элементарного образования.

В ее основе лежала идея природосообразного развития сил и способностей человеческой души, ума и эстетических способностей. Своеобразной была оценка Песталоцци семейного и общественного воспитания. Он считал, что школьное воспитание и обучение тоже оправданы, но только в том случае, если нет возможности воспитывать ребенка дома, но и они тоже должны основываться на семейных началах и деятельностном подходе. Школьное обучение, не основанное на семейных началах, ведет к ухудшению человеческого рода.

Умственный рост ребенка зависит от постоянных упражнений и деятельности. Необходимо, чтобы ребенок постоянно действовал, чтобы его глаза, голос и руки были постоянно заняты.

Настоящая школа — та, в которой действуют все: как учитель, так и ученики. Преподаватель говорит, произносит фразы, предлагает вопросы, а ученики думают и отвечают. Длинные изложения утомляют, вопросы же возбуждают и оживляют. Деятельность является обязательным условием прогресса в школе.

Песталоцци требовал, чтобы школа имела в виду не обучение человека, а его развитие как воздействие на личность ребенка.

Песталоцци достаточно долго искал психологический первоисточник всех приемов обучения. И в результате большой практической работы установил, что такими элементарными средствами обучения являются число, форма и слово (язык). Отсюда выводились следующие дидактические правила.

• Как можно более расширить круг наблюдений детей.

• Прочно и систематически укреплять наблюдения, ими усвоенные.

• Как можно более глубоко познакомить с языком для выражения словом всего того, с чем познакомили и должны познакомить их природа и искусство.

Впоследствии опыт практической деятельности показал, что эти правила должны быть дополнены. Песталоцци пришел к выводу, что:

• упражнение в черчении линий, углов и дуг влияет на умение наблюдать за предметами, тренирует детскую руку и содействует созданию целостной картины мира;

• огромное значение в формировании мировоззрения имеет природоведческая направленность обучения; наиболее эффективными приемами этой работы являются прогулки, собирание гербариев, уход за растениями.

Исходя из установленных дидактических правил, Песталоцци разработал методику первоначального обучения детей арифметике, началам геометрии и родному языку. С геометрией было тесно связано обучение рисованию и письму.

Обучение чтению начиналось со слуховых упражнений со звуками. Через звукоподражание дети овладевали звуками; усвоив буквы и слоги, они переходили к чтению слов и предложений.

Обучение счету велось через изучение понятий «один» и «много» — к графическим символам чисел первого десятка и операций с ними.

Обучение геометрии начиналось с понятия «линия» и через понятие «угол» — к геометрическим фигурам (квадрат, круг, овал).

В элементарное образование помимо умственного воспитания входило также нравственное и физическое образование.

Принципы работы должны быть общие. Так, например, простейшим элементом нравственного воспитания Песталоцци считал любовь ребенка к матери, а простейшим элементом физического воспитания — естественное стремление ребенка к деятельности и игре.

Путь движения к формированию нравственного человека был определен Песталоцци таким образом: от выработки нравственных наклонностей — через упражнение в нравственных поступках — к развитию нравственных воззрений.

Если попытаться выразить суть учения Песталоцци в сжатой форме, то оно могло бы выглядеть так.

• Основные начала воспитания находятся в самой природе человека, их нужно не сочинять, а только отыскивать в нем.

• В самой природе человека заложено стремление к развитию, Поэтому школа должна иметь в виду не обучение, а развитие.

• Развитие человека начинается с чувственных ощущений, его интеллектуальная ступень состоит в разумности, а практическая — в самостоятельности как одного из основных условий успешного Развития вообще.

• Главная цель первоначального обучения — не приобретение знаний и умений, а развитие всех духовных сил и способностей. Это краеугольный камень дидактики Песталоцци.

• Число, форма и слово (язык) есть элементарные средства обучения, они составляют основу всякого элементарного образования и правильного познания.

• Наглядность — необходимая основа всякого обучения.

Оценивая значение своей деятельности, Песталоцци говорил: «Я прочно установил высший основной принцип обучения, признав наглядность основой всякого познания, и старался найти сущность самого учения и его первоначальную форму, при помощи которой сама природа определяет развитие человеческого рода».