Заброшеные церкви

Содержание

Заброшенные церкви

Церкви являются неотъемлемой частью российской культуры. Их можно найти по всей стране, но самые древние и красивые располагаются исключительно в центральных регионах страны.

Большое количество храмов на данный момент стоят в заброшенном состоянии, к которому привела церковная реформа, изданная вскоре после октябрьской революции.

Часть из них отреставрировали, остальные продолжают разрушаться под влиянием времени и других нестабильных факторов.

Заброшенные церкви Московской области

Московская область является одним из самых богатых на количество культурных заброшек регионов России. Начиная со времен средневековья, здесь строилось множество храмов и монастырей, некоторые из которых продолжают радовать прихожан и по сей день.

Часть разрушились, другие смогли дожить до наших дней, но только в заброшенном виде. Именно они и представляют особый интерес для сталкеров, фотографов, историков и прочих любителей древних объектов культуры.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в селе Выезд

Храм построили в начале 19 века целиком из дерева, а позже, как это было принято в те времена, заменили на каменный. Приход работал до начала Второй мировой войны, после чего, как и многие ему подобные, был закрыт. После победы отечественной армии власти не посчитали нужным возобновлять работу религиозных учреждений и отдали помещения церкви Покрова Пресвятой Богородицы под школу, которая просуществовала до конца восьмидесятых годов, а затем была заброшена в связи с большим оттоком сельского населения в города. Храм остался без присмотра и достаточно быстро пришел в аварийное состояние, в котором находится и по сей день.

Церковь Рождества Христова в селе Верхняя Колыбелька

Как и многие другие, церковь построили в первой половине 19 века на месте старого деревянного храма. Приход объединил под собой жителей сразу нескольких деревенек, чем сыграл не только большое религиозное, но и социальное значение для жителей региона. Каждое воскресенье в стенах церкви Рождества Христова велись службы, отпевания или венчания. Так продолжалось вплоть до церковной реформы, вышедшей из-под пера коммунистической партии, пришедшей к власти в ходе Октябрьской революции. После закрытия храма его использовали в хозяйственных целях, а после и вовсе забросили.

Заброшенная церковь Богоявления Господня в селе Крещенка

Величественный храм из красного кирпича был построен в начале 20 века, проработав по назначению совсем не долго в связи со сменой политического режима в стране. Новые Власти придерживались атеизма, что серьезно повлияло на жизнь духовенства в годы СССР. После закрытия, Церковь Богоявления Господня использовали в качестве зернохранилища вплоть до нового переворота в стране. После распада Союза храм забросили. Жители Крещенки ежегодно отправляют местным чиновникам запросы о реставрации исторического объекта, но пока все тщетно.

Покровская церковь в селе Мокрое

Величественный храм был возведен в первом десятилетии 19 века в необычном для региона смешанном стиле. Покровская церковь была построена под руководством известного столичного архитектора. Классические и готические элементы в декоре постройки смотрятся весьма интересно. Именно архитектурное решение делает данный объект настоящим культурным памятником. В настоящее время храм стоит заброшенным и достаточно редко посещается даже сталкерами, так как добраться до него достаточно сложно из-за удаленности от проезжих дорог.

Никольская церковь в деревне Черленково

На данный момент от церкви остались одни руины, но во времена активного ведения служб она считалась одной из самых красивых в Московской области, объединяя под своей крышей сразу несколько приходов. Величественное каменное строение выполнено в неоклассическом стиле, что отличает его от многих собратьев, строившихся в это время в основном с элементами классицизма. Во времена СССР Никольская церковь была отдана под склад местного магазина, затем ее закрыли и под воздействием времени и климата храм разрушился.

Заброшенные церкви Ленинградской области

Ленинградская область, в отличие от Московской, стала осваиваться гораздо позднее, но с приходом к власти Петра Первого регион достаточно быстро застроился и расцвел.

В каждом поселении активно возводились церкви для удовлетворения духовных нужд народа, многие из них сохранились до нашего времени.

Церковь Михаила Архангела в селе Сквозники

Храм был возведен в начале 19 века на средства местного дворянина в подарок подчиненным селам. Для строительства использовался качественный красный кирпич, который позволил сохраниться строению до нашего времени. После Октябрьской революции Церковь Михаила Архангела закрыли и не стали использовать даже для хозяйственных нужд. Вековое запустение привело к полному обвалу пола и появлению большого количества птичьих гнезд внутри главного зала. Жители села Сквозники давно перестали обращать внимание на сталкеров, поэтому вход в заброшку абсолютно свободный.

Церковь Вознесения Господня в Углёво

Здание было построено во второй половине 18 века, что оправдывает его плохое состояние в настоящий момент. В годы Советского союза в помещениях храма располагался интернат, закрытый в семидесятых годах за ненадобностью. При внешней аварийности, внутри сохранилась настенная религиозная живопись и красивые фрески. Попасть внутрь можно через тайный лаз со стороны леса и только в ночное время суток, как как днем жители Углёво отгоняют от церкви Вознесения Господня любых чужаков.

Заброшенная Спасская церковь в селе Готовцево

Храм построили в середине 18 века на деньги известного полководца. Он отличался красивым архитектурным решением и большой колокольней, радующей своим звоном всех местных жителей. После принятия церковной реформы Спасская церковь оказалась закрыта и передана во владение местному совхозу, использующему ее в качестве автомастерской. После перестройки строение оказалось заброшенным. Вскоре сельчане покинули и саму деревню Готовцево, перебравшись в более крупные населенные пункты, что сыграло на руку сталкерам, которые сейчас могут беспрепятственно посетить как заброшенное село, так и церковь.

Церковь иконы Божией Матери «Знамение» у села Верхнедрезгалово

Храм был построен в середине 19 века на средства двух купцов в качестве компенсации региону за нарушение торговых правил. Вскоре местные жители стали собирать деньги на расширение и укрепление церкви иконы Божией Матери «Знамение», после которых постройка больше не менялась. Во времена нахождения у власти коммунистов храм использовался в качестве зернохранилища, затем его забросили. На территории имеется старое заросшее кладбище, придающее объекту мистическую атмосферу. Место пользуется большой популярностью не только у сталкеров, но и у местных знахарок.

Покровская церковь

Строительство храма началось во втором десятилетии 19 века и продолжалось в течение нескольких лет. За все время существования здание несколько раз горело и восстанавливалось, пережив все разрушения. В годы революции подверглось обстрелу, после чего закрылось. Затем его снова реставрировали и отдали под пекарню, проработавшую до нулевых годов. Последние 15 лет бывшая покровская церковь заброшена, но все чаще стала появляться информация о будущем восстановлении.

Заброшенные церкви Иркутской области

В Иркутской области, как и по всей России, в 19-20 веках велось активное строительство храмов. С приходом к власти революционеров большинство церквей закрылись, а помещения стали использоваться в хозяйственных нуждах. Многие из них после перестройки так и не отреставрировали, в результате чего по всему региону разбросано большое количество заброшенных монастырей, в некоторых из которых все еще можно уловить дух некогда богатого убранства.

Церковь Троицы Живоначальной в селе Хомутово

Свою историю старая церковь ведет с первой половины 19 века, когда был построен ее первоначальный деревянный вариант. Довольно быстро храм стал местом регулярного посещения жителей не только Хомутово, но и множества других близлежащих поселений. Со временем сельчане собрали достаточную сумму денег и отстроили новую, каменную церковь, которая сохранилась до наших дней. Божий храм был закрыт во второй год Великой отечественной войны, первое время его использовали в качестве сельского клуба, а затем окончательно забросили. До нашего времени внутреннее убранство не сохранилось.

Георгиевская церковь в поселке Бодайбо

Данный храм интересен в первую очередь своей историей. Первый вариант был отстроен в первый год 18 века, в течение следующего века Георгиевскую церковь четыре раза сжигали, пока в начале 19 века местные жители не позаботились о возведении каменной церкви, которая стала окончательным вариантом постройки. Храм закрылся в тридцатые годы, его помещения отдали местному совхозу под хранение зерна. После перестройки бывшую церковь забросили. Сейчас здание находится в очень плохом состоянии, часть потолка обвалилась. Не смотря на часть уцелевших фресок, на которые может быть интересно посмотреть, бывалые сталкеры советуют не заходить внутрь.

Заброшенный храм святой троицы в деревне Урик

Данная церковь является самой северной в регионе. История постройки утеряна, но судя по достаточно хорошей сохранности, за храмом продолжали приглядывать даже после его закрытия. Внутри сохранилась церковная роспись, есть несколько икон, на которые из суеверия не покусились даже мародеры. Местные жители следят за заброшкой, надеясь, что местные власти возьмутся за реставрацию некогда величественной постройки. Сталкеры могут посещать объект свободно, а вот вандалов сельчане гонят сразу же, не подпуская с старому храму святой троицы.

Церковь Вознесения Господня в селе Новоленино

Строительства храма началось в первой половине девятнадцатого века. Несколько десятилетий это место было домом для всех верующих Новоленино и близлежащих селений, которые впоследствии собрали пожертвования на строительство новой величественной церкви из камня, которая сейчас хоть и заброшена, но находится под защитой министерства культуры. В сороковые годы религиозное учреждение закрыли, затем по просьбе местных жителей открыли и спустя время вновь закрыли, отдав под детский дом, просуществовавший до распада Советского Союза. После его закрытия бывшая церковь Вознесения Господня оказалась заброшенной.

Церковь Иоанна Предтечи в селе Хадахан

Божий храм возвели во второй половине 19 века на средства местных жителей. Под своей крышей он объединил прихожан из разных деревушек, сплотив их на все время своего существования. Церковь Иоанна Предтечи вела службы до конца тридцатых годов, пока не попала под церковную реформу, из-за которой закрылись практически все религиозные учреждения в стране. Бывший храм стал школой, а затем оказался в числе заброшек, в которых находится и по сей день, являясь целью посещения многих сибирских сталкеров.

Заброшенные церкви Челябинской области

Несмотря на то, что Челябинская область является главным промышленным регионом страны и не имеет никакой культурной ценности, именно высокий технический потенциал дал толчок развитию края, которое привело к необходимости выстраивать не только инфраструктуру для стремительно разрастающегося населения, но и удовлетворять духовные потребности граждан. Именно благодаря этому в Челябинской области стали появляться первые церкви, многие из которых оказались заброшены в годы нахождения у власти коммунистов.

Церковь Ильи Пророка в селе Аргаяш

Первый вариант церкви появился на месте будущего села еще в 16 веке и именно вокруг нее стали селиться люди. Позже местный купец перестроил храм, использовав долговечный камень. Службы велись вплоть до 30 годов, после чего местные власти закрыли божий дом, переделав его под гостиницу для отправленных в Сибирь заключенных. Затем Церковь Ильи Пророка стала складом, после в ней размещалась кузница, потом – библиотека. В девяностые годы бывший храм забросили и восстанавливать не планируют. Состояние на данный момент среднее, частично сохранилась роспись на библейскую тематику.

Пантелеймоновская церковь в Павловке

Храм построили в начале 20 века для курирования местной начальной школы, после чего он проработал до шестидесятых годов, успешно пережив первую половину существования Советского Союза. Затем его все-таки закрыли, а помещения отдали совхозу, устроившему в них зернохранилище. После распада СССР местные жители пытались восстановить Пантелеймоновскую церковь, но власти не захотели идти навстречу и выделять необходимую для реставрационных работ сумму. Сейчас храм полностью заброшен.

Храм Рождества Пресвятой Богородицы

Как и предыдущий, Храм Рождества Пресвятой Богородицы построили в начале 20 века. В тридцатые годы большевики подвергли здание сильному разрушению, скинув колокол. Позже бывшую церковь передали колхозу, который переделал его под хозяйственный склад. После окончательного отказа от использования постройки, ее оставили разрушаться под влиянием времени и сурового уральского климата. Реставрационные работы не планируются.

Храм святого великомученика Георгия Победоносца

Церковь была построена в начале двадцатого века под руководством известного южноевропейского архитектора, применившего при возведении новую технологию. Божий дом стал весьма популярен у жителей всех соседних деревень, регулярно приходивших на службы и устраивавших большие празднества в религиозные праздники. Так продолжалось до тридцатых годов, пока храм святого великомученика Георгия Победоносца не попал под церковную реформу. Здание стало зернохранилищем и использовалось таким образом до перестройки, после которой местные жители стали искать инвесторов для реставрационных работ, которые до сих пор не начаты.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы

Как и многие другие, храм построили в первой половине 19 века на месте старой деревянной колокольни. Приход объединил под собой жителей сразу нескольких деревенек. После закрытия храма в сороковых годах, его использовали в хозяйственных целях, затем в качестве юридической конторы, а после и вовсе забросили. Не смотря на отсутствие охраны, местные жители тщательно следят за тем, чтобы чужаки держались подальше от Церкви Покрова Пресвятой Богородицы, планируя в будущем добиться от властей начала реставрационных работ.

Заброшенные церкви Тверской области

В регионе имеется огромное количество церквей, многие из которых были возведены еще несколько веков назад. Территориальный фактор способствовал духовному развитию края на протяжении нескольких столетий, что отразилось не только на количестве религиозных учреждений, но и на их богатстве. Тем не менее, церковная реформа, изданная коммунистической партией, повлияла и на храмы Тверской области, в результате чего многие из них оказались заброшены.

Деревянный храм Покрова Пресвятой Богородицы

Церковь построили в 19 веке на деньги местного дворянского рода. Внешне постройка выглядит довольно просто, по неизвестной причине ее не стали декорировать архитектурными фигурами. В начале 20 века храм был ликвидирован и отдан совхозу под зернохранилище. Через тридцать лет ярые представители атеизма стали буквально разбирать церковь по кирпичикам, нанося ей непоправимый ущерб. В двухтысячные годы местные жители пытались найти инвесторов для восстановления храма Покрова Пресвятой Богородицы, но затея провалилась.

Церковь Иверской иконы Божией Матери в деревне Лутовенка

Храм был построен посреди быстрорастущего села во второй половине 19 века. Весь ансамбль выполнен в эклектическом стиле, столь оригинальном для данного региона. Во времена нахождения у власти коммунистов Церковь Иверской иконы Божией Матери передали местному совхозу для хозяйственных нужд. В восьмидесятых годах жители Лутовенки стали массово покидать свои дома на волне всероссийской урбанизации и село быстро опустело. В итоге старая церковь осталась стоять в окружении заброшенных домиков, которые находятся в таком виде и по сей день.

Заброшенный храм во имя Владимирской Божьей матери

Храм возвели в первой половине 19 века на средства простого народа. Под своей крышей приход объединил жителей сразу нескольких деревенек, встречавшихся на ежедневных службах. В 20 веке храм во имя Владимирской Божьей матери использовался в качестве мастерской, затем был заброшен. За зданием имеется несколько солдатских могил. Внутри сохранилась часть фресок, а вот вся роспись была старательно заштукатурена для предотвращения возникновения интереса к религиозным мотивам у работников.

Церковь Спаса Нерукотворного Образа в Чирковицах

Церковь Спаса Нерукотворного Образа возвели в конце 19 века в типичном для того времени классическом стиле. В тридцатых годах храм закрыли и переделали в хранилище зерна. Склад просуществовал до восьмидесятых годов, во время которых был уничтожен пожаром. На данный момент бывшее село с храмом стоят в абсолютно заброшенном состоянии. Какое-то время ходили слухи о сносе заброшек и строительстве на их месте коттеджного поселка, но власти их опровергли.

Церковь Троицы Живоначальной в деревне Медуши

Строительство церкви началось во второй половине 19 века и было завершено за 3 года, после чего каждое воскресенье жители деревни Медуши стали собираться под ее крышей на службы. В тридцатые годы храм закрыли и отдали под автомастерскую, проработавшую вплоть до нулевых годов. После ее разорения объект остался заброшенным. Довольно быстро местные мародеры вынесли все интересное, оставив сталкерам пустые помещения.

Заброшенные церкви Краснодарского края

Краснодарский край является одной из самых древних территорий нынешней России, на которой стали селиться люди еще несколько тысяч лет назад. Особое развитие регион получил после воцарения королевы Екатерины, являющейся настоящим просветителем. Императрица стала строить школы, университеты и храмы на южной территории своей страны, многие из которых сохранились до наших дней.

Церковь Ильи Пророка в селе Большой Мартын

Возведение церкви началось в двадцатые годы 19 века. Здание было построено в классическом стиле с элементами эклектики. Просуществовав практически 90 лет в первоначальном виде, храм подвергся реставрации, в ходе которой значительно расширился, превратившись в настоящий архитектурный шедевр. Пришедшие к власти коммунисты издали приказ о закрытии церкви Ильи Пророка и передаче ее под сельскохозяйственные нужды. До наших дней некогда величественное здание сохранилось плохо, находиться внутри может быть опасно.

Деревянная церковь Николая Чудотворца в селе Тюковка

Данный храм был построен на окраине небольшой деревеньки в середине 19 века. На тот момент для строительства церквей повсеместно стал применяться камень, поэтому до сих пор не понятно почему здание было возведено из недолговечного дерева. Последние реставрационные работы проводились через 40 лет после строительства, поэтому уже больше века церковь Николая Чудотворца все больше разрушается под воздействием времени. На данный момент она находится в настолько плохом состоянии, что восстановление уже невозможно.

Заброшенная Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в хуторе Оробинский

Небольшая каменная церковь была возведена в начале 20 века и по назначению проработала совсем недолго, после чего ее переделали под мельницу, сожжённую во времена Великой отечественной войны. В послевоенное время мельницу восстановили, и она успешно проработала еще 60 лет, а затем была заброшена, потеряв актуальность. Внутри до сих пор хранится большое количество оборудования, о котором маргиналы так и не прознали. Деревенька на данный момент постепенно вымирает, молодежь разъезжается, а старшее поколение не успевает следить за бывшей церковью Рождества Пресвятой Богородицы.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы

В конце 19 века в одной из станиц Краснодарского края была возведена красивая белокаменная церковь с собственной колокольней, до которой вел закрытый проход. Храм вел службы до образования СССР, после чего был закрыт, попав под реформу. В отличие от многих других, его помещения не стали никак использовать и все оставшееся время Церковь Успения Пресвятой Богородицы стояла под присмотром местных жителей, старавшихся изо всех сил поддерживать ее состояние, благодаря чему объект неплохо сохранился до наших дней.

Церковь в селе Рыкань

Старый монастырь неизвестного года постройки располагается в деревне Рыкань. Все двери закрыты, попасть внутрь можно только через оконные проемы на верхних этажах. Внутри сохранились красивые фрески. Не смотря на плохое состояние постройки, местные жители надеются ее отреставрировать при помощи стороннего инвестора, который на данный момент активно ищется.

Заброшенные церкви Кемеровской области

Несмотря на расположение Кемеровской области в Сибири, что говорит о более запоздалом культурном развитии региона, здесь тоже существует немало заброшенных церквей, которые обязательно будут интересны сталкерам и всем любителям исторических зданий.

Преображенская церковь в селе Абдалы

Данная церковь, освященная во второй половине 19 века, в настоящее время пребывает в полуруинном состоянии. Несмотря на это внутри сохранились первоначальные фрески и оригинальная лепнина. Службы велись до тридцатых годов, после чего храм расформировали и передали местному колхозу, решившему использовать свободные помещения в качестве хозяйственных складов. Купол был сброшен, а все иконы вывезены. Склад ликвидировали в девяностые, после чего бывшая церковь оказалась заброшена.

Свято-Троицкая церковь в селе Сандаки

Данный храм так же был построен во второй половине 19 века из добротного красного кирпича. Над проектом работал известный столичный зодчий, применявший в своих проектах исключительно стиль барокко. В тридцатые годы священнослужители попали под репрессии, а церковь закрыли. С тех пор она стоит в заброшенном виде и постепенно разрушается. Несколько лет назад обвалилась колокольня. Жители Сандаки стараются собственными силами поддерживать памятник архитектуры, но все труды лишь оттягивают неизбежное.

Заброшенная Петропавловская церковь в селе Ефимовцы

Храм в деревне Ефимовцы настигла та же судьба, что и его собратьев. Построенное в 19 веке, учреждение проработало по назначению до прихода к власти коммунистов, после чего было упразднено и перестроено под зернохранилище. В ходе работ здание лишилось всех религиозных фрагментов, внутреннее убранство было полностью уничтожено. В пятидесятые годы надобность в складе отпала и бывшую Петропавловскую церковь полностью забросили. Отсутствие реставрационных работ привело к быстрому разрушению, которое продолжает усугубляться.

Церковь Иоанна Предтечи в деревне Малый Конып

Величественный храм был возведен во второй половине 19 века в неоклассическом стиле. Церковь Иоанна Предтечи была построена под руководством опытного зодчего, приехавшего из северной столицы. Религиозные элементы в декоре постройки смотрятся весьма интересно. Именно архитектурное решение делает данный объект настоящим культурным памятником. В настоящее время храм стоит заброшенным и достаточно редко посещается даже сталкерами, так как добраться до него достаточно сложно из-за удаленности от проезжих дорог.

Казанская церковь в деревне Жигагай

Храм был построен в самом конце 19 века на деньги местных прихожан, которые полностью оплатили строительство и приобретение всей религиозной утвари. В дальнейшем здание подвергалось ремонту так же на пожертвования местных жителей. После революции Казанскую церковь отдали под сельский клуб, сгоревший в конце восьмидесятых годов. Пожар уничтожил большую часть строения, нанеся ему непоправимое разрушение. На данный момент от храма остались одни стены.

Заброшенные церкви Волгоградской области

Волгоградская область в качестве территориальной субъединицы России стала развиваться достаточно рано, что способствовало ее долгому культурному развитию, приведшему в итоге к появлению большого количества церквей.

До наших дней преимущественно сохранились храмы 17-19 веков, выполненные в различных архитектурных стилях.

Больше половины из них сейчас заброшены вследствие отсутствия должных реставрационных работ после развала СССР.

Троицкая церковь в деревне Пичуга

Красивый храм в стиле Рококо возвели в первом десятилетии 20 века, а после революции закрыли. Местные жители до последнего боролись за возможность исповедовать свою религию, посещая церковные службы, но власти, придерживающиеся атеизма, остались равнодушны к прошениям простых людей. После закрытия храма его стали намеренно лишать религиозных элементов, уничтожая колокол и вывозя все иконы. При демонтаже колокольни было нарушено крепление главной балки, вследствие чего часть строения рухнула.

Покровская церковь в станице Суводская

Заложенная во второй половине 19 века, церковь просуществовала менее века. После освящения нового храма жители Суводской стали регулярно ходить на службы и активно учувствовать в духовной жизни прихода. После смены политического режима, Покровская церковь попала под реформы и была переделана под молодежный клуб, а затем и вовсе закрыта. После этого ее снесли, оставив одну колокольню, пришедшую за прошедшие десятилетия в руинное состояние. На данный момент постройка восстановлению не подлежит, а местные жители ходят на службы в соседний поселок.

Заброшенная церковь Михаила Архангела в селе Верхний Балыклей

Храм построили в начале 19 века целиком из дерева, а позже, как это было принято в те времена, заменили на каменный. Приход работал до двадцатых годов, после чего, как и многие ему подобные, был закрыт. Некоторое время здание использовалось в качестве почты, проработавшей около 15 лет и в итоге расформированной. Церковь Михаила Архангела осталась без присмотра и достаточно быстро пришла в аварийное состояние, в котором находится и по сей день. Крыши уже не осталось, пол давно сгнил.

Церковь Ильи Пророка в селе Савинка

Как и предыдущую, церковь Ильи Пророка построили в начале 19 века, но сразу из камня. В тридцатые годы большевики подвергли здание сильному разрушению, скинув колокол. Позже бывшую церковь передали колхозу, который переделал его под хозяйственный склад. После окончательного отказа от использования постройки, ее оставили разрушаться под влиянием времени. Сейчас это место весьма популярно у местных фотографов за счет своего антуража. Реставрационные работы не планируются.

Рождественская церковь в поселке Чернышковский

Церковь построили в конце 18 века на деньги местного помещика. В строительстве принимали участие заключенные армейской тюрьмы, работающие под руководством французского архитектора. Здание из красного камня стало классическим примером храма в стиле барокко. Отдельные элементы выполнены с использованием фрагментарной готики. До нашего времени Рождественская церковь сохранилась крайне плохо, внутри можно обнаружить остатки лепнины, и на этом все.

13 разрушенных православных храмов из разных уголков России


Разрушенные храмы России.
В рамках антирелигиозной пропаганды в СССР проводилась кампания по массовому уничтожению объектов религиозного культа, в частности церквей. Главным объектом гонений была Русская Православная церковь. В нашем обзоре фотографии 13 разрушенных храмов из разных уголков России.
В 1914 году на территориях Российской империи, по официальным данным, насчитывалось 54 174 православных храма (включая монастырские, домовые, кладбищенские, недействующие и приписные, но без учета военных церквей), 25 593 часовни, 1025 монастырей. В 1987 году в СССР оставалось 6893 православных храма и 15 монастырей. Эти данные относятся к сохранившимся на 1987 год действующим храмам и монастырям. Так как огромное количество культовых сооружений было приспособлено под музеи, склады, дома культуры (и даже квартиры), то точное количество именно уничтоженных (то есть взорванных или разобранных) храмов установить крайне трудно.

1. Церковь Антипия Пергамского


Церковь Антипия Пергамского (Вологда).

Построена в конце XVIII — начале XIX веков при помощи купцов Рыбниковых вместо деревянной кладбищенской. В 1930 году церковь закрыли и начали использовалась под склад. Храм был возвращен верующим в 1999 году, но активные ремонтные работы пока не начались.

2. Церковь Архангела Михаила


Церковь Архангела Михаила. Село Гудаловка (Тульская область)

3. Введенская церковь


Введенская церковь в селе Пёт Пителинского района Рязанской области

Церковь была построена в 1910 году, а перестала действовать в 1930.

4. Храм Димитрия Солунского


Храм Димитрия Солунского в Можайском районе Московской области.

Храм Димитрия Солунского в деревне Шимоново Деревня Шимоново находится в Можайском районе на самом краю Московской области. Кирпичная ротондальная церковь в стиле классицизма, повторяющая московский храм Космы и Дамиана на Маросейке, была возведена здесь в 1801-1805 годах. О судьбе самого села, равно как и о Храме в советское время практически ничего неизвестно. После событий 1917 года храм закрыт, колокольня – разобрана.
В постперестроечные годы село практически полностью обезлюдело. Храм находится в аварийном состоянии: алтарь (главный, Дмитриевский престол) разобран, утрачено внутреннее убранство, крыша трапезной обрушилась. Однако, если вглядеться, то в очертаниях руин действительно угадывается сходство с Московским Храмом на Маросейке.

5. Церковь Успения Пресвятой Богородицы


Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Село Кузовка (Грязинский район, Липецкая обл.)

6. Церковь Рождества Божией Матери


Церковь Рождества Божией Матери в селе Верховляны

Церковь Рождества Божией Матери в селе Верховляны — каменная церковь в стиле эклектики с использованием мотивов древнерусского зодчества была построена здесь в конце XIX — начале XX вв. Невдалеке от нее, в южной стороне села, располагались усадьба (от которой осталась часть парка) и деревянная церковь XVIII в. В 1930-е гг. церковь закрыли, в ней устроили помещение по ремонту тракторов, позднее разрушили южную и северную стены. И по сей день она находится в разрушенном состоянии.

7. Никольская церковь


Никольская церковь в Лыткарино Московской области.

Никольская церковь в Лыткарино — древнейшая церковь в округе, возведенная в 1680-х годах. В настоящее время находится на территории усадьбы Петровское – также пустующей. За годы советской власти храм очень сильно пострадал. Были утрачены внутренние интерьеры храма и разрушен шатер. В 1970-х годах началась его реставрация, которую доверили В.В. Кавельмахеру.
За прошедшие годы был восстановлен шатер, возобновлены наличники окон, а над входом возвели трехпролетную звонницу. Сама усадьба Петровское находится на высоком берегу Москва-реки. Сейчас от нее остались только цокольный и первый белокаменные этажи, над которыми надстроен в 1959 году второй кирпичный этаж, остатки парка и цепь прудов.

8. Заброшенный храм казанской иконы божией матери


Заброшенный храм казанской иконы божией матери .

Необычный величественный храм, строительство которого началось в 1780 году напротив усадебных ворот имения графа Чернышева. Каменный храм строился более 50 лет и был красивейшим образцом классицизма в архитектуре. Сегодняшнее состояние постройки — результат закрытия храма в 1962 году и использования его как подсобного помещения. Попасть сюда можно свободно, пока он окончательно не превратился в романтические руины

9. Церковь Рождества Христова


Церковь Рождества Христова в урочище Илкодино в Московской области.

Бывшее село Илколдино находилось в очень живописном месте, в пяти верстах от места впадения реки Поли в Клязьму. Через село проходил старинный Владимирский тракт, в своё время весьма оживлённый. Каменный храм в селе возвели в середине 19 века. Кирпичная с белокаменными деталями, побелённая церковь была выдержана в стиле позднего классицизма.
Закрыта церковь была в 1930х годах, в 1953 опустело и окружающее ее село: в связи с отводом земель под Костерёвский военный полигон всех его жителей вынудили переселиться в другие места. Сейчас месторасположение бывшего села угадывается лишь по наличию «культурных» деревьев — тополям, черёмухе и кустам сирени, а церковь медленно, но неумолимо, продолжает разрушаться.

10. Церковь Покрова Божией Матери


Церковь Покрова Божией Матери.

Белокаменная одноглавая церковь с богатым декоративным убранством, построенная в 1762 году в стиле барокко. В конце 19 века к ней были пристроены кирпичная трапезная, придел и колокольня. В советское время храм закрыли. Священник Михаил Алексеевич Успенский был арестован и расстрелян – многие годы спустя, в 2000 году за ним было закреплено звание священномученика. Церковь была возвращена верующим в 1993 году, однако активный ее ремонт так и не был начат.

11. Никольская церковь в Лыткарино


Никольская церковь в Лыткарино (усадьба Петровское).

12. Храм Рождества Христова


Храм Рождества Христова.

Храм Рождества Христова на Белом озере в деревне Крохино.

13. Церковь Спаса Нерукотворного Образа


Церковь Спаса Нерукотворного Образа. Тверская область, август 2013.

Церковь Спаса Нерукотворного Образа в бывшем селе Сергино (села уже нет). Храм был построен в 1897 году, роспись иконостаса выполнил художник Шишкин. В советское время храм закрыт и разграблен.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Небольшой список заброшенных церквей Московской области.
Церковь Покрова Божией Матери. Московская область, Авдулово.
Заброшена. Попыток реставрации не замечено. Рядом — старое кладбище, деревенские и дачные постройки.


Николо-Берлюковский монастырь. Московская обл. Авдотьино. Культовые сооружения в сильном запустении. На территории — психоневрологическое медучреждение. Однако, есть информация, что монастырь, наконец передан Патриархии, а больных потихоньку перевозят для продолжения лечения в другое место.

Церковь Входа Господня в Иерусалим. Московская обл. Верея. Рядом — городские постройки окраин города. Попыток реставрации не замечено.

Церковь Рождества Божией Матери. Московская обл. с. Верховлянь. Рядом — деревенские и дачные постройки. Сильно разрушена. Попыток реставрации не замечено.
Церковь Рождества Христова. Московская обл. Шатурский р-н, бывш. с.Илкодино. Вокруг — подболоченный сосновый лес заброшенного огромного военного полигона.
Наши дни:
фото сер.1930-х гг.; семейный архив А.С.Малахова, бывшее с.Илкодино:
Церковь Рождества Христова. Московская обл. Ступинский р-н. с.Каменищево. Рядом — старое кладбище, на котором один из старинных надгробных памятников переделан в памятник павшим в Великую Отечественную жителям Каменищево. Неподалеку — дачные постройки. Попыток реставрации не замечено. Разрушающееся строение облюбовано домашним скотом.
Церковь Великомученика Димитрия Солунского. Московская обл. Можайский р-н. д.Шимоново. Рядом — постройки практически обезлюдевшей деревни. Попыток реставрации не замечено.
Церковь Воскресения Христова. Московская обл. Можайский р-н. д.Купрово. Рядом старое кладбище, дачные постройки.
Никольская церковь. Московская обл. Лыткарино. В 5 минутах езды от МКАД. Рядом — старые панельные жилые дома. Попыток реставрации на момент посещения (конец 2005г.) замечено не было. Входы — на амбарных замках.
Тихвинская церковь. Дмитровский р-н. Глухово. Рядом — остатки аллеи, пруд, жилые постройки. Попыток реставрации нет.
Ильинская церковь. Московская обл. Коломенский р-н. с.Пруссы. Рядом жилые постройки. Осенью 2004г. все окна нижнего яруса были наглухо замурованы, на входе – металлическая дверь, на которой – расписание служб на крупные праздники.
Никольская церковь. Московская обл. Шатурский р-н. с.Середниково. Рядом жилые и заброшенные строения. Похоже, что летом 2005г. началась реставрация (?). По крайней мере, входы на колокольню оказались закрыты.
Николо-Радовицкий монастырь. Московская обл. Егорьевский р-н. Рязановский. Постройки монастыря и церкви Рождества Пресв. Богородицы сильно разрушены. Рядом – жилые постройки. Попыток реставрации не замечено.
Спасская церковь. Московская обл. Серпуховский р-н. с.Райсеменовское. Начата реставрация. К осени 2005г. отреставрирован нижний ярус.
Никольская церковь. Московская обл. Нарофоминский р-н. с.Собакино. От села осталось только старое кладбище. Похоже, что ведутся какие-то работы по реставрации (?) (декабрь 2004г.)
Церковь Рождества Богородицы. Московская обл. Чеховский р-н. с.Талеж. Неподалеку – жилые постройки, действующее кладбище, облагороженный в духе евроремонта источник (относящийся к Вознесенской Давидовой пустыни). Попыток реставрации не замечено.
Церковь Серафима Саровского. Московская обл. Воскресенский р-н. Федино. Рядом – жилые постройки. Идет крайне вялотекущая реставрация (лето 2005г.). Однако службы проводятся.
Троицкая церковь. Московская обл. Филимонки. Неподалеку от а/п «Внуково». Находится на территории психоневрологической клиники с серьёзным пропускным режимом. Охрану можно обойти, если найти небольшой подкоп под бетонным забором, украшенным «колючкой». Попыток реставрации не замечено (2004г.)
Церковь Сошествия Святого Духа на Апостолов. Московская обл. Коломенский р-н. с.Шкинь. Рядом жилые постройки. Идёт восстановление Храма, хотя темпы очень далеки от высоких. Рядом – могила юродивого Данилушки Коломенского.
Церковь Рождества Богородицы. Московская обл. Серпуховский р-н. Подмоклово. Рядом – руины усадьбы, жилые дома. В советское время Храм реставрировался в течение 15 лет, но в данный момент это гибнущий Храм. Какой-то ремонт, впрочем, ведется, что вряд ли вообще можно назвать ремонтом. Службы проходят, видимо, только в праздники (2004г.).
Церковь Покрова Божией Матери и церковь Святого Василия Великого. Московская область. Серпуховский р-н. с.Чиркино. Родовое гнездо Шереметьевых. За исключением 2-х Храмов, никаких построек, имеющих отношение к роду Шереметьевых, не сохранилось. Рядом жилые дома. В непосредственной близости 4 святых источника. Службы проходят по праздникам. Состояние – вялотекущий ремонт: «строительным лесам» уже не один год.
Церковь Казанской Божией Матери. Московская обл. Волоколамский р-н. Ярополец. Рядом – разрушенная усадьба Чернышевых, неподалеку маленькая неработающая старая ГЭС. Реставрация Храма и усадьбы не проводится.
Церковь архистратига Михаила Архангела. Московская обл. Солнечногорский р-н, д.Тараканово. Похоже, будет реставрироваться (осень 2005г.). Рядом жилые постройки, небольшой музей Александра Блока. Чуть дальше, в Шахматово — деревянный музей-усадьба А.Блока.
Церковь святителя Николая Чудотворца. Московская обл. Субботино. Осенью 2005г. начались работы по восстановлению храма.
Церковь в с.Егорье. Калужская обл. Неподалеку — церковь святителя Николая Чудотворца, что в Субботино. Вокруг – жилые и хозяйственные постройки. Никаких следов реставрации.

Сегодня в своём дневнике я хотел бы коснуться темы, о которой пишу довольно редко — о заброшенных церквях. Это нисколько не связано с тем, что я их не люблю посещать, скорее, наоборот, но, увы, выбираться получается не очень часто. Но в том году в ходе двух поездок заодно были посещены 3 церкви. Я решил объединить их в один отчёт и выложить его сейчас. На самом деле, по Московской области, а тем более, в соседних — количество их измеряется сотнями. Сейчас же мы коснёмся двух в Калужской области и одной — в Московской.
Первые две были посещены в ходе поездки со Светой svetliya4ek в Калужскую область. В тот день мы вообще много успели, например пару атмосферных дворянских усадеб (…, …) Заодно решили съездить в пару церквей, стоящих в сёлах по соседству с усадьбой Степановское-Павлищево. Речь пойдёт о церкви Рождества Христова в селе Щелканово и Владимирской церкви в селе Зубово. Заодно мы остановились по пути сделать привал в уютном и красивом берёзовом лесу. Настолько хороший и чистый воздух был в этом уголке Калужской области. В общем, отлично провели время. Хотелось бы рассказать и их истории.
«Христорождественский храм был построен в 1800 г. в селе Щелканово на средства помещицы Веры Борисовны Лопухиной. Храм каменный, особой колокольни не имел. Колокола находились на одной из четырех башен самой церкви. Храм имеет четыре придела –– главный, освященный в честь Рождества Христова; в честь Владимирской иконы Божией Матери, в честь мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии и в честь святителя Николая Чудотворца. Отдельно от храма стоит трехъярусная колокольня. Храм является памятником истории и культуры Калужской области. В ограде при храме Рождества Христова имеется мраморное надгробие лесопромышленника Иванкина (бывшего когда-то старостой храма) в виде дуба с обрезанными сучьями и мемориальной доской с надписью.
Храм был закрыт в 1930 г. Священник Феодор Никольский и псаломщик Петр Степанович Архиреев 21 апреля 1930 года ПП ОГПУ Западной области были приговорены к разным срокам лагерей.
Храм был передан Калужской епархии 13 апреля 1995 г. Сейчас ведется его восстановление.
13 марта 2005 года в воскресенье после продолжительного перерыва со времени закрытия в домовой церкви при храме Рождества Христова в селе Щелканово была совершена первая литургия. Помощь в приобретении и ремонта молитвенного дома оказало предприятие «Бор». По благословению правящего архиерея Калужской епархии Митрополита Климента теперь в молитвенном доме при храме Рождества Христова каждое воскресенье будет совершаться Божественная литургия.
До этого дня при храме совершались только молебны и панихиды. Общими усилиями прихожан был сооружен молитвенный дом, так как для того чтобы начать богослужения в самом храме нужны большие средства. Пока в храме течет крыша, нет окон, а кое-где и дверей. Внутри и снаружи требуется оштукатурить стены, постелить пол.»
1. Приехали к первому храму. Вообще, солнце почти все время было за тучей, но в конце всё-таки выглянуло и осветило церковь. Как видим, начаты реставрационные работы, но идут, как и везде, довольно медленно и тяжело.
2. По пути к церкви заехали в березняк неподалёку, отдохнули и перекусили)
3. Такую красивую картину нам довелось увидеть по дороге.
4. Но вернёмся к храму. Неподалёку стоит новая синяя маковка, которую в будущем в ходе реставрации будет поднята на верх церкви.
5. Позади церкви расположилось старинное кладбище. Заинтересовал необычной формой один из памятников.
6. Зайдём внутрь колокольни. Наверх можно подняться только по ненадёжному канату, мы не рискнули. Сделали такой вот кадр в окошко. В стенах видим множество клеймёных кирпичей.
7. Сделаем ещё один кадр со стороны дороги и отправимся к следующей цели.
«Владимирская церковь — кирпичная типа восьмерик на четверике с небольшой трапезной и колокольней. Выстроена в 1730 на средства А. А. Лопухина, колокольня перестроена в 1892 священником Павлом Румянцевым. Была школой грамотности с 1882 г. Закрыта не позже 1930-х, в настоящее время заброшена, в тяжелом состоянии.На одной из стен частично сохранилось изображение картины Иванова «Явление Христа народу». Престолы: Владимирской иконы Божией Матери . Архитектурный стиль: Барокко»
8. А вот этот храм был освещён просто прекрасно. Он очень красиво смотрелся на фоне голубого неба.
9. Заходим внутрь, краска, увы, слезает со стен, но видны остатки росписей.
10. У входа на одном из брёвен заметили пару кованых гвоздей.
11. А вот и остатки росписи, одна из двух наиболее хорошо сохранившихся в церкви. Вторая, увы, не вышла на фотографии.
Фреска — изображение картины Иванова «Явление Христа народу».
12. Вход в колокольню.
13. Вид с обратной стороны.
14. Железная дверь колокольни.
Третья церковь была посещена в одном из подмосковных городов, точный адрес писать не буду, но кто хорошо знает Московскую область, тот и так сразу узнает =) Мимо неё мы проходили два раза, в первый просто посмотрели — так как была пасмурная погода, а мы шли к другой цели. А вот второй раз мы решили посмотреть, что она из себя представляет. К сожалению (а может, и к счастью) , внутрь самой церкви нам попасть не удалось, но зато вышло попасть в пару помещений, чердак и подняться на колокольню. Стоит сказать, что состояние колокольни крайне аварийное, лестницы держатся на добром слове, подниматься другим я ни в коем случае бы не советовал. Хотя, не спорю, виды в хорошую погоду сверху — просто шикарные. Заслуживает внимания и её история:
«Це́рковь Свято́й Тро́ицы (Тро́ицкая церковь) — православный храм, расположенный в центре города, на месте исторического городского посада.
Храм сооружён в 1670 году. Южный придел во имя святого Василия Блаженного и трапезная построены в 1714 году. Вероятно, тогда же была построена колокольня. В середине XIX в. построена трапезная с двумя приделами, освященными в честь Василия Блаженного и Боголюбской иконы Божией Матери. Церковь закрыта в 1960 году (по другим данным в 1961 году). В 1980-е годы проведена реставрация под руководством архитектора С. А. Гаврилова. Завершена реставрация в 1990-е годы под руководством архитектора Гаевой О. В. Однако сейчас здание закрыто и заброшено по непонятным причинам. Возможно, это как-то связано с тем, что колокольня имеет крен.
Троицкий храм представляет собой четверик с пятью главами и шатровой колокольней. Имеет трапезную с приделом святого Василия Блаженного, а также придел во имя Боголюбской иконы Божией Матери.
15. В первую поездку мы просто сфотографировали храм снаружи. Было довольно пасмурно.
16. Во вторую — нам удалось попасть внутрь колокольни. На окне второго яруса нас приветствовали чьи-то археологические находки — старое стекло, куски керамики и железных вещей утвари.
17. Выглядываем в окошко — за кованой решёткой видна соседняя церковь на фоне ярко-голубого осеннего неба.
18. С колокольни можно попасть на чердак самой церкви и сделать такой вот кадр на соседние домики.
19. Шикарный вид на маковки Владимирской церкви. Опять же, повторюсь, колокольня очень аварийная.
20. Попадались и такие странные вещи, кто-то здесь явно копал. (на второй ярусе в песке(!))
21. Ещё виды с колокольни на пейзажи вокруг.
22. Старинная решётка снова, но на этот раз снаружи.
23. Пора уходить, выходим через такие парадные двери. Здесь реставрация просто застыла.
Как всегда, было очень обидно, что областные церкви находятся в таком состоянии и разрушаются.
В следующий раз будет кое-что необычное;)