Взыграние младенца икона

Икона Божией Матери «Взыграние Младенца»

Икона Божией Матери «Взыграние Младенца»

Ежегодно 20 ноября отмечается день памяти иконы Божией Матери «Взыграние Младенца». У этого образа Богородицы удивительная история: она была явлена в Николо-Угрешском монастыре, там, где в XIV веке уже была чудесным образом обретена икона святителя и чудотворца Николая Угодника. Именно в Николо-Угрешском монастыре хранятся многие святыни Православной Церкви.

После чудесного обретения иконы Божией Матери «Взыграние Младенца» в 1795 году прошли годы. Во время революции случилась трагедия — икона пропала, и о ней долго никто ничего не знал. Пока в 2003 году в монастырь не пожертвовали образ, поразительно напоминающий чудотворный список… Его установили на прежнее место образа «Взыграние Младенца». Сейчас икона хранится в алтаре Преображенского собора. Ей можно поклониться в монастыре.

Где находится икона

  • Известные списки иконы – московская и костромская иконы Божией Матери «Взыграние Младенца» также хранятся в Государственной Третьяковской галерее.
  • Еще один список находится в Московском Новодевичьем монастыре.
  • Иконе Божией Матери «Взыграние Младенца» можно поклониться в Ватопедском монастыре на горе Афон.

В чем помогает икона Икона Божией Матери «Взыграние Младенца»

Для женщины, ожидающей ребенка, период беременности становится очень важным и волнующим. Бог даровал ей счастье и ответственность будущего материнства. Икона Божией Матери «Взыграние Младенца» — это образ, Материнской любви Богородицы. Глядя на икону, мы вспоминаем о великой жертве, которую принес Христос и о страданиях, которые вместе с ним переносила Пресвятая Богородица. На чудотворном образе, по молитвам перед которым многие исцелялись от бесплодия, Младенец Иисус протягивает в игре руки к Богородице, а Она прижимается к Нему щекой. Ее любовь к Нему и нежность — это любовь ко всему человечеству.

Перед иконой молятся о:

  • даровании детей;
  • благополучной беременности;
  • благополучных родах;
  • о здравии младенца и его матери.

Открытые источники

Владимирская икона Божией Матери: история происхождения

Молитвы образу Икона Божией Матери «Взыграние Младенца»

Перед иконой молятся о благополучном родозразрешении.

«Пресвятая Дево, Мати Господа нашего Иисуса Христа, яже веси рождение и естество матере и чада, помилуй рабу Твою (имя) и помози в час сей да разрешится бремене своего благополучно. О всемилостивая Владычице Богородице, яже не потребовала еси помощи в рождении Сына Божия, подаждь помощь сей рабе твоей помощи требующей, наипаче же от Тебе. Даруй ей благомощие в час сей, и младенца иже имать родитися и внити в свет мира сего сподоби в благопотребное время и умнаго света во святем крещении водою и духом. Тебе припадаем, Мати Бога вышняго, молящеся: Буди милостива мати сей, ейже прииде время быти мати, и умоли воплотившагося из Тебе, Христа Бога нашего, да укрепит ю силою своею свыше. Аминь».

«О Преславная Матерь Божия, помилуй меня, рабу Твою, и прииди ко мне на помощь во время моих болезней и опасностей, с которыми рождают чад все бедные дочери Евы. Вспомни, о Благословенная в женах, с какою радостию и любовию Ты шла поспешно в горнюю страну посетить сродницу Твою Елисавету во время ее беременности и какое чудесное действие произвело благодатное посещение Твое и в матери, и в младенце. И по неисчерпаемому благосердию Твоему даруй и мне, униженнейшей рабе Твоей, разрешитися от бремени благополучно; даруй мне сию благодать, чтобы дитя, покоящееся теперь под моим сердцем, пришедши в чувство, с радостным взыгранием, подобно святому младенцу Иоанну, поклонялось Божественному Господу Спасителю, Который из любви к нам, грешным, не возгнушался и Сам стать Младенцем. Неизглаголанная радость, которою преисполнилось девственное Твое сердце при воззрении на новорожденного Твоего Сына и Господа, да усладит скорбь, предстоящую мне среди болезней рождения. Жизнь моя, мой Спаситель, рожденный Тобою, да спасет меня от смерти, пресекающей жизнь многих матерей в час разрешения, и да причтет плод чрева моего к числу избранных Божиих. Услышь, Пресвятая Царица Небесная, смиренную мольбу мою и призри на меня, бедную грешницу, оком Твоея благодати; не постыди моего упования на Твое великое милосердие и осени меня, Помощница христиан, Исцелительница болезней, да сподоблюсь и я испытать на себе, что Ты — Матерь милосердия, и да прославлю всегда Твою благодать, не отвергшую никогда молитвы бедных и избавляющую всех призывающих Тебя во время скорби и болезни. Аминь».

Икона Богородицы «Взыграние» (Угрешская)

На про­тя­же­нии мно­гих лет ико­на бы­ла од­ним из сим­во­лов Ни­ко­ло–Уг­реш­ской оби­те­ли (ныне г. Дзер­жин­ский Мос­ков­ской об­ла­сти). Ис­то­рия со­зда­ния оби­те­ли свя­за­на с име­нем свя­то­го бла­го­вер­но­го кня­зя Ди­мит­рия Дон­ско­го. Во вре­мя по­хо­да свя­то­го кня­зя на Ку­ли­ко­во сра­же­ние ему в 15 вер­стах от Моск­вы, в вет­вях де­ре­вьев, неожи­дан­но яви­лась ико­на свя­ти­те­ля Ни­ко­лая Чу­до­твор­ца. Уви­дев неве­до­мо от­ку­да по­явив­ший­ся об­раз, князь вос­при­нял это как знак осо­бо­го Бо­жье­го бла­го­сло­ве­ния и об­ра­до­ва­но вос­клик­нул: «Сия вся уг­ре­ша (со­гре­ло) серд­це мое!» – и дал обет в слу­чае по­бе­ды со­здать на этом ме­сте мо­на­стырь.

Так на кар­те Рос­сии по­явил­ся Уг­реш­ский мо­на­стырь с со­бор­ным хра­мом в честь свя­ти­те­ля Ни­ко­лая, про­зван­ный так­же Ни­ко­ло-Уг­реш­ским, в ко­то­ром впо­след­ствии яви­лась чу­до­твор­ная ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри, по­лу­чив­шая на­зва­ние «Взыг­ра­ние».

По­сле ре­во­лю­ции, во вре­мя ра­зо­ре­ния оби­те­ли ико­на ис­чез­ла. До на­ших дней со­хра­нил­ся спи­сок чу­до­твор­ной ико­ны 1814 го­да. В на­сто­я­щее вре­мя этот древ­ний об­раз яв­ля­ет­ся ча­стью со­бра­ния Мос­ков­ско­го Го­судар­ствен­но­го объ­еди­нен­но­го му­зея-за­по­вед­ни­ка. В 90-х го­дах XX ве­ка с него бы­ло вы­пол­не­но несколь­ко спис­ков, один из ко­то­рых был пе­ре­дан Ни­ко­ло-Уг­реш­ско­му мо­на­сты­рю и ныне на­хо­дит­ся в му­зее-риз­ни­це оби­те­ли.

В оби­те­ли на­хо­дит­ся ещё один чти­мый об­раз ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри «Взыг­ра­ние». Как со­об­ща­ет сайт Ни­ко­ло-Уг­реш­ской оби­те­ли http:/ugresha.org: «В на­ча­ле XXI ве­ка в Ни­ко­ло–Уг­реш­ском мо­на­сты­ре про­изо­шло чу­дес­ное об­ре­те­ние еще од­но­го об­ра­за Бо­жи­ей Ма­те­ри «Взыг­ра­ние». Про­мыс­ли­тель­ным об­ра­зом груп­па ве­ру­ю­щих лю­дей, по­же­лав­ших остать­ся неиз­вест­ны­ми, пе­ре­да­ла в на­шу оби­тель спи­сок с ико­ны Пре­чи­стой Де­вы, ко­то­рый хо­тя сти­ли­сти­че­ски и от­ли­ча­ет­ся от яв­лен­но­го Уг­реш­ско­го об­ра­за, но от­но­сит­ся к то­му же ико­но­гра­фи­че­ско­му ти­пу. С крест­ным хо­дом бра­тия оби­те­ли, ее при­хо­жане тор­же­ствен­но встре­ти­ли у Свя­тых врат ико­ну «Взыг­ра­ние Мла­ден­ца». Об­раз за­нес­ли в Спа­со–Пре­об­ра­жен­ский со­бор, в ко­то­ром он хра­нит­ся и по сей день, по пра­ву яв­ля­ясь од­ним из наи­бо­лее чти­мых в мо­на­сты­ре».

Уг­реш­ский об­раз «Взыг­ра­ние» от­ли­ча­ет­ся от наи­бо­лее рас­про­стра­нён­ных ва­ри­ан­тов это­го об­ра­за под на­зва­ни­ем «Взыг­ра­ние Мла­ден­ца». В боль­шин­стве ком­по­зи­ций этой ико­ны Мла­де­нец Иисус, си­дя­щий на ле­вой или пра­вой ру­ке Бо­го­ро­ди­цы, изо­бра­жён как бы иг­ра­ю­щим и по­ры­ви­сто тя­нет­ся руч­ка­ми к ли­ку Сво­ей Ма­те­ри, ка­са­ясь Её под­бо­род­ка или ще­ки, рез­ко за­ки­нув на­зад го­ло­ву. Ико­ны с на­зва­ни­ем «Взыг­ра­ние Мла­ден­ца» рас­про­стра­не­ны на Бал­ка­нах и на Афоне. В Рос­сии в день празд­но­ва­ния Уг­реш­ско­го об­ра­за тра­ди­ци­он­но от­ме­ча­ет­ся празд­ник всех икон Бо­жи­ей Ма­те­ри «Взыг­ра­ние».

Одним из наиболее чтимых образов Богородицы является икона «Взыграние Младенца», где Младенец Иисус играет со своей Матерью, как обычный ребенок. Немало подобных икон встречается на Афоне и на Балканах. На Руси ее история связана с чудесным обретением.

Обретение иконы

Чудесное обретение иконы Богородицы «Взыграние Младенца» произошло 20 ноября 1795 года в подмосковной деревне Гремячево. Ее нашли поблизости от Николо-Угрешского монастыря, у которого была своя удивительная история.

По преданию, когда князь Димитрий Донской отправлялся на Куликово поле, чтобы сразиться с врагами, он неожиданно увидел на дереве икону Николая Чудотворца, неизвестно как оказавшуюся там. Для князя это явилось знаком Господнего благословения на битву, и он воскликнул: «Сия вся уг­ре­ша (со­гре­ла) серд­це мое!». Князем был также дан обет построить на этом месте монастырь, если битва окончится победой.

Так возник Ни­ко­ло-Уг­реш­ский монастырь, рядом с которым через несколько столетий была обретена еще одна чудотворная икона Божией Матери «Взыграние младенца». В том, что она чудотворная, смогли убедиться многие бездетные семьи в самой деревне и из ее окрестностей: после страстных молитв перед иконой они обретали долгожданное чадо. Вскоре молва о чудотворных свойствах Угрешской иконы Божией Матери «Взыграние» широко распространилась, и с тех пор поток паломников и паломниц, мечтающих о ребенке, не иссякал.

Во времена гражданской войны обитель была разорена, и икона пропала. До нашего времени дошли только списки, самый точный из которых был выполнен в 1814 году. Сегодня икона «Взыграние Младенца» находится в Москве в Го­судар­ствен­но­м объеди­нен­ном му­зее-за­по­вед­ни­ке. Один из сделанных с нее списков вернулся в место многолетнего пребывания иконы – в Ни­ко­ло-Уг­реш­ский мо­на­сты­рь.

Уже в начале нового тысячелетия произошло еще одно обретение образа Богоматери «Взыграние», которое объясняется не чудом, а подлинной верой. Список с иконы передала в Ни­ко­ло-Уг­реш­ский мо­на­сты­рь группа верующих, которые предпочли остаться неизвестными. Икона была торжественно принесена крестным ходом, принята перед Святыми вратами и помещена в Спа­со–Пре­об­ра­жен­ский со­бор.

Описание иконы

На Угрешской иконе «Взыграние» мы видим, казалось бы, вполне бытовую и хорошо знакомую каждой матери сцену, как младенец играет с мамой и ластится к ней. В этот момент на лице у каждой матери невольно появляется улыбка, но на лике Богоматери ее нет – Ее лик исполнен смирения перед Божьей волей и печали, ведь Она знает, какая трагическая судьба уготована Ее Младенцу.

Он же пока ни о чем не подозревает, лишь в руке у Него свиток с молитвой. На этой иконе как нельзя лучше явлена Человеческая ипостась Богомладенца, а Божественную Ему предстоит явить лишь в конце Своего земного пути.

В чем помогает икона «Взыграние младенца»

Значение этой иконы невозможно переоценить: она вернула сотням и тысячам женщин самое главное, что объединяет семью, — возможность родить ребенка.

Икона «Взыграние младенца» помогала и помогает женщинам исцелиться от бесплодия и дарит счастье материнства даже тем, кто уже отчаялся его обрести.

К иконе обращаются с молитвой о благоприятном течении беременности и легких родах, о том, чтобы ребенок был здоров и счастлив, чтобы он вырос истинно православным.

Молитва перед этой иконой поможет также уладить семейные конфликты, вновь обрести близкие, гармоничные отношения между супругами. Если молитва идет от чистого сердца и с истинной верой, то она обязательно поможет.

Празднование 20 ноября.

Молитва перед образом Богоматери

Пресвятая Богородица, заступница наша. Помоги же в просьбах наших искренних. Попроси Господа Бога подарить рабе Божией (имя) чадо. Как ты испытала счастье быть Матерью Младенца Иисуса Христа, так помилуй рабу Божью (имя) и помоги ей в рождении ребенка. Подари всем родителям счастье, пускай младенец их будет здоровым и верующим в Царя Небесного. Припадаем к образу Твоему и просим Тебя о помощи. Укрепляем слова свои верой и просим Тебя быть милостивой к нам. Аминь.

Православная церковь и верующие скорбят обо всех погибших и умерших. Смерть нерожденного младенца – это всегда трагедия, но что если это настоящее убийство, совершенное его матерью? И как потом этой женщине жить на свете, как потом замаливать свой грех перед Господом?

Икона скорбящая о младенцах во чреве убиенных заставляет заново осознать всю трагичность того, что душе, вложенной Богом в каждое человеческое существо, уже живущее или еще находящееся во чреве матери, не дали появиться на свет, и тем самым не дали исполниться воле Божьей.

Как появилась икона скорбящая о младенцах во чреве убиенных

У большинства почитаемых икон долгая история, порой измеряемая столетиями. В отличие от них икона убиенных младенцев в утробе матери написана совсем недавно, но у нее своя удивительная история.

Известный одесский духовник и старец, схиархимандрит Иона, убежденный противник абортов, призывал к проведению крестного хода против убийства детей в материнской утробе, но для проведения такого крестного хода не было иконы. И вот однажды прихожанка Макариевского храма в Киеве по имени Татьяна увидела на морском берегу на плоском камне рисунок, подсказавший ей образ иконы. Идея эта буквально пронзила ее сердце, она зарисовала ее на листке бумаги и затем обратилась к настоятелю своего храма протоиерею Владиславу, который дал иконописцу благословение на написание иконы. Позже митрополит Киевский и всея Украины Владимир дал благословение на написание большой иконы, и с ней был совершен крестный ход.

Теперь икона плач Иисуса Христа об убиенных младенцах находится в Макариевском храме в Киеве, прихожанкой которого и была Татьяна. Женщины, совершившие грех детоубийства во чреве, замаливают перед ней свой грех.

Икона производит потрясающее впечатление. На ней изображены Богородица, мальчик Иисус и ангел с младенцем на руках. Скорбен лик Богоматери, скорбь написана на лицах Спасителя и ангела, который протягивает ему младенца в пеленах, из которого струится кровь. Икона как бы заключена в рамку, но под нижним ее краем целое море крови, куда стекает и кровь младенца. И становится понятно, что это море крови – кровь не только изображенного, но и всех младенцев, не увидевших Света Божьего по вине собственной матери.

Почему появилась икона скорбящая о младенцах во чреве убиенных

Отношение православной церкви к абортам хорошо известно – оно резко отрицательное и продиктовано Господними заповедями. В Библии во многих местах говорится, что каждый человек, даже в ту пору, когда он находится в утробе матери, это Божественное творение, а развитие плода – это творческий акт Бога.

Таким образом, прерывание беременности (аборт) прямо противоречит Божьему замыслу и является грехом. Здесь на одной чаше весов – святость и бесценность человеческой жизни, начиная с момента ее зарождения, а на другой – «свобода выбора» женщины, рожать это младенца или нет.

Правда, говорить о «свободе выбора» женщины не совсем верно. Нередко бывает, что молодую девушку, забеременевшую вне брака, родители или сожитель просто выбрасывают на улицу, и она оказывается без жилья, без денег в ситуации, когда аборт кажется ей единственным выходом.

И надо признать, что православная церковь в последнее время активизировала свою деятельность в деле спасения таких женщин и еще нерожденных младенцев: церковь открывает приюты для женщин, оказавшихся в безвыходной жизненной ситуации, чтобы спасти душу и ребенка, и самой женщины, не дав ей запятнать свою душу грехом убийства.

Православная церковь не отвергает женщин, совершивших аборт, но призывает их к покаянию за безвинно загубленную душу.

Молитва иконе

Данная икона носит и другое название — икона утешительница абортированных младенцев. Кому она служит утешительницей? Только ли убиенным младенцам или их матерям тоже, которые порой не по своей воле, а в силу жизненных обстоятельств вынуждены были пойти на этот ужасный шаг? Пусть же теперь они замаливают свой грех перед этой иконой такой молитвой:

О, Владыко, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий! Премногия благости Твоея, нас ради человек и нашего ради спасения в плоть оболкийся, и распныйся, и погребыйся, и Твоею Кровию обновивый растлевшее естество наше, приими мое покаяние во грехах и услыши глаголы моя: согрешила, Господи, на Небо и пред Тобою, словом, делом, душею и телом, и мыслию ума моего. Заповеди Твоя преступила, не послушала повеления Твоего, прогневала благость Твою, Боже мой, но яко творение Твое есть, не отчаяваюся во спасении, но к безмерному Твоему Благоутробию дерзая прихожду и молюся Тебе: Господи! в покаянии даждь ми сокрушенное сердце и приими мя, молящуюся и даждь ми мысль благую, даждь ми слезы умиления, Господи, даждь ми по благодати Твоей положити начало благое. Помилуй мя, Боже, помилуй мя падшую, и помяни мя, грешную рабу Твою во Царствии Твоем, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ «ВЗЫГРАНИЕ МЛАДЕНЦА»

— празднование 20 ноября по новому стилю. Икона Божией Матери «Взыграние Младенца» – одна из самых любимых в русском народе. В Византийской империи этот образ считался древней чудотворной святыней. Икона была обретена 7 ноября 1795 года в Николо-Угрешском монастыре под Москвой, основанном Дмитрием Донским в честь победы на Куликовом поле в 1380-м. Известно, что после молитв Пресвятой Богородице пред этой иконой происходили многие чудеса, связанные с излечением от неплодия, с помощью в удачном протекании беременности, с исцелением больных младенцев. К ней стали стекаться многие и многие семьи со своими печалями и просьбами, которые по молитвам их и вере находили чудесное благополучное разрешение. Тем эта икона была прославлена, но память о ее чудотворности доходит до нас еще с древних времен – самый древний список, находящийся в Ватопедском монастыре на Афоне, также проявлял чудотворные свойства. Во времена советской власти, сопровождавшейся разорениями обителей, икона Божией Матери «Взыграние Младенца» считалась утраченной. И только в 2003 году возрожденному Николо-Угрешскому монастырю от неизвестной женщины была пожертвована икона Божией Матери, которая по описанию была очень схожа с утерянной. По словам священнослужителей, когда образ привезли в монастырь и установили на место, где он когда-то стоял, то последние сомнения рассеялись – домой вернулась утерянная святыня. Ныне образ «Взыграние Младенца» находится в алтаре Спасо-Преображенского собора. Беременность и предстоящие роды – события, которые показывают Божественное величие жизни, поэтому в Древней Руси носить дитя под сердцем старались с молитвою. Икона Божией Матери «Взыграние Младенца» отвечает за полноту материнства, поэтому в православном христианстве было принято перед родами служить молебен с акафистами Божией Матери в честь Ее икон «Взыграние Младенца» и «В родах помощница». Уже после родов служили молебен иконам Богородицы: «Млекопитательница» и «Воспитание». Это помогало наладить грудное вскармливание и правильно воспитывать ребенка… И все же самое большое чудо – это диво трепетного чувства, рожденного от изображения на иконе, от воплощенного по замыслу боголюбивого иконописца образа Божественной любви между Матерью и Младенцем, Который, будучи Господом, и при земной жизни, и после Вознесения Своего, как мы знаем по Преданию, остался почтительным и любящим Сыном. Поэтому заступничество за нас перед Ним Пресвятой Богородицы – самое сильное, ибо Сын Божий в почтении Своем к просьбам Матери бывает милосерден гораздо чаще, чем мы иногда того заслуживаем…. В большинстве композиций на иконах «Взыграние» Младенец Иисус, сидящий на левой или правой руке Богородицы, изображён как бы играющим и порывисто тянется ручками к лику Своей Матери, касаясь Её подбородка или щеки, резко закинув назад голову. Иконы с названием «Взыграние Младенца» распространены на Балканах и на Афоне. В России традиционно праздник всех икон Божией Матери «Взыграние» отмечается в день празднования Угрешского образа «Взыграние Младенца»: 20 ноября (7 ноября по старому стилю). Известные списки иконы – московская и костромская иконы Божией Матери «Взыграние Младенца» хранятся в Государственной Третьяковской галерее. Иконы Богоматери того же имени имеются и в Московском Новодевичьем монастыре, а также в Ватопедском монастыре на горе Афон. ******* Перед иконой Божией Матери «Взыграние Младенца» можно молиться любой богородичной молитвой. Вообще, в старину было принято перед приближающимися родами служить молебен, читать акафисты Богородице перед Ее иконой «Взыграние Младенца».