Западноевропейский экзархат

Западноевропейский экзархат русских приходов

У этого термина существуют и другие значения, см. Западноевропейская епархия. Александро-Невский собор на рю Дарю (Париж)

Архиепископия православных русских церквей в Западной Европе — Экзархат Вселенского Патриархата (фр. Archevêché des églises russes en Europe occidentale) — православная епархия в составе Константинопольского (Вселенского) Патриархата с центром в Париже, первоначально созданная временно на основе приходов, сформированных беженцами из России в Западной Европе после Гражданской войны (1917—1923). Существует параллельно греческой Митрополии Франции в юрисдикции Константинопольского Патриархата и объединяет православных христиан различного этно-культурного происхождения в нескольких странах Европы. В 1930-х и 1940-х годах, а также иногда и позже, структура часто именовалась неофициально «евлогианской» (евлогианством) — по имени своего первого главы Евлогия (Георгиевского).

  • 1 История
  • 2 Устройство и современное состояние
  • 3 Епископат Архиепископии
    • 3.1 Архиепископы (экзархи)
    • 3.2 Викарии
  • 4 Примечания
  • 5 Литература
  • 6 См. также

История

Экзархат возводит свое создание к указам Московского патриарха Тихона 423 и 424 от 8 апреля 1921 года, согласно которым была основана «Временная администрация русских приходов в Западной Европе». Управление было передано архиепископу Евлогию с согласия святителя митрополита Петроградского Вениамина (Казанского). 30 января 1922 года патриарх Тихон возвел архиепископа Евлогия в сан митрополита.

10 июня 1930 года митрополит Евлогий указом митрополита Сергия (Страгородского) был отрешён от должности за участие в молении о страждущей Русской Церкви в Лонодоне по приглашению архиепископа Кантерберийского. Временное управление русскими приходами в Западной Европе было поручено архиепископу Владимиру (Тихоницкому). Архиепископ Владимир принять должность отказался. Митрополит Евлогий получил также поддержку от Епархиального собрания. Митрополит Сергий подтвердил свой указ и передал правление митрополиту Литовскому и Виленскому Елевферию (Богоявленскому). Однако бо́льшая часть приходов сохранила лояльность митрополиту Евлогию, который после совещания с викарными епископами принял решение обратиться с апелляцией к Константинопольскому Патриарху. 17 февраля 1931 года Вселенским Патриархом Фотием II русские приходы были преобразованы во «Временный экзархат святого апостольского и патриаршего трона Константинополя в Западной Европе» — временный экзархат в юрисдикции Константинопольского Патриарха; митрополиту Евлогию был пожалован титул Патриаршего экзарха. 30 апреля 1931 года митрополит Евлогий и его сторонники были запрещены в священнослужении московским Временным Патриаршим Синодом м-та Сергия (Страгородского), который передал временное управление небольшого числа приходов, согласившихся остаться в юрисдикции Московской патиархии, архиепископу Владимиру (Тихоницкому). Архиепископ Владимир этого предложения не принял.

В конце 1944 года митрополит Евлогий выразил желание возвратиться в юрисдикцию Московской Патриархии. 29 августа 1945 года митрополитом Николаем (Ярушевичем), специально для сего прибывшим в Париж, был совершён акт воссоединения с Московским Патриархатом митрополита Евлогия и его викариев Владимира (Тихоницкого) и Иоанна (Леончукова), текст которого гласил, что «на сие имеется словесное согласие Его Святейшества патриарха Вселенского Вениамина». 7 сентября 1945 года состоялось постановление Священного Синода РПЦ о воссоединении приходов, управляемых митрополитом Евлогием, с Московским Патриархатом; но отпускная грамота от Константинопольского Патриарха получена не была. Кроме того, из информационного письма заместителя наркома иностранных дел СССР Деканозова председателю Совета по делам РПЦ Карпову от 25 декабря 1945 года видно, что устремления экзарха не разделяли «массы» верующих экзархата: «<…> В эмигрантской церкви массы верующих самостоятельны. Успехи митрополита Николая Крутицкого вовсе не закреплены и могут быть легко разрушены. Тов. Богомолов считает, что следует поспешить с присылкой в Париж постоянных представителей Московской патриархии и закрепить первоначальные успехи Николая, иначе англо-американцы захватят заграничные православные организации в свои руки и обратят их в орудие борьбы против нас.»

По смерти митрополита Евлогия, большинство клириков и мирян Экзархата во главе с архиепископом Владимиром (Тихоницким), принявшим управление экзархатом на основании завещательного распоряжения митрополита Евлогия от 1943 года, изъявляло желание остаться в Константинопольской юрисдикции. Указом Московского Патриарха Алексия I от 9 августа 1946 года, однако, экзархом был назначен перешедший из РПЦЗ в МП митрополит Серафим (Лукьянов) (решение Священного Синода РПЦ от того же числа, кроме того, объявляло о «фактическом и формальном» прекращении юрисдикции Константинопольского патриархата над русскими западноевропейскими приходами). При вручении в Париже 14 августа 1946 года прибывшим на похороны митрополита Евлогия митрополитом Ленинградским Григорием (Чуковым) копии патриаршего указа архиепископу Владимиру, последний заявил, что может принять указ только к сведению, но не к исполнению, ссылаясь на то, что не было получено отпускной грамоты от Константинопольского Патриарха. Телеграммой от 21 августа 1946 года Патриарх Алексий I предлагал архиепископу Владимиру вступить под руководство назначенного им экзарха, на что Владимир ответил отказом, указывая на отсутствие отпускной грамоты и необходимость выслушать мнение всего Экзархата.

10 сентября 1946 года в Париж прибыл экзарх Вселенского Патриарха митрополит Герман (Стринопулос) и передал архиепископу Владимиру сообщение, что Патриарх Максим V ожидает от приходов Экзархата соборного решения для подтверждения желания находиться в его юрисдикции. 16—20 октября состоялся съезд клира и мирян, принявший большинством голосов резолюцию ходатайствовать пред Вселенским Патриархом о сохранении Экзархата в его юрисдикции и утверждении архиепископа Владимира экзархом. 6 марта 1947 года Патриарх Максим V утвердил пребывание Экзархата в юрисдикции Вселенского Патриархата.

22 ноября 1965 года Вселенский Патриарх Афинагор упразднил русский Западно-Европейский экзархат, отказался от своей юрисдикции над ним и благословил его вернуться в лоно Патриарха Московского. Созванное архиепископом Георгием (Тарасовым) Епархиальное собрание провозгласило бывший Экзархат временно Автономной Церковью во Франции и Западной Европе, провозгласив цель создания в будущем Автокефальной Французской Православной Церкви.

22 января 1971 года Вселенский Патриархат восстановил свою юрисдикцию над приходами бывшего русского Западноевропейского экзархата, преобразовав его в Русскую Православную архиепископию Западной Европы.

19 июня 1999 года томосом Вселенского Патриарха Варфоломея I, подтверждалось пребывание Архиепископии под омофором Вселенского патриарха и восстанавливался её статус Экзархата. Незадолго до этого в интервью Русской Мысли от 15 апреля 1999 года архиепископ Сергий Коновалов так пояснил позицию Экзархата по отношению к Вселенскому и Московскому патриархатам: «В 1995 г. Бог меня привел быть в Москве, встретиться с патриархом Алексием II и совместно с ним служить Божественную Литургию в Успенском соборе в Кремле. Тем самым было установлено нормальное евхаристическое общение с РПЦ, несмотря на то, что мы остаемся в ведении Константинопольского Патриархата. Да, мы – и русские, и не русские. «Под греками», но в Западной Европе…»

По непроверенному утверждению журналиста Виктора Лупана, члена Патриаршего совета по культуре, в начале 2000-х годов, при епископе Сергии (Коновалове), главой Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополитом Кириллом (Гундяевым) готовился переход Экзархата в юрисдикцию Московского Патриархата и создание Западноевропейской митрополии МП. Такие планы Москвы не нашли поддержки в самой епархии. После кончины 22 января 2003 года архиепископа Сергия (Коновалова), в преддверии выборов архиепископа, назначенных на 1 мая, Московским Патриархатом было предложено создание во Франции и Западной Европе «самоуправляемого Митрополичьего округа» — как базы для будущего учреждения многонациональной поместной православной Церкви в Западной Европе, о чём прямо говорило Послание Патриарха Алексия II от 1 апреля 2003 года, разосланное по факсу. Совет Архиепископии в заседании от 9 декабря 2004 года под председательством новоизбранного архиепископа Гавриила (де Вильдера) отверг предложение Московской Патриархии как неприемлемое. В то же время немногочисленная (24 члена-основателя) группа православных Франции разных юрисдикций выступила за объединение с Москвой, создав 31 марта 2004 организацию «За поместное православие русской традиции в Западной Европе».

Отношения с Московским Патриархатом в очередной раз обострились в 2006 году после принятия в состав Экзархата без отпускных грамот епископа Василия (Осборна) и ряда других клириков Сурожской епархии Русской Православной Церкви: епископ Василий был назначен главой Амфипольского викариатства экзархата. В 2007 году конфликт был урегулирован в результате переговоров между Константинопольским и Московским патриархатами: был оформлен канонический отпуск епископа Василия и клириков, ушедших из Сурожской епархии в Константинопольскую Церковь.

18 мая 2007 года в связи с подписанием Акта о каноническом общении РПЦ МП и РПЦЗ архиепископ Команский Гавриил распространил послание. Вследствие подписания Акта Архиепископия стала крупнейшей православной структурой русской традиции вне юрисдикции РПЦ МП (если не считать Православную Церковь в Америке, правопреемницу бывшей Северо-Американской Митрополии).

В июне 2009 года Архиепископия приняла в свою юрисдикцию двух клириков Николаевского прихода Московского Патриархата в Риме без отпускной грамоты. Наблюдались также случаи принятия Московской Патриархией клириков Экхархата без разрешения на то правящего Архиепископа: протоиерей Михаил Осоргин был принят в 2000 году вместе с возглавляемым им Николаевским приходом в Риме без отпускной грамоты; в конце декабря 2004 года без отпускной грамоты был принят в Корсунскую епархию МП Георгий Монжох, бывший настоятель храма в Биаррице, впоследствии изверженный из сана решением Синода Вселенского Патриархата.

В 2010 году французский суд признал право собственности Российской Федерации на Николаевский собор в Ницце, бывший в ведении приходской ассоциации, находящейся в юрисдикции Экзархата; 15 декабря 2011 года здание собора было передано представителю Корсунской епархии Московского Патриархата.

Устройство и современное состояние

Экзархат имеет 65 приходов, 32 общины, 11 действующих церквей, 2 монастыря, 7 скитов — во Франции (40 приходов), Бельгии, Нидерландах, Великобритании, Германии, Норвегии, Швеции, Италии и Испании; клир насчитывает более 100 священников и 30 диаконов.

Широкой известностью пользуется учебное заведение Экзархата — основанный в 1925 году Свято-Сергиевский православный богословский институт в Париже, где преподавали Георгий Флоровский, Александр Шмеман, Иоанн Мейендорф, Сергий Булгаков.

Экзарх с 3 мая 2003 года — Архиепископ Команский Гавриил (де Вильдер), по происхождению фламандец.

Епископат Архиепископии

Архиепископы (экзархи)

  • 1931—1945 — Евлогий (Георгиевский), митрополит Волынский
  • 1946—1959 — Владимир (Тихоницкий), митрополит Белостокский
  • 1960—1981 — Георгий (Тарасов), архиепископ Сиракузский
  • 1981—1993 — Георгий (Вагнер), архиепископ Евдокиадский
  • 1993—2003 — Сергий (Коновалов), архиепископ Евкарпийский
  • 2003-н/вр — Гавриил (де Вильдер), архиепископ Команский

Викарии

  • 1924—1945 — Владимир (Тихоницкий), архиепископ Ниццкий
  • 1935—1945 — Иоанн (Леончуков), епископ Херсонесский
  • 1946—1947 — Никон (де Греве), епископ Сергиевский
  • 1947—1965 — Кассиан (Безобразов), епископ Катанский
  • 1950 — Иоанн (Куракин), епископ Мессинский
  • 1952—1962 — Сильвестр (Харунс), епископ Мессинский
  • 1953—1974 — Мефодий (Кульман), епископ Кампанский
  • 1971—1979 — Александр (Семёнов-Тян-Шанский), епископ Зилонский
  • 1971—1995 — Роман (Золотов), епископ Керамонский
  • 1971—1981 — Георгий (Вагнер), епископ Евдокийский
  • 1972—1979 — Стефан (Тимченко), епископ Патарский
  • 1972—1974 — Ферапонт (Эммерих), епископ Сильвийский
  • 1991—2001 — Павел (Алдерсон), епископ Трахейский (на покое)
  • С 1995 — Михаил (Стороженко), епископ Клаудиопольский
  • 2001—2003 — Гавриил (де Вильдер), епископ Команский (ныне глава экзарахата)
  • 2006—2009 — Василий (Осборн), епископ Амфипольский

Примечания

  1. Официальный сайт Галльской митрополии
  2. Митр. Евлогий. «Путь моей жизни». Имка-пресс. 1947. стр. 621.
  3. Митр. Евлогий. «Путь моей жизни». Имка-пресс. 1947. стр. 622.
  4. Митр. Евлогий. «Путь моей жизни». Имка-пресс. 1947. стр. 623.
  5. ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ АРХИЕПИСКОПИЯ РУССКИХ ЦЕРКВЕЙ
  6. Томос Константинопольского Патриарха Фотия II о создании временного экзархата русских приходов в Западной Европе, 17 февраля 1931 года
  7. Мудров С. Православная Европа. Статья 5. Франция: русский конфликт?. Православие.Ру.
  8. Письмо управляющего Русскими православными церквами в Западной Европе митрополита Евлогия местоблюстителю митрополиту Алексию о положении в Зарубежной Русской церкви, отношениях с Карловацким Синодом и др. ГА РФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 20. Л. 16-19. Машинописная копия.
  9. Митрополит Николай. Наше пребывание во Франции. // ЖМП. 1945, № 10, стр. 14—25.
  10. «Исторический архив». 2000, № 6, стр. 116—117.
  11. Выписка из журнала № 23 заседания Священного Синода от 7 сентября 1945. // ЖМП. 1945, № 9, стр. 13.
  12. Информационное письмо заместителя наркома иностранных дел СССР В. Г. Деканозова Г. Г. Карпову о необходимости усиления активности РПЦ по отношению к православным приходам на Западе ГА РФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 65. Л. 17. Подлинник.
  13. Журнал Священного Синода Русской Православной Церкви от 9-го августа 1946 г. // ЖМП. 1946, № 9, стр. 7.
  14. Доклад митрополита Ленинградского и Новгородского Григория патриарху Алексию о поездке во Францию. 26 августа 1946 г. // «Исторический архив». 2000, № 6, стр. 135.
  15. /»Бередить совесть этого мира…»
  16. Виктор Лупан. Никита Струве и виртуальное православие. Православие и мир.
  17. Архиепископ Сергий Коновалов. Отчет о деятельности за 1998—2001 на Общем съезде Архиепископии 1-го мая 2001. «Церковный Вестник», № 14, январь 2002, стр.7-8.
  18. Послание Патриарха Алексия II ко всем православным приходам русской традиции в Западной Европе 1 апреля 2003 г.
  19. Заявление епархиального управления Архиепископии православных церквей русской традиции в Западной Европе 9 декабря 2004 г. // Русская мысль N 46, 16-22 декабря 2004 г.
  20. Елена Малер-Матьязова. Эмигрантские споры вокруг русских храмов. Православие и мир.
  21. OLTR — Mouvement pour une Orthodoxie Locale de Tradition Russe
  22. Журнал № 17 заседания Свящ. Синода от 27 марта 2007
  23. Журнал № 97 заседания Свящ. Синода от 12 октября 2007 года
  24. Обращение Высокопреосвященного архиепископа Гавриила, по случаю восстановления канонического общения между Московским Патриархатом и Русской Зарубежной Церковью
  25. Communiqué N° 04-09 du Conseil de l’Archevêché
  26. Сообщение Совета Архиепископии № 02-05
  27. Французский суд постановил передать русский собор в Ницце в собственность России NEWSru 20 января 2010.
  28. Cathédrale russe : les clés ont été remises à la Russie Nice-Matin
  29. Archevêché des églises russes en Europe occidentale — Ситуация сегодня
  30. Русский Экзархат Константинопольского Патриархата обрел нового главу Париж, 1 мая 2003 года.

Литература

  • Западноевропейский экзархат русских приходов // Православная энциклопедия. Том XIX. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2009. — С. 608—610. — 752 с. — 39000 экз. — ISBN 978-5-89572-034-9

См. также

  • Православие во Франции
  • Западноевропейский Экзархат Русской православной церкви
  • Западноевропейская епархия РПЦЗ

Ссылки

  • Официальный сайт Экзархата
  • Православная Церковь во Франции
  • Rue Daru: Can a Franco-Russian Tragedy be Healed?
Православные церкви
Автокефальные Албанская • Александрийская • Американская • Антиохийская • Болгарская • Грузинская • Иерусалимская • Кипрская • Константинопольская • Польская • Румынская • Русская • Сербская • Чехии и Словакии • Элладская
Автономные Синайская • Финляндская • Китайская • Эстонская (КП) • Японская • Критская (полуавтономная)
Самоуправляемые
в составе РПЦ
РПЦЗ • Латвийская • Молдавская • Украинская (МП) (с правами широкой автономии) • Эстонская (МП) • Белорусская (де-факто)
Самоуправляемые
в составе КПЦ
Западноевропейский экзархат русских приходов • Украинская ПЦ в Канаде • Украинская ПЦ в США
Прочие Бессарабская (Румынская ПЦ) • Охридская (Сербская ПЦ)
Неканонические
юрисдикции
Абхазская ПЦ • Апостольская ПЦ • Белорусская АПЦ • Катакомбники • Македонская ПЦ • Российская ПАЦ • Российская ПЦ • РПЦЗ (А) • РПЦЗ(В) • Старообрядцы • Украинская Реформаторская ПЦ • Старостильные церкви (Болгарская • Греческие • Румынская) • Истинно-Православные церкви (Молдавская • Сербская • Русская • Русская катакомбная ЦИПХ) • Турецкая ПЦ • Украинская ПЦ КП • Украинская АПЦ • Украинская АПЦ (о) • Украинская АПЦ К • Черногорская ПЦ

Экзархат

Экзарха́т – (от греч. Έξαρχος (экзархос) — глава, руководитель) – крупная церковная область, лежащая за пределами страны, в которой расположена главная резиденция патриарха.
В состав экзархата могут входить несколько епархий, епископы и архиепископы которых подчинены экзарху.
Экзарх подчинен Патриарху и Синоду, хотя в то же время пользуется определенной самостоятельностью.
В Русской Православной Церкви в настоящее время имеется Белорусский Экзархат, находящийся на территории Республики Беларусь. «Белорусская Православная Церковь» – другое официальное наименование Белорусского Экзархата.

Экзархаты

В 1989 году в составе Московского Патриархата были упразднены зарубежные Экзархаты и образован Белорусский Экзархат. «Устав об управлении Русской Православной Церкви» на Архиерейском Соборе, состоявшемся в январе 1990 года, был дополнен главой VII («Экзархаты»). В 1990 году статус Украинской Церкви изменился на основании Патриаршего Томоса. И с тех пор положения этой главы касались только Белорусского Экзархата. В «Уставе» 2000 года статусу Экзархатов посвящена IX глава.

В ней говорится, что в основе объединения епархий Русской Церкви в Экзархаты лежит национально-религиозный принцип. Решения о создании и наименовании Экзархатов, об их территориальных границах, а также об их роспуске принимаются Архиерейским Собором. «Решения Поместного и Архиерейского Соборов и Священного Синода являются обязательными для Экзархатов. Общецерковный суд и суд Архиерейского Собора являются для Экзархата церковными судами высшей инстанции» (IX. 3).

Высшая законодательная, исполнительная и судебная власть в Экзархате принадлежит его Синоду во главе с Экзархом. Синод Экзархата подотчетен Священному Синоду Русской Православной Церкви. Синод принимает Устав, регламентирующий управление Экзархатом, который подлежит одобрению Священного Синода и утверждению Патриархом Московским и всея Руси. «Журналы Синода Экзархата представляются Священному Синоду и утверждаются Патриархом Московским и всея Руси» (IX. 8).

Экзарх избирается Священным Синодом Московского Патриархата и назначается Указом Патриарха. Его имя возносится в храмах Экзархата после имени Патриарха. Правящие и викарные епископы Экзархата избираются и назначаются Священным Синодом по представлению Синода Экзархата. «Решения об образовании или упразднении епархий, входящих в Экзархат, и об определении их территориальных границ принимается Патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом по представлению Синода Экзархата. Святое миро Экзархат получает от Патриарха Московского и всея Руси» (IX. 13)».

Протоиерей Владислав Цыпин. Церковное право.

См. ЭКЗАРХ.

Экзархат приходов русской традиции в Западной Европе

Не следует путать с Архиепископия западноевропейских приходов русской традиции.

Экзархат приходов русской традиции в Западной Европе

Exarchat des paroisses de tradition russe en Europe occidentale


Александро-Невский собор на рю Дарю в Париже. Кафедральный храм экзархата

Общие сведения

Основатели

Евлогий (Георгиевский)

Церковь-мать

Константинопольская

Руководство

Центр

Франция Париж

Статистика

Епархий

Учебных заведений

Монастырей

Приходов

110 (на момент упразднения)

Священников

115 (включая ушедших на покой и запрещённых) + 40 диаконов (2017)

Сайт

Медиафайлы на Викискладе

Экзарха́т прихо́дов ру́сской тради́ции в За́падной Евро́пе (фр. Exarchat des paroisses de tradition russe en Europe occidentale, Экзархат православных приходов русской традиции в Западной Европе, фр. Exarchat des paroisses orthodoxes de tradition russe en Europe Occidentale, Экзарха́т западноевропе́йских правосла́вных прихо́дов ру́сской тради́ции, греч. Εξαρχία των εν Δυτική Ευρώπη Ορθοδόξων Παροικιών Ρωσικής Παραδόσεω, Экзарха́т ру́сских прихо́дов в За́падной Евро́пе, фр. Exarchat des paroisses russes en Europe Occidentale, Западноевропейский экзархат русских приходов) — экзархат в составе Константинопольской православной церкви (Константинопольского патриархата) с центром в Париже (Франция), существовавший в 1999—2018 годах. Объединял приходы русской литургической традиции в ряде стран Европы, существуя параллельно греческим митрополиям Константинопольского патриархата. Решением синода Константинопольского патриархата от 27 ноября 2018 года экзархат был упразднён, и его приходам и иным структурам предписано войти в состав европейских митрополий Константинопольского патриархата. Большинством голосов чрезвычайное Общее собрание архиепископии, прошедшее 23 февраля 2019 года в Париже, высказалось за сохранение архиепископии как единой церковной структуры, оставив вопрос о юрисдикционной принадлежности открытым. 14 сентября 2019 года последний глава епархиального управления архиепископии был в личном порядке принят в Московский патриархат; монастырям и приходам предстоит принять решения о своём юрисдикционном подчинении в индивидуальном порядке. 7 октября 2019 года Священный синод Русской православной церкви постановил «подтвердить принятие в юрисдикцию Московского Патриархата в составе Архиепископии клириков и приходов, выразивших таковое желание». Приходы бывшего экзархата в настоящее время находятся в процессе оформления перехода в различные юрисдикции, как то Галльская митрополия, Московский патриархат или Румынская православная церковь.

Энциклопедичный YouTube