За сколько иуда продал Христа?

Симфония Библии Женщина с алавастровым сосудом

От Матфея 26: 1 Когда Иисус окончил все слова сии, то сказал ученикам Своим: 2 вы знаете, что через два дня будет Пасха, и Сын Человеческий предан будет на распятие. 3 Тогда собрались первосвященники и книжники и старейшины народа во двор первосвященника, по имени Каиафы, 4 и положили в совете взять Иисуса хитростью и убить; 5 но говорили: только не в праздник, чтобы не сделалось возмущения в народе. 6 Когда же Иисус был в Вифании, в доме Симона прокаженного, 7 приступила к Нему женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного и возливала Ему возлежащему на голову. 8 Увидев это, УЧЕНИКИ ЕГО ВОЗНЕГОДОВАЛИ И ГОВОРИЛИ: к чему такая трата? 9 Ибо можно было бы продать это миро за большую цену и дать нищим. 10 Но Иисус, уразумев сие, сказал им: что смущаете женщину? она доброе дело сделала для Меня: 11 ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда имеете; 12 возлив миро сие на тело Мое, она приготовила Меня к погребению; 13 истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала.
От Марка 14: 1 Через два дня надлежало быть празднику Пасхи и опресноков. И искали первосвященники и книжники, как бы взять Его хитростью и убить; 2 но говорили: только не в праздник, чтобы не произошло возмущения в народе. 3 И когда был Он в Вифании, в доме Симона прокаженного, и возлежал, — пришла женщина с алавастровым сосудом мира из нарда чистого, драгоценного и, разбив сосуд, возлила Ему на голову. 4 НЕКОТОРЫЕ ЖЕ ВОЗНЕГОДОВАЛИ И ГОВОРИЛИ МЕЖДУ СОБОЮ: к чему сия трата мира? 5 Ибо можно было бы продать его более нежели за триста динариев и раздать нищим. И роптали на нее. 6 Но Иисус сказал: оставьте ее; что ее смущаете? Она доброе дело сделала для Меня. 7 Ибо нищих всегда имеете с собою и, когда захотите, можете им благотворить; а Меня не всегда имеете. 8 Она сделала, что могла: предварила помазать тело Мое к погребению. 9 Истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет, в память ее, и о том, что она сделала.
От Луки 7: 36 Некто из фарисеев просил Его вкусить с ним пищи; и Он, войдя в дом фарисея, возлег. 37 И вот, женщина того города, которая была грешница, узнав, что Он возлежит в доме фарисея, принесла алавастровый сосуд с миром 38 и, став позади у ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром. 39 Видя это, фарисей, пригласивший Его, сказал сам в себе: если бы Он был пророк, то знал бы, кто и какая женщина прикасается к Нему, ибо она грешница. 40 Обратившись к нему, Иисус сказал: Симон! Я имею нечто сказать тебе. Он говорит: скажи, Учитель. 41 Иисус сказал: у одного заимодавца было два должника: один должен был пятьсот динариев, а другой пятьдесят, 42 но как они не имели чем заплатить, он простил обоим. Скажи же, который из них более возлюбит его? 43 Симон отвечал: думаю, тот, которому более простил. Он сказал ему: правильно ты рассудил. 44 И, обратившись к женщине, сказал Симону: видишь ли ты эту женщину? Я пришел в дом твой, и ты воды Мне на ноги не дал, а она слезами облила Мне ноги и волосами головы своей отерла; 45 ты целования Мне не дал, а она, с тех пор как Я пришел, не перестает целовать у Меня ноги; 46 ты головы Мне маслом не помазал, а она миром помазала Мне ноги. 47 А потому сказываю тебе: прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит. 48 Ей же сказал: прощаются тебе грехи. 49 И возлежавшие с Ним начали говорить про себя: кто это, что и грехи прощает? 50 Он же сказал женщине: вера твоя спасла тебя, иди с миром.
От Иоанна 11: 1 Был болен некто Лазарь из Вифании, из селения, где жили Мария и Марфа, сестра ее. 2 Мария же, которой брат Лазарь был болен, была та, которая помазала Господа миром и отерла ноги Его волосами своими.
От Иоанна 12: 1 За шесть дней до Пасхи пришел Иисус в Вифанию, где был Лазарь умерший, которого Он воскресил из мертвых. 2 Там приготовили Ему вечерю, и Марфа служила, и Лазарь был одним из возлежавших с Ним. 3 Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира. 4 ТОГДА ОДИН ИЗ УЧЕНИКОВ ЕГО, ИУДА СИМОНОВ ИСКАРИОТ, который хотел предать Его, СКАЗАЛ: 5 Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим? 6 Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор. Он имел ящик и носил, что туда опускали. 7 Иисус же сказал: оставьте ее; она сберегла это на день погребения Моего. 8 Ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда.
Пять упоминаний о помазании Иисуса миром. Матфей и Марк пишут об одном событии, это было за два дня до последней Пасхи в жизни Иисуса. Иоанн пишет о том, что случилось за шесть дней до Пасхи. Лука о том, что было в Наине, года два назад.
Наин. После событий седьмой главы мы видим в восьмой, что за Иисусом последовали несколько женщин. Как-то особенно коснулось их сердец произошедшее здесь. Воскрешение сына вдовы, прощение грешницы в доме Симона фарисея. А как это случилось! Она была той, кого уже не надо было обличать. Грешница! Это слово звенело в её ушах, постоянно находилось в сознании. Она услышала, что в город пришёл Иисус. Узнала, где Он сейчас. Пошла, не задумываясь. Сразу. Взяла самое дорогое, что у неё было: алавастровый сосуд с миром.
В доме Симона был праздничный ужин. Собрана вся семья, гости, почтительные взгляды в сторону Учителя, ожидание назидательной беседы. Почему-то Он молчал. Тут тихонько вошла она. Грешница. Наверное, на неё зашикали, красноречиво указывая взглядами на дверь. Но она подошла к Нему и остановилась за спиной. Ужин продолжался. Грешница! Грешница! Ей не надо было повторять этого слова, хотя оно звучало сейчас в сердцах у всех, и Он это слышал. Она бы ушла, если бы было куда. Но куда уйдёшь от Него? Земля внезапно сузилась. Куда уйдёшь? Вдруг из её глаз потекли слёзы. Никто ничего не говорил, и в то же время между ними двумя шёл неслышимый разговор. Сердца болели. Одно от греха, от усталости, второе – от желания помочь, от сострадания. Вдруг она спохватилась – слёзы падали Ему на ноги, нагнулась и стала вытирать их волосами. Потом пододвинула сосуд с миром помазала им ноги. По комнате разлился аромат благоухания. Все наблюдали за происходящим. И у всех в сознании было одно слово – «грешница!». Но вот Он заговорил: «Симон, у одного человека было два должника. Один был должен пятьсот динариев, второй – пятьдесят. Он простил обоим. Скажи, какой возлюбит его больше?» Симон ответил: «Думаю, второй». «Хорошо, правильно. Теперь посмотри: вот женщина. Я к тебе в гости пришёл, ты Мне воды на ноги не дал, она Мне ноги слезами умывает и волосами вытирает. Ты Мне головы маслом не помазал, она Мне ноги миром помазала. Ты Мне целования не дал, она Мне ноги целует. А потому говорю тебе: прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много». И всего несколько слов к ней, грешнице: «Прощаются тебе грехи твои, иди с миром».
Пошла, с миром! Прошло два года. Иисус не раз открывал ученикам, что в ближайшие недели Его предадут на смерть. Но ближайшие к Нему люди перестали Его понимать. Она же сердцем почувствовала: эту Пасху Он не переживёт. И сделала, что могла. Опять ужин, опять у Симона, но у другого, бывшего прокажённого. Опять алавастровый сосуд. Она натёрла Его тело благовониями. Приготовила к погребению. Её опять никто не понял. Шёпот: «К чему такая трата? Расточительство!» Он понял. Через два дня Его будут бить по этому телу, на Него будут плевать, положат крест на плечо, затем распятие… А кожа будет издавать запах благовония!
Утром в воскресный день женщины придут к могиле, чтобы помазать тело, но будет уже поздно – Он воскреснет. А она успела!
Евангелие не указывает, была ли это одна и та же женщина – самая первая и самая последняя. Но вслушайтесь: «Скажи, Симон, какой должник возлюбит его больше?». «Думаю, второй, которому больше простил».
«ОНА ВОЗЛЮБИЛА МНОГО».
А дальше просто внимательно присмотримся к свидетельству Иоанна: «Был болен некто Лазарь из Вифании, из селения, где жили Мария и Марфа, сестра ее. Мария же, которой брат Лазарь был болен, была та, которая помазала Господа миром и отерла ноги Его волосами своими».Узнаём?
Читаем дальше! «За шесть дней до Пасхи пришел Иисус в Вифанию, где был Лазарь умерший, которого Он воскресил из мертвых. Там приготовили Ему вечерю, и Марфа служила, и Лазарь был одним из возлежавших с Ним. Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира». Это за шесть дней до Пасхи.
«ОНА ВОЗЛЮБИЛА МНОГО».
То, что другие назвали «тратой», Он назвал словом, выражающим полное понимание: «сберегла». Она сберегала это миро, копила, не использовала для себя. А для них это трата, безрассудство. Первым это шёпотом сказал Иуда. За ним вознегодовали «некоторые из учеников». А затем уже и все. Как сложно было, наверное, Иисусу! В последние дни жизни ближайшие ученики – апостолы – полностью не понимают Его. Как нужна была она – Мария – и этот маленький подвиг любви. И потому Он сказал: «Истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала».
«ОНА ВОЗЛЮБИЛА МНОГО».

1 апреля считается не только днем смеха, но в ряде европейских стран по старинным поверьям это еще и день рождения Иуды Искариота.

Каноническая история Иуды хорошо известна по Евангелиям: один из апостолов Христа, казначей (носил ящик для податей), за 30 сребернников предал Иисуса, отдав его на распятие, но после не перенес этого, раскаялся, и повесился. Однако, вокруг имени Иуды ходит масса интересных апокрифов, преданий и исторических сведений.

Иуда, по преданиям,был сыном Рувима-Симона из колена Данова (или Иссахарова) и его жены Цибореи из Иерусалима. Обстоятельства зачатия Иуды определили его судьбу: он был зачат в пятницу, постный день, а такие младенцы вырастали грешниками и злодеями. Он был «переносок» — мать Иуды была беременна целый год.

Имя Иуда(Йехуда)означает «хвала» или «прославленный». Иногда трактуется, как «восхваление Господа».

Происхождение прозвища Искариот — неоднозначно. Его толкуют разно: от еврейского — «человек из Кериота», где Кериот — некий городок, возможно, Кириафу, хотя Кериота так до сих пор и не нашли. Либо от греческого «сикарий» (sica — кривой кинжал) — убийца, разбойник, во времена борьбы Иудеи с Римом — член партизанской секты. Еще версия: «искариот» это «красильщик», возможно — из-за профессии Иуды.

По апокрифу «Арабское евангелие детства Спасителя» Иуда жил в одном селении с Иисусом, они росли вместе и были дружны. Только Иуда уже тогда был бесноватым (как говорили — одержим Сатаной). И когда его привели на лечение к маленькому Христу, Иуда, психанул, укусил Иисуса за бок, и — исцелился!..

По одному из апокрифов Иуда Искариот служил… садовником у Понтия Пилата! Он много грешил, оказался виновен в убийстве родителей и пришел к Христу за прощением грехов.

Версии смерти Иуды различны. По главной — он повесился на дереве. У разных народов называются разные деревья: осина, бузина, берёза (и от ужаса побелела), рябина и ольха, которые покраснели от его крови. Но есть другая версия. В «Деяниях апостолов» о ней говорит апостол Петр: «…низринулся, расселось его чрево, и выпали все его внутренности». что наводит на мысль о том, что Иуда был зарезан. А в апокрифе «Евангелии от Варнавы» — совсем уникальная: Иуда умер вместо Христа. Господь изменил его облик и Искариота казнили вместо Иисуса.

Знаменитые тридцать сребернников — это так называемые «тирские шекели», широко ходившая в те времена серебряная монета равная 4 динариям. Динарий — дневная плата рабочего на винограднике. Чтобы получить 30 среберенников виноградарь должен был работать три с половиной месяца. На нынешние деньги (с известной долей условности) это примерно 2000 долларов. По нашим меркам — немного, по тогдашним — очень солидно. На них можно было купить приличную землю в черте Иерусалима.

На иконах Иуду обычно рисуют в профиль, чтобы верующий никогда не встречася с ним глазами.

При создании великой фрески «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи увидел на выступлении хора юного певчего Пьетро Бандинели, который как никто подходил образу Христа. С него художник и сделал несколько этюдов. А вот Иуду мастер найти не мог, потратил на это несколько лет и однажды наткнулся на нищего, только что вышедшего из тюрьмы, со спитым и перекошенным лицом. Пока Леонардо писал этюд, бродяга протрезвел, открыл глаза, увидел перед собой фреску и вскричал в ужасе: — Я уже видел эту картину раньше! Три года назад! И какой-то художник написал с меня Христа.

При создании великой фрески «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи увидел на выступлении хора юного певчего Пьетро Бандинели, который как никто подходил образу Христа. С него художник и сделал несколько этюдов. А вот Иуду мастер найти не мог, потратил на это

Орден Иуды был изготовлен в единственном экземпляре в 1709 году по приказу Петра І. Это была медаль из серебра весом 5 кило с изображением Иуды Искариота, висящего на осине и с надписью: «Треклят сын погибельный Иуда еже ли за сребролюбие давится». Пётр I мечтал вручить орден гетману Мазепе вместо ордена Андрея Первозванного после того, как гетман сбежал к шведскому королю Карлу ХІІ. Но не вышло, и орден для смеха на царских попойках носил князь Шаховской.

В фильме «Неприкасаемые» полицейский, герой Шона Коннери, носит брелок с изображением Иуды, утверждая, что Иуда — «покровитель воров и полицейских».

Есть очень туманные свидетельства о том, что в 1918 году в Свияжске был открыт памятник Иуде. Как расширение ленинского плана монументальной пропаганды: «Памятник первому борцу с религией». Открывал его Лев Троцкий.

Скульптура представляла почти красную фигуру человека, глядящего в небо и пытающегося срывающего с шеи веревку. Памятник простоял несколько дней и был снесен свияжцами, едва ушли красноармейцы. По слухам, еще памятники Иуды пытались поставить в Тамбове и Томске.

Ученые доказывают: «Туринская плащаница» не подделка

В кафедральном соборе Турина, похоже, хранится полотно, в которое действительно было завернуто тело Иисуса Христа

Кто убил Иуду Искариота?

Величайшая книга христианства Библия (точнее, Новый завет) с точки зрения журналиста

Другой у меня нет, профессия обязывает. И напечатал маленькое расследование о том, где сидел Иуда на Тайной вечере ()

30 сребреников по нынешнему курсу (для начинающих христопродавцев)

Однажды на Страстной неделе некий проповедник оговорился
и сказал, что Иуда продал Христа не за 30 сребреников, а за 40…
Стоящий в народе купец наклонился к своему приятелю и промолвил:
— Это, стало быть, по нынешнему курсу…
Церковный анекдот XVIII века
Эта круглая сумма известна каждому. Она уже давно приобрела нарицательный смысл. Именно поэтому сегодня мало кто представляет ее реальную ценность в израильском обществе I века.
Однако, прежде всего следует оговориться, что настоящей суммы, за которую Иуда продал своего Учителя, мы никогда не узнаем. 30 сребреников вложены в руки Иуды лишь для того, чтобы задним числом оправдать ветхозаветное пророчество из Книги пророка Захарии: «Тогда узнают бедные из овец, ожидающие Меня, что это слово Господа. И скажу им: если угодно вам, то дайте Мне плату Мою; если же нет, — не давайте; и они отвесят в уплату Мне тридцать сребренников. И сказал мне Господь: брось их в церковное хранилище, — высокая цена, в какую они оценили Меня! И взял я тридцать сребреников и бросил их в дом Господень для горшечника» (глава 11, 11−13).
Не случайно, 30 сребреников в оплату предательства Иуды упоминаются только в Евангелии от Матфея (26.15): «И сказал: что вы дадите мне, и я вам предам его? Они предложили ему тридцать сребреников», в Евангелии от Марка (14.11), самом древнем из четырех, конкретная сумма не указана: «Они же, услышав, обрадовались и обещали дать ему сребреники», в Евангелии от Луки (22:5) говорится только: «Они обрадовались и согласились дать ему денег», а в Евангелии от Иоанна вообще не сказано, что предательство оплачивалось.
Не секрет, что многие места евангельской биографии Иисуса целиком обусловлены соответствующими пророчествами из Ветхого Завета. В тексте Евангелий все эти места отмечены, и их смело можно относить к литературному вымыслу. Эпизод с 30-ю сребрениками — из их числа.
Но дело не в этом, а в том, чтобы понять, какие финансово-экономические ассоциации 30 сребреников вызывали у первых читателей Евангелий.
Сребреник, фигурируемый в Евангелиях, обыкновенно отождествляют с серебряным шекелем (сиклем, по-греч. — статир). В Библии слово кесеф (серебро, сребреник) употребляется иногда как синоним выражения «шекель серебром» (Быт. 37:28; Суд. 9:4; 17:4; II Сам. 18:11). Причем во времена Второго храма (конец VI в. до н.э. — 70 г. н.э.) в ходу был шекель (см. иллюстрацию), который фактически был полушекелем. Этот облегченный «священный шекель» (весом в 13-14 г серебра) составлял ежегодный налог каждого еврея на Храм.
Таким образом, 30 сребреников равняются примерно 400 г серебра.
Что можно было купить в Иудее I века за эти деньги?
В Книге Исхода (глава 21, 28-32) 30 сребреников — это штраф в пользу хозяина за раба или рабыню, которых насмерть забодал чужой вол (часто эту сумму неправильно трактуют как цену раба).
Шекель равнялся по весу четырем денариям или четырем драхмам. Греки называли шекель — «тетрадрахма».
30 сребреников, стало быть, были равны 120 денариям. Денарий платили в день солдату или наёмному работнику. Таким образом, речь может идти о тогдашней «средней заработной плате» за 4 месяца.
Иуда оценил благовония, потраченные Магдалиной на Иисуса, в 300 динариев. Это в 2,5 раза больше тридцати сребреников.
В Евангелии сказано также, что после самоубийства Иуды на полученные им деньги была куплена «земля горшечника» для погребений, т.е. некий участок глинистой земли (вроде дешевого дачного участка в Подмосковье). Но эти сведения вызывают сомнения, поскольку опять же отсылают к пророчеству Иеремии: «Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: и взяли тридцать сребреников, цену Оцененного, Которого оценили сыны Израиля, и дали их за землю горшечника, как сказал мне Господь».(Евангелие от Матфея, глава 27, 9-10).
Тем более, что у самого Иеремии приведены совсем другие цифры: «И купил я поле у Анамеила, сына дяди моего, которое в Анафофе, и отвесил ему семь сиклей серебра и десять сребреников» (Книга Иеремии, глава 32, 9).
Ещё один важный момент состоит в том, что пророки Иеремия и Захария жили в эпоху Первого храма и, значит, их шекель не был равен евангельскому шекелю, чего евангелисты, конечно, не знали. Вес шекеля в более древние времена определялся по двум стандартам — вавилонскому и финикийскому, каждый из которых в свою очередь был двойной, легкий (обыкновенный) и тяжелый («царский»). Вавилонский тяжелый шекель был равен 22–23 г, легкий — 11–11,5 г, финикийский тяжелый — 14,5–15,3 г, легкий — 7,3–7,7 г. Трудно сказать, какой из них имеется в виду в ветхозаветных пророчествах. Во всяком случае, нужно помнить, что в пророчествах Ветхого Завета жизнь Сына Божия фактически оценивалась несколько иначе, чем во времена Иисуса, несмотря на формальное совпадении суммы: 30 сребреников в Ветхом и Новом Заветах —это разные деньги..
Приблизить 30 сребреников, инкриминируемых Иуде, к ценам наших дней можно двумя способами.
Во-первых, по стоимости серебра. 21 ноября 2013 г. Банк России оценивает 1 г серебра в 21,52 руб. По этим расценкам Иуда расписался бы в получении 8600 руб., как нормальный российский пенсионер. За что наше правительство считает пенсионеров иудами, это другой вопрос.
При втором способе подсчета следует ориентироваться на сравнительную стоимость труда (берем отрезок в 4 месяца). Средняя зарплата россиян в 2013 г. составляет примерно 27.000 руб. За 4 месяца получается чуть больше 100 тысяч. Что ж, вероятно, за такую сумму и сегодня найдутся желающие запечатлеть поцелуй на щеке обреченной ими жертвы. А потом — на недельку в Париж.

Великая Среда: сегодня Иуда предал Христа

Великая Среда

В Великую Среду Страстной седмицы вспоминаются два события: предание Господа Иисуса Христа Иудой и помазание Его миром.

Им посвящен следующий фрагмент Евангелия от Матфея:

Во время оно, когда Иисус был в Вифании, в доме Симона прокаженного, приступила к Нему женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного и возливала Ему возлежащему на голову. Увидев это, ученики Его вознегодовали и говорили: к чему такая трата? Ибо можно было бы продать это миро за большую цену и дать нищим. Но Иисус, уразумев сие, сказал им: что смущаете женщину? она доброе дело сделала для Меня: ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда имеете; возлив миро сие на тело Мое, она приготовила Меня к погребению; истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала. Тогда один из двенадцати, называемый Иуда Искариот, пошел к первосвященникам и сказал: что вы дадите мне, и я вам предам Его? Они предложили ему тридцать сребреников; и с того времени он искал удобного случая предать Его (Мф. 26:6-16).

Сам Господь не только отпускает грехи женщине, но и объясняет ученикам, что она подготовила таким образом Его тело к погребению, а также, что ее поступок будет известен всюду, где будет проповедано Евангелие. Именно поэтому Церковь воспевает ту безвестную женщину.

В западной традиции грешница, омывшая ноги Спасителя миром, часто отождествляется с Марией Магдалиной.

Особенности богослужения Великой Среды

В Великую Среду в последний раз совершается Литургия Преждеосвященных Даров и в последний же раз читается молитва преподобного Ефрема Сирина с поклонами. Поклоны прекращаются до праздника Пятидесятницы (будут совершаться только перед Плащаницей).

Фото: orthphoto.net

В богослужебных текстах Великой Среды бескорыстие женщины-грешницы, возлившей на главу Господа драгоценное миро, противопоставляется сребролюбию Иуды, продающего Христа первосвященникам. Это подчеркивается, например, в стихире самогласной:

Егда грешная приношаше миро, тогда ученик соглашашеся пребеззаконным. Овая убо радовашеся, истощающи миро многоценное: сей же тщашеся продати Безценнаго. Сия Владыку познаваше, а сей от Владыки разлучашеся. Сия свобождашеся, а Иуда раб бываше врагу. Люто есть леность, велие покаяние: еже мне даруй Спасе, пострадавый о нас, и спаси нас.

(Когда грешница приносила миро, ученик договаривался с беззаконными. Она радовалась, тратя многоценное миро, он же желал продать Бесценного. Она познавала Владыку, он отлучался от Владыки. Она освобождалась, а Иуда становился рабом врагу. Сильна леность, велико покаяние: его даруй мне, Спасе, пострадавший за нас, и спаси нас.)

Эти события вспоминаются в Великую Среду.

Преподобная Кассия

Самая известная стихира этого дня написана преподобной инокиней Кассией — святой IX века.

Господи, яже во многия грехи впадшая жена, Твое ощутившая Божество, мироносицы вземши чин, рыдающи миро Тебе прежде погребения приносит: увы мне глаголющи! яко нощь мне есть разжжение блуда невоздержанна, мрачное же и безлунное рачение греха. Приими моя источники слез, иже облаками производяй моря воду. Приклонися к моим воздыханием сердечным, приклонивый небеса неизреченным Твоим истощанием: да облобыжу пречистеи Твои нозе, и отру сия паки главы моея власы, ихже в раи Ева, по полудни, шумом уши огласивши, страхом скрыся. Грехов моих множества, и судеб Твоих бездны кто изследит? Душеспасче Спасе мой, да мя Твою рабу не презриши, иже безмерную имеяй милость.

(Женщина, впавшая во многие грехи, Твою ощутившая Божественную сущность, приняла чин мироносиц, рыдая, приносит Тебе миро прежде погребения, говоря: О, горе мне! Ночь мне невоздержанного блуда, мрачная и безлунная ночь греха. Приклонись к моим сердечным воздыханиям, Приклонивший небеса несказанным Твоим истощанием, да облобызаю пречистые Твои ноги, шаги которых Ева в полдень в раю услышав, в страхе скрылась, и отру их своими волосами. Множество грехов моих и бездну судеб Твоих кто исследует? Спаситель души моей, имеющий безмерную милость, не презри Твою рабу.)

В Великую Среду в последний раз поется тропарь «Се, Жених грядет в полунощи» и ексапостиларий «Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный».

Се, Жених грядет в полуночи

(Хор Валаамского монастыря) 1.64MB

https://media.pravmir.ru/mp3/vpost/Se%20zhenih%20grjadet%20-%20Kievskii%20raspev.mp3

(Женский хор. Диск «Время поста и молитвы») 3.71MB

https://media.pravmir.ru/mp3/vpost/03_Se_zhenih.mp3

Чертог Твой вижду, Спасе 1.20MB

https://media.pravmir.ru/mp3/vpost/Svetilen.%20Velikii%20ponedel%27nik%20-%20Strastnaja%20Sedmiza.mp3

Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный, и одежды не имам, да вниду в онь: просвети одеяние души моей, Светодавче, и спаси мя.

Проповеди Великой Среды

Мы собрали запоминающиеся проповеди Великой Среды, которые помогут нам осознать трудное время Страстной седмицы.

Проповедь Патриарха Кирилла в Великую Среду

Митрополит Антоний Сурожский — Великая Среда

Митрополит Антоний Сурожский

Петр отрекся от Христа; Иуда Его предал. Оба могли бы разделить ту же судьбу: либо оба спастись, либо оба погибнуть. Но Петр чудом сохранил уверенность, что Господь, ведающий наши сердца, знает, что, несмотря на его отречение, на малодушие, на страх, на клятвы, у него сохранилась к Нему любовь — любовь, которая теперь раздирала его душу болью и стыдом, но любовь.

Иуда предал Христа, и когда он увидел результат своего действия, то потерял всякую надежду; ему показалось, что Бог его уже простить не может, что Христос от него отвернется так, как он сам отвернулся от своего Спасителя; и он ушел…

Сегодня утром мы читали о том, как блудница приблизилась ко Христу: не покаявшаяся, не изменившая свою жизнь, а только пораженная дивной, Божественной красотой Спасителя; мы видели, как она прильнула к Его ногам, как она плакала над собой, изуродованной грехом, и над Ним, таким прекрасным в мире таком страшном. Она не каялась, она не просила прощения, она ничего не обещала, — но Христос, за то, что в ней оказалась такая чуткость к святыне, такая способность любить, любить до слез, любить до разрыва сердечного, объявил ей прощение грехов за то, что она возлюбила много…

Скажу снова: мы не успеем покаяться, мы не успеем изменить свою жизнь до того, как мы встретимся сегодня вечером и завтра, в эти наступающие дни, со Страстями Господними. Но приблизимся ко Христу, как блудница: со всем нашим грехом, и вместе с тем отозвавшись всей душой, всей силой, всей немощью на святыню Господню, поверим в Его сострадание, в Его любовь, поверим в Его веру в нас, и станем надеяться такой надеждой, которая ничем не может быть сокрушена, потому что Бог верен и Его обетование нам ясно: Он пришел не судить мир, а спасти мир… Придем же к Нему, грешники, во спасение, и Он помилует и спасет нас.

Феофан Затворник — Великая Среда

Святитель Феофан Затворник

Я предполагал изобразить пред вами черноту Иудина предательства. А теперь говорю: оставим Иуду. Пересмотрим лучше свои дела, чтоб вычистить из жизни своей все, что носит какую-либо черту характера Иудина, и тем избежать падшей на него кары небесной.

Что особенно поразительно в Иуде — это то, что ведь во время пребывания своего с Господом он был по жизни точь-в-точь то же, что и все Апостолы. С ними ел, пил, ходил, проводил ночи, с ними слышал поучения и видел чудеса Господа, с ними терпел все нужды, ходил даже на проповедь Евангелия, и может быть, творил чудеса именем Господа; ни Апостолы, ни другие никакой от себя особенности в нем не видели. А между тем под конец, видите, что вышло?

Откуда же этот плод? Конечно, изнутри, из души. И вот, видите, внутри души зрело то, чему во все время не было никаких признаков снаружи. Знал ли даже сам Иуда, что у сердца своего он лелеял такую змею, которая сгубит его наконец?

По обычаю врага нашего скрывать узы, коими опутывает он грешника, главную страсть всегда закрывает он разными сторонними благовидностями от сознания и даже совести, и только тогда, как рассчитывает на верную погибель человека, выпускает ее — напасть — на него со всею неудержимою яростию. Можно, судя по сему, думать, что Иуда не видел всего безобразия своей страсти и сам себя сознавал не худшим среди других Апостолов. И пал, как бы не предвидя того.

Так носил он занозу в сердце своем. Представился случай, страсть закипела. Враг взял его бедного за сию страсть, отуманил его ум и совесть, и повел как слепого или связанного невольника, сначала на злодеяние, а потом и в пагубу отчаяния.

А ведь этого не было бы, если б он Господу открыл свою страсть. Врач душ тотчас бы уврачевал болезнь души его. И Иуда был бы спасен. То же и с нами будет, если не откроем духовному отцу своей страсти. Теперь она притихнет; но после, лишь только случай, — падение. Если же откроемся, сокрушимся, положим намерение не поддаваться и попросим у Господа помощи на то, тогда верно устоим: ибо болий есть Иже в нас, нежели иже в мире (1 Иоан. 4, 4). Господь благодатию Своею, в час разрешения, убьет страсть. И положит семя противоположной ей добродетели.

Приложи только труд небольшой, и, при помощи Божией, не будешь уже более валяться в страстях бесчестия, и открытым лицем начнешь взирать и ко Господу, и ко Святым, и ко всем христианам.

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) — Великая Среда

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий)

Хочу, чтобы запомнили вы навсегда несчастную блудницу, всеми презираемую.

Не все ли мы гнушаемся блудниц? Не все ли осуждаем их?

А Господь наш Иисус Христос не только простил нечистой женщине грехи ее, но и прославил ее во всех народах и во все времена, ибо так сказал Он: «Истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала».

За что же такая неслыханная честь и слава? За что так превознесена несчастная блудница, не сотворившая ни единого из дел, которые прославляются людьми мира сего? За что? Только за пламенную любовь ее к Сыну Божьему и за потоки покаянных слез.

Итак, выше всего на свете любовь, чистая любовь ко всему святому. А много ли любви в сердцах наших? Спрошу вас, честные и непорочные жены своих мужей, спрошу даже вас, девственницы; спрошу и самого себя, имеем ли мы нравственное право презирать несчастных блудниц и клеймить их позором? Мы, кичащиеся своей беспорочностью, нередко сомнительной, как посмеем бросить камни осуждения в этих несчастных? Одному Сердцеведу Богу известно, что у иных из них немало любви в сердцах при всей нечистоте их.

А если мы, непорочные телом, осуждаем, уязвляем злыми словами ближних наших, то любовь ли этим изливаем из сердец своих? Если клевещем и сквернословим, уязвляем близких острым и злым языком своим, то получим ли от Бога награду любви?

Поймем же, поймем слова Христовы: «Милости хочу, а не жертвы». Запомним навсегда, что любовь есть исполнение всего закона. Будем часто прочитывать великий гимн любви в 13-й главе I Послания Коринфянам апостола Павла. Не забудем никогда о блуднице, сердце которой пламенело горячей любовью к Господу Иисусу Христу. Возлюбим же и мы Его, Спасителя нашего, всем сердцем своим, всей душой своей, всем помышлением своим и ближних своих, как самих себя!

Святитель Николай Сербский — Великая Среда

Свт. Николай Сербский

Жена-грешница, известная в городе блудница, особенно между фарисеями, должна была почувствовать отвращение к самой себе, впервые увидев лицо Иисусово. Нечто зазеленело в помойной яме ее души, стало прорастать и уже не давало ей покоя: в лице Иисусовом узнала она свое подлинное существо. С тех пор что-то стеснилось в ее душе, что-то стало бороться: мусор — с тем, что зазеленело, что запало в душу, как сияющее семя, от этого Божественного лица.

В конце концов пересилило в ней новое, чистое и святое, и, взяв свои деньги, грехом заработанные, она купила самый драгоценный нардовый аромат, пошла к Иисусу и излила на Него этот аромат вместе со слезами своими. Слепые фарисеи только соблазнились этой сценой. Если бы, сказали они, Он был пророк, то знал бы, кто и какая женщина прикасается к Нему, ибо она грешница (Лк. 7, 39).

Воистину Господь знал то, что знали они, но они не знали того, что Он знал: они знали только ее грех и ничего больше, а Он знал и нечто иное — то, что в помойной яме ее души росло и в куче мусора блестело. Они были как луна, под чьим бледным светом и хрусталь кажется темным, без отблеска, как простой песок. А Он – пламенеющее Солнце Правды, Которое разделяет и различает, вызывает сияние светом лица Своего на искривленном осколочке хрусталя души жены-грешницы. Потому Он укорил фарисеев, эти бледные луны, а жене сказал: прощаются тебе грехи (то есть мусор твой Я изметаю из тебя); вера твоя спасла тебя, иди с миром (ср.: Лк. 7, 48, 50).

Протоиерей Георгий Дебольский — Великая Среда

Исполнилось то, что Христос предсказал о жене-грешнице. Куда ни пойдешь во вселенной, везде слышишь, что возвещают об этой жене; хотя она не знаменита и не имела многих свидетелей. Кто же это возвестил и проповедал? Сила Того, Кто предсказал сие. Прошло столько времени, а память об этом происшествии не истребилась; и персы, и индейцы, и скифы, и фракиане, и сарматы, и поколение мавров, и жители Британских островов повествуют о том, что сделала жена-грешница тайно в доме.

Услышьте все сребролюбцы, страждущие Иудиною болезнию, услышьте и берегитесь страсти сребролюбия. Если тот, кто находился с Христом, творил чудеса, пользовался таким учением, низвергся в толикую бездну от того, что не был свободен от этой болезни: то тем более вы, не слышавшие даже Писания и всегда прикрепляющиеся к настоящему, удобно можете быть уловлены этою страстию, если не будете прилагать непрестанного попечения.

Как же Иуда сделался предателем, спросишь ты, когда он призван Христом? Бог, призывая к Себе людей, не налагает необходимости и не делает насилия воле тех, кои не желают избрать добродетели, но увещевает, подает советы, все делает, всячески старается, дабы побудить их соделаться добрыми: ежели же некоторые не желают быть добрыми, Он не принуждает! Господь избрал Иуду в лик апостолов, потому что он первоначально был достоин этого избрания.

Читайте также о Великой Среде:

  • Читая службы Великой Среды
  • Великая Среда. Слезы Мироносицы
  • Великая Среда. Бог – не средство для реализации личных целей

17 июня — день предателя России

У современной России много абсурдных праздников. Так недавно страна отпраздновала как национальный праздник день своего национального позора, когда 12 июня 1990 года принятием декларации о суверенитете отказалась от своего великого исторического наследия и прошлого. Положила начало распаду СССР и началу своего конца, как единой великой державы, с которой считался весь мир.
Естественно, что такой ход вещей был предопределен засильем в правящей верхушке СССР и РФ людей с ментальностью ренегатов и дегенератов. Самыми яркими представителями которых были Михаил Горбачев и Борис Ельцин. Но если первый еще хотел сохранить единую страну на других принципах, то второй — Борис Ельцин — сделал все, чтобы ее разрушить. Вот в честь этого человека, чтимого нынешним режимом, несмотря на всю очевидность катастрофических последствий им содеянного, и следует объявить 17 июня Днем предателя интересов России.

Почему именно 17 июня? Именно 17 июня 1992 года в Конгрессе США выступил президент РФ Борис Ельцин. Его выступление не показывалось тогда целиком по российскому телевидению по ряду причин, которые стали понятны лишь спустя много лет, когда в интернет выложили его полностью.
Вот нарезка из его речи:
«Сегодня я говорю вам так, как говорю своим соотечественникам: от реформ не отступлю, а сместить меня практически до 1996 года невозможно. Я здоров и не сдамся, пока реформа не будет необратимой. (Аплодисменты). Мы чувствуем колоссальную ответственность за успех наших преобразований не только перед российским народом, но и перед гражданами Соединенных Штатов Америки, перед всем человечеством.
Сегодня свобода Америки защищается в России и если реформы провалятся — придётся заплатить многие сотни миллиардов долларов, чтобы хоть как-то компенсировать эту потерю. (Аплодисменты).»
«Мы прекратили поставки вооружений в Афганистан, где в мясорубке бессмысленной военной авантюры погибли тысячи граждан России и афганцев. Лишившись внешних подпорок, марионеточный режим в Афганистане рухнул. (Аплодисменты). Мы устранили известные перекосы в отношениях с Кубой… Мы торгуем с ней на общепризнанной взаимовыгодной основе по мировым ценам.»
«Открываются архивы КГБ и бывшего ЦК КПСС. Более того, мы приглашаем Соединенные Штаты и другие государства к сотрудничеству в расследовании этих тёмных страниц бывшей империи.»
«Хотел бы закончить своё выступление словами из песни американского композитора российского происхождения Ирвина Перлина: «Господи, благослови Америку!». И добавлю к этому: и Россию.»
По сути и форме это был отчет предателя о своей проделанной работе, совершенной им в интересах работодателей, т.е. США.
И поскольку нынешний режим возглавляется ставленником Ельцина, то сутью и формой этого режима продолжает оставаться торговля интересами и богатствами Родины в ущерб интересам народа России. А два самых знаковых предателя нашей истории — Ельцин и Солженицын, продолжают оставаться самыми высокочтимыми фигурами для Путина:
Что не удивительно для Путина, который тоже несет на себе иудину печать предательства.