Зависть грех православие

Удушить ехидну зависти

Старый Пень

И вам, уважаемый, здравствуйте! Соблазнительный шанс выбрать себе любую маску и далее глаголить от ее имени, равно как и почти неограниченная возможность демонстрировать свои успехи, реальные или мнимые, — вот те манки, которым Интернет нас и улавливает. Вроде бы, заводя свою страничку в соцсети, ты не собирался выворачиваться наизнанку, рассказывая о самом интимном, но опомниться не успеваешь, как, глядь: тяжкие оковы самоконтроля пали, темницы нравственных табу рухнули, и веселая свобода радостно встречает тебя у входа. Ярмарки тщеславия, естественно. И ты уже готов оголяться, причем не всегда в переносном смысле этого слова, да простит мне мою дерзость Александр Сергеевич — наболело!

О тщеславии мы еще поговорим, а сегодня о зависти. Во-первых, потому что после статьи о Каине и Авеле («РГ — Неделя» от 23.06. 2016 г.) пришло много вопросов. А во-вторых, потому что Интернет не только необозримая ярмарка тщеславия, но и не менее бескрайняя арена для зависти — иначе откуда бы взялось столько грязных, оскорбительных комментариев под любым ярким сообщением.

Итак, приступим.

1. Может ли сглаз, то есть завистливый взгляд, навредить, вызвать болезнь, стать причиной неудач и даже смерти?

Святые утверждают, что нет. Вот как об этом рассуждал еще в IV веке Василий Великий, посвятивший зависти отдельную главу своих творений. «Страждущих завистью почитают более вредоносными, нежели ядовитые ехидны. Те впускают яд чрез рану, и угрызенное место предается гниению постепенно; о завистливых же иные думают, что они наносят вред одним взором, так что от их завистливого взгляда начинают чахнуть тела крепкого сложения, по юности возраста цветущие всею красотою. Вся полнота их вдруг исчезает, как будто из завистливых глаз льется какой-то губительный, вредоносный и истребительный поток. Я отвергаю такое поверие, потому что оно простонародно и старыми женщинами занесено в женские терема; но утверждаю, что ненавистники добра — демоны, когда находят в людях им самим, демонам, свойственные произволения и желания, употребляют все меры, чтобы воспользоваться ими для собственного своего намерения; поэтому и глаза завистливых употребляют на служение своей собственной демонической воле». То есть завистливый взгляд действительно может пылать нечеловеческой злобой, но не стоит этой ненависти приписывать магическую силу. Более того, человек всегда может защититься от зависти. Подумайте, ведь если бы ненависть и злоба были сильнее благодати Божьей, род человеческий так и остановился бы на первом завистнике — Каине.

2. Чем страшна зависть?

Тем, что убивает. Но кого? В первую очередь самого завистника. Как единодушно считают святые, благодать Божья — то есть нетварная божественная энергия, сила, оставляет завистливые сердца. А значит, если завистник не будет ничего предпринимать, то есть если он не раскается, не станет бороться с охватившей его болезнью, несчастного ждет самое страшное — смерть души. Как и всякий грех, эта страсть ослепляет завистника, и он перестает замечать, что живет постоянным сравнением себя с другими. Чужая, а не своя, жизнь становится центром его внимания. «Как беснующиеся часто обращают мечи на самих себя, так и завистливые, имея в виду только одно — вред тому, кому завидуют, теряют собственное спасение, — объясняет святитель Иоанн Златоуст. — Зависть хуже любой другой страсти, потому что своим жалом стремится разрушить семьи, общества и даже целые народы, доводя их до крайней преступности и даже убийства».

3. Что делать, если тебе завидуют? Как защищаться?

В первую очередь, учат святые, «что достойно в тебе зависти, то пуще всего скрывай от завидующего» (преподобный Нил Синайский). Не искушай людей тем, что красуешься, планируешь будущее. Кстати, до революции в России была в ходу поговорка: «Человек полагает, а Бог располагает», и ее активно использовали, когда кто-нибудь навязчиво интересовался твоими планами. Причем такое любопытство уже само по себе казалось странным. Был принцип: не заявлять и уж тем более не рекламировать еще несовершенное дело. Старались не кичиться и успехом — это выглядело дурным тоном.

Святые единодушно считают, что вернуть к себе благорасположение завистливого добрыми делами невозможно. «Страсть зависти, разгораясь в душе человека, становится ненасытной. Никакое добро, никакая услуга со стороны ближних не в силах остановить в человеке эту богопротивную страсть». Поэтому от зависти есть одна защита — Божья помощь: участие в таинствах Церкви, молитвы. Большая часть наших молитв содержит слова прошений о защите от врага рода человеческого, а именно он и есть родитель зависти.

Молиться надо и о самом несчастном, завидующем тебе. «Молись о завидующем и старайся не раздражать его», — учат оптинские старцы.

4. А что делать, если и в тебе поселился червячок зависти?

Понять: с этой страстью надо начинать бороться на самых ранних этапах. Вот чему учил оптинский старец Никон: «Когда чувствуешь к кому-либо нерасположение, или злобу, или раздражение, то нужно молиться за тех людей, независимо от того, виноваты они или не виноваты. Молись в простоте сердца, как советуют святые отцы: «Спаси, Господи, и помилуй раба Твоего (имя человека) и ради его святых молитв помоги мне, грешной!» От такой молитвы умиротворяется сердце, хотя иногда не сразу».

Надо непременно отслеживать в своем сердце ростки подобной неприязни и потом исповедоваться в них. А в момент зарождения злобы в душе нужно, по совету другого оптинского старца, Амвросия, «истреблять их при первом ощущении, молясь Всесильному Сердцеведцу Богу псаломскими словами: «От тайных моих очисти мя, и от чуждих пощади рабу Твою (или раба Твоего)» (Пс. 18: 13-14)».

Еще одна рекомендация: «замкни свой рот, запечатай уста», то есть всеми силами старайся не говорить плохого о том, кому завидуешь». Больше того, нужно побуждать себя увидеть в нем хорошее, и уж если доведется «свой рот распечатать», вспомни только доброе.

И, наконец, принуждай себя к делам любви. Да, именно так: воспитывай свое сердце, возделывай душу. «Нужно заставлять себя, хотя и против воли, делать какое-нибудь добро врагам своим, а главное — не мстить им и быть осторожным, чтобы как-нибудь не обидеть их видом презрения и уничижения», — учил преподобный Амвросий Оптинский. То есть позавидовал человеку — сделай ему добро, так ты удушишь зарождающуюся в тебе ехидну злобы.

5. Кто виновник зависти?

Уж, конечно, не тот, кому завидуют, хотя бы человек и вел себя провокационно, искушающе. Зависть — это духовная болезнь того, кто ее испытывает. Источниками возникновения зависти богословы называют себялюбие и его главные порождения — гордость и тщеславие, корыстолюбие и сребролюбие, плотоугодие. Искореняя в себе корневые пороки, человек ослабляет и зависть.

В свою очередь, зависть в человеке дает «следующие горькие порождения: соперничество, гнев, зложелательство, злорадство, вражду и ненависть, ссоры, раздоры, злословие, ложь и клевету, ябедничество, тайное наушничество, низкое пронырство, злорадство в несчастье ближних, лукавство и лицемерие» (Гермоген Шиманский).

В аскетике есть такой, очень эффективный прием борьбы со страстями: нужно насаждать в своем сердце добродетель, противоположную захватившему тебя греху. Ты скуп — попробуй получить радость от щедрости, гневлив — познай удовольствие от того, что научился быть сдержанным, и так далее. Добродетель, противоположная зависти, это искренняя, сердечная любовь к ближнему, та любовь, которая, по слову апостола Павла, не завидует, не превозносится, не гордится. Как ни странно, любви тоже учатся, но об этом мы поговорим в следующий раз.

Молитва

Cвятого Иоанна Кронштадтского о завистливом

Господи, просвети ум и сердце раба Твоего сего к познанию великих, безчисленных неизследимых даров Твоих, ихже прият от неисчетных щедрот Твоих. В ослеплении бо страсти своея забы Тебя и дары Твои богатые, и нища себя быти вмени, богат сый благами Твоими, и сего ради зрит прелестне на благая рабов Твоих, имиже, о, пренеизглаголанная Благостыня, ущедряеши всех, коегождо противу силы его и по намерению воли Твоея. Отыми, Всеблагий Владыко, покрывало диавола от очию сердца раба Твоего и даруй ему сердечное сокрушение и слезы покаяния и благодарения, да не возрадуется враг о нем, заживо уловленном от него в свою волю, и да не отторгнет его от руки Твоея.

Пишите на адрес редакции или pisma-maria@mail.ru

Зависть как смертный грех

Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.

Исход 20; 17

Зависть – один из грехов, запрещенных Десятью Заповедями; он заключается в том, что человек желает обладать тем, что ему не принадлежит. Предметом зависти может быть как материальное богатство, так и нематериальные вещи (красота, успех, добродетель и т. п.). Дело в том, что упование на Бога предполагает, что все, чем обладает человек, происходит от Бога: «Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены». При этом, по мнению служителей церкви, Бог дает каждому человеку то, что нужно именно ему в соответствии с замыслом Божьим. Желание обладать тем, что Бог дал другому человеку, таким образом, по определению противоречит планам и замыслам Творца. Таким образом, получается, что зависть содержит в себе стремление человека осуществить свою волю наперекор воле Бога.

Апостол Павел в послании к Галатам включает зависть в число «дел плоти», противопоставляемых им плодам Духа. Кроме того, апостол в послании к Тимофею особо отмечает, что зависть не обязательно направлена на материальные блага. Весьма существенной причиной ее является желание первенства и власти. Наиболее ярким и трагическим примером зависти является зависть фарисеев и книжников к Иисусу Христу, приведшая к гибели Спасителя на кресте.

Несмотря и на то, что зависть входит в список семи смертных грехов, и на то, что чувство это доставляет массу неприятностей, до сих пор ее не удалось изжить. Интересно, что последовательность основных пороков со временем менялась. Еще папа Григорий Великий, живший в VII веке, при составлении списка опираясь на восемь помыслов Евагрия Понтийского, заменил «печаль» «завистью». Тогда она стояла четвертой в списке грехов. А в XIII веке Фома Аквинский предложил использовать последовательность, которая наиболее известна сегодня: лень, зависть, гнев, уныние, жадность, чревоугодие, блуд – то есть поставил зависть уже на второе место.

Рене Декарт считал зависть особым видом печали, смешанной с ненавистью, которую испытывают, когда видят благо у тех, кого считают недостойными этого блага. И с этой точки зрения, по мнению философа, ее можно извинить, если чувство обращено против тех, в чьих руках полученное благо может обернуться злом. Но в то же время Декарт называл зависть пороком, представляющим собой природную извращенность, заставляющую людей досадовать при виде блага, выпавшего на долю других. По мнению французского философа, данное чувство, как никакое другое, вредит благополучию людей, отнимая радость не только у самого завистника, но и у тех, кто его окружает.

К сожалению, следует признать, что все мы в той или иной степени подвержены этому греху. Это обусловлено тем, что у любого человека всегда найдется какое-то количество потребностей, которые он не может удовлетворить, и амбиций, где его превосходят другие люди. А также потому, что гораздо легче объяснить свои промахи и недостатки не собственной слабостью и ленью, а ошибкой или несправедливостью судьбы, которая вместо нас почему-то облагодетельствовала других.

Люди часто похваляются самыми преступными страстями, но в зависти, страсти робкой и стыдливой, никто не смеет признаться.

Франсуа де Ларошфуко

Получается интересная картина – все люди завидуют, но почти никто не признается в своем грехе. Почему? На этот вопрос хорошо ответил Михаил Веллер: «Почему же мы стыдимся своей зависти? Вернее – стыдимся показывать ее? Потому что это означает признать, что уровень твоих возможностей ниже уровня амбиций. Что ты не можешь того, что хочешь. Это означает публично расписаться в своей малозначительности, слабости, признании другого лучше себя».

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Зависть. Как много в этом слове негатива. В общепринятом понимании, зависть очень скверная черта характера человека. Много написано различных статей о том, как бороться с завистью, как её в себе преодолевать и искоренять. Ещё с библейских времён известно знаменитое “не возжелай”, где корнем внезапно возникшего возжелания безусловно является зависть, мы привыкли воспринимать её как порок.

Но что если посмотреть на ситуацию чуть под другим углом, так ли всё однозначно?

Давайте попробуем исходить из того, что в человеке нет ничего абсолютно отрицательного. Если нам что-то дано, то значит это можно использовать в зависимости от нашего желания, как во зло, так и во благо. Этот подход применим к любой черте характера человека, и он же вполне согласуется с тезисами позитивной психологии о том, что развивать в себе положительные качества куда продуктивнее, чем тратить силы на борьбу с отрицательными. Вот мы и попробуем превратить зависть из врага в союзника, а дальше использовать её себе во благо, не бороться с ней, а учиться у зависти.

Зависть как стимул для движения вперед.

Современное общество буквально насквозь пронизано завистью. Она везде, от глянцевых журналов, до социальных сетей, где Facebook и Instagram для неё питательная среда. Но давайте начнём с того, что попытаемся условно представить себе зависть в виде монеты с двумя сторонами – положительной и отрицательной, ведь мы уже условились считать, что ничего однозначно негативного в человеке не существует.

Отрицательная сторона приводит к фрустрации, вызывая чувство несправедливости, обиды, раздражения. Она провоцирует в нас возникновение желания каким-либо образом навредить или причинить ущерб лицу, вызвавшему у нас это состояние с тем, чтобы данный человек лишился определённой вещи, положения в обществе или материальных благ, которых мы сами не имеем, и которые как раз и являются непосредственно объектом зависти. Принцип простой: “этого нет у меня, а значит и у тебя этого быть не должно” или как гласит известная поговорка: “каждый раз, когда кто-то добивается успеха, я чуть-чуть умираю”. Классический пример злокачественной зависти.

Теперь давайте повернём эту монету другой, положительной стороной к себе. Здесь мы можем увидеть, что у зависти есть качества, которые проявляются как элемент восхищения другим человеком, желание ему подражать, быть на него похожим, вызывая внутренний эмоциональный подъём. Вместо того, чтобы желать этому человеку зла, мы, напротив, испытываем к нему симпатию. Мы хотим не лишить его предмета нашей зависти, а предпринять некие действия с целью добиться для себя аналогичных результатов. Не опустить кого-то вниз, а самим подняться наверх. Согласитесь, это уже принципиально иная ситуация.

Одно чувство в двух формах: негативная, разрушительная, ведущая вниз, и позитивная, созидательная, вызывающая желание двигаться вверх. Разобравшись с этим, можно подумать, как разрушительную энергию преобразовать в созидательную.

Возможно ли это? Думаю, что да.

Первый шаг — это научиться различать деструктивную и конструктивную зависть. Далее – это проанализировать эмоции, которые вызывает каждая из них: внутреннее напряжение, поток негатива, злость и враждебность в первом случае, против вдохновения и желания двигаться вперед во втором. В каком случае вы чувствуете себя лучше? С какими эмоциями внутри вы предпочли бы жить? И если вы всё-таки предпочли второй вариант, то теперь нужно осознать, что хоть зависть и неизбежна, но то, как мы себя в этом случае поведём, очень сильно зависит от нас самих.

Безусловно, мы все завидуем совершенно разным вещам, одни из которых мы можем получить, другие нет. Умение отличить одно от другого поможет определиться с целями. Если мы завидуем людям, которые выше нас ростом, то это сугубо анатомическая особенность. В данном случае мы не имеем возможности добиться аналогичных показателей, не говоря о том, чтобы их превзойти. Так какой смысл вообще завидовать?

А вот если вопрос касается неких достижений, неважно в какой сфере, то вот здесь вполне можно использовать зависть как побудительный мотив. Мы можем принять объект зависти за ориентир. Его достижение за конечную (если хотим повторить), или промежуточную (если хотим превзойти) цель, а непосредственно саму зависть использовать как движущую силу. Конечно, всегда будет присутствовать элемент природной одарённости, таланта, которым обладает ориентир, но роль таланта в любых достижениях не велика. Как показывает практика, каким бы талантом человек не обладал, без упорного труда ничего добиться не возможно.

Но одной только зависти для достижения желаемого не достаточно, понадобится ещё много чего. Это важный момент. Только если мы начинаем инвестировать в себя, искать возможности для обучения и развития, уделять время практике, правильно и точно ставить цели, видеть в объектах нашей зависти модель для подражания, а не конкурентов и врагов, вот только тогда зависть из сырья начинает превращаться в мотивационное топливо

Завидовать только тому, что можем получить (хотя бы теоретически), изменить отношение к объекту с негативного на позитивное и использовать зависть как мотиватор для движения к поставленной цели. Однако никакая зависть—даже самая позитивная — сама по себе не может принести результат.

Зависть может многому нас научить.

У зависти есть и ещё один крайне полезный аспект, она может стать нашим учителем. Вольно или невольно, но пытаясь повторить чьё-то достижение, мы начинаем у этого человека учиться. Мы задаёмся вопросами: чему я завидую, его внешности, может умениям и навыкам, или профессиональным достижениям, материальному положению или социальному статусу? Какими качествами обладает человек, который этого добился? Если я хочу получить тоже самое, то какие черты мне нужно развивать в себе? Чему я могу у этого человека научиться и как?

Отвечая на эти вопросы, мы можем написать план личностного роста на несколько лет вперед!

Попытка разобраться в том, почему именно это вызывает у нас сильное желание обладать, может на многое открыть глаза. Вы завидуете профессиональным качествам человека или его материальному положению и социальному статусу, которые он сумел благодаря им получить? Хотите стать отличным менеджером по продажам, или вы хотите денег, которые приносит умение продавать? Почему вы хотите быть успешным писателем? Вас привлекает возможность донести до огромной аудитории читателей свои мысли и взгляды на жизнь, или вы жаждете славы, всенародного признания и поклонения? Являются ли эти мотивы первичными или они носят скрытый смысл. И здесь открывается огромная тема для самоанализа. Поиск ответа на вопрос: “чему я завидую и почему” уже само по себе очень увлекательное занятие!

Пытаясь повторить чей-то успех, мы вольно или не вольно начинаем пристально приглядываться к личности своего героя. Мы начинаем изучать его и даже пытаться в чём-то ему подражать. Мы читаем книги, которые читает он, получаем знания в той области, в которой он преуспел и которые в этом ему помогли. Нам интересен его способ мышления, привычки и поведенческие особенности, которые привели его к успеху. Мы примериваем его образ на себя, стараясь овладеть аналогичными навыками. Мы задаёмся вопросом: “что из этого мы могли бы применить сами?”, беря этого человека себе в учителя без его ведома. Таким образом, наша позитивная зависть толкает нас к обучению, получению нового опыта. Если использовать зависть себе во благо, то благодаря ей мы можем многое узнать и многому научиться.

Интересно, что такой подход будет заставлять нас расти.

Пытаясь приблизиться к идеалу, мы будем расти и двигаться вперёд. В то время как в нашем обществе принято подавлять в себе зависть, пряча её за показным равнодушием, надевая маску презрения и незаинтересованности, всячески бороться с ней, в противовес этому можно научиться извлекать из неё выгоду. Можно попытаться используя зависть в своих интересах, что гораздо продуктивнее и требует существенно меньших усилий с нашей стороны. Объектом зависти может быть какой-то конкретный человек, которым вы восхищаетесь (предприниматель, писатель, мыслитель или философ) или некая группа людей, сообщество, к которому вы хотели бы присоединиться. Если мы хотим, чтобы наша собственная зависть превратилась в нашего учителя, то нам надо пытаться с её помощью приблизиться к результату, который эту зависть вызывает.

Независимо от источника вашей зависти, всегда будет верно одно правило: чем лучше вы узнаёте свою зависть, тем большему она может вас научить. Вряд ли зависть поглотит вас, ведь вместе с вами будет расти и она, постепенно принимая другие, более позитивные формы и проявления. В результате вы перестанете с ней бороться, а вместо этого примите её. В этот момент она попросту исчезнет.

Какими бы чертами не обладал человек – это мы даём им определение, а затем, в соответствии с этим определением, начинаем с ними взаимодействовать. Либо преодолеваем, искореняем, всячески боремся, либо развиваем. Но давайте подумаем над тем, что, возможно, существует третий путь. Это путь трансформации, когда изначально плохое по общему утверждению качество, можно заставить приносить пользу, способствовать личностному росту и развитию. В человеке нет ничего абсолютно плохого, есть только наше отношение к этому.

Просмотры 1 455

12 мест Писания о зависти

Зависть — это проявление грехопадения человека, и она является одним из грехов, запрещенных Десятью Заповедями и означает только одно, что человек желает обладать тем, что ему не принадлежит.

В Священном Писании много примеров и упоминаний о зависти, вот некоторые из них.

12 стихов из Библии о зависти:

1. «Кроткое сердце — жизнь для тела, а зависть — гниль для костей!» (Пр. 14:30)

2. «Да не завидует сердце твое грешникам, но да пребудет оно во все дни в страхе Господнем». (Пр. 23:17)

3. «Не ревнуй злым людям и не желай быть с ними». (Пр. 24:1)

4. «Не негодуй на злодеев и не завидуй нечестивым». (Пр. 24:19)

5. «Видел я также, что всякий труд и всякий успех в делах производят взаимную между людьми зависть. И это — суета и томление духа!» (Еккл. 4:4)

6. «Но если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину». (Иак. 3:14)

7. «…ибо где зависть и сварливость, там неустройство и все худое». (Иак. 3:16)

8. «Желаете — и не имеете; убиваете и завидуете — и не можете достигнуть; препираетесь и враждуете — и не имеете, потому что не просите». (Иак. 4:2)

9. «…потому что вы еще плотские. Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? и не по человеческому ли обычаю поступаете?» (1 Кор. 3:3)

10. «Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать». (Гал. 5:26)

12. «Любовь терпелива, любовь добра, не завистлива, не хвастлива, любовь не превозносится, не бесчинствует, любовь не себялюбива, не обидчива, не держит зла» (1 Коринфянам 13:4–5)

Наша зависть — это показатель того, что мы не удовлетворены тем, что нам Бог дает, но Священное Писание свидетельствует, что нужно быть довольным, потому что Бог никогда не подведет и не оставит нас.

Подготовила Елена Петибская

Портал ieshua.org полезен Вам? Поддержите наше служение!

Последнее: 7.05 (Россия). Спасибо!

Противоположностью истины является другая истина ~ Ж.Вольфром

Колбасит?

Приходилось ли вам завидовать кому-то? Так, чтоб аж скулы сводило? Бывает, что-то поразит тебя в самое сердце. Особо крутая машина, или чей-то интересный рассказ, или еще что.

И начинаешь со страшной силой завидовать. Типа, эх, ну вот живут же люди! И грызешь себя – у меня-то такого нет, а вот мне бы…

Это отвлекает от собственных дел, не дает сосредоточиться, грызет и раздражает. Хуже того. Сначала ты завидуешь кому-то – и мучаешься. Потом вспоминаешь, что завидовать нехорошо – и чувствуешь себя еще хуже.

А пробовали НЕ завидовать? Это все равно, что стараться не думать о белом медведе. Никогда не получается.

Как же быть? Неужели придется мучиться из-за этого всю жизнь? Нельзя ли как-нибудь использовать зависть себе во благо?

Не только можно, но и нужно. Об этом и поговорим.

Вообще, любое лекарство в неправильном количестве становится ядом. Также и с завистью. В определенных условиях это очень полезное чувство, которое нужно пользоваться. Главное – правильная дозировка. Как же ее подобрать?

Ежедневные изнурительные тренировки. Это шутка, но в кажой шутке – вы поняли…

Итак, справляемся с завистью. 5 простых шагов

Представьте, вы встретили что-то или кого-то, кому стали резво завидовать. Думаете, пришло время поругать себя? Вы совершенно неправы. На самом деле это ваш первый этап тренировки. Хорошее начало хорошего дела.

1. Почувствовали зависть? Отлично. Сосредоточьтесь на этом чувстве

Не отказывайте себе. Позавидуйте немного – для поднятия всего. Прочувствуйте – как в вас поднимается неведомая сила, как она ширится и крепнет. Как ядерный реактор в груди Тони Старка.

Сильное чувство (а зависть это очень сильное чувство) – это всегда дополнительная энергия. Не пытайтесь избавиться от нее. Не пытайтесь ее прогнать, ругать себя и рассказывать, какой вы плохиш (тем более это неправда). Надо – как в айкидо – присоединиться к этой силе и последовать за ней. Получилось? Тогда вы готовы ко второму шагу.

2. Осознайте – чему именно вы завидуете

Например, когда я ловлю себя в такой момент – я задаю вопрос: а чего бы хочешь для себя?

  • съездить в ту же страну? Или новые впечатления и немного драйва?
  • такой же шашлычок? Или встретиться со старыми друзьями и потрепаться о разном?
  • именно эту машину? Или сделать офигительно крутой подарок любимому человеку? Или не очень крутой, но сильно проникновеный?

Какова твоя заветная мечта – которой давно хочется заняться? Ваша зависть подскажет, чего именно вам не хватает. Мы ведь мечтаем не о вещах, а о чувствах, которые они нам должны принести.

Проверено – и не один раз: у человека может быть прекрасная семья, дом, отличная машина, и полный комплект всего дополнительным бонусом – но почему то это не делает его счастливым. Почему-то он грустит и печалится. Иначе все психоаналитики потеряли бы свою работу.

Зависть часто возникает, когда вы сбились с курса, и внутренний голос орет – эй, вернись, я хочу туда, куда хочу, там, куда ведет тебя сердце, внутренний голос и прочие тайные знаки.

И когда вы поняли, чего именно вам хочется, или чего вам не хватает – переходите к следующему шагу.

3. Остановитесь на мгновение – и подумайте: что вы можете сделать прямо сейчас?

Для себя, для своей мечты, для любимого человека. В ближайшее время. Сделайте что-то слегка пугающее – вы сможете себе это позволить, потому что у вас появился дополнительный источник. Зависть придаст вам сил, прочистит эмоции и придаст верное направление.

Спросите себя: что я могу сделать – то, что давно хотелось, но все откладывалось?

Небольшое дело, которое вы можете сделать прямо сегодня, сейчас:

  • поговорите о том, о чем давно хотели, но боялись поговорить
  • поставьте хитрую приблуду на сайт
  • попробуйте что-то новое, что вы давно хотели сделать, но все откладывали
  • начните, что давно хотели начать. Не думайте, как получится – просто начните
  • позвоните старому другу и договоритесь о встрече.

Придумайте то, что доставит вам удовольствие – ведь зависть придаст вам сил и поможет завершить его. Или хотя бы ударно поработать.

4. Пойдите и сделайте то, что хотите сделать

Ни в чем себе не отказывайте. Пока зависть свежа – она отлично помогает действовать. Не думайте о том, как получится. Не высчитывайте – выйдет или нет. Это ваш тренировочный день – вы не забыли? Как будто тренируетесь бить пенальти – когда вы на тренировке, имеете полное право не забить. Но вот ударить по мячу – необходимо.

Просто сделайте, поставьте мысленно галочку, и смело переходите к пятому шагу.

5. Заключительный штрих

Когда завершите свой героический подвиг — не забудьте:

  • поблагодарить себя – за то, что смогли и сделали это
  • поблагодарить того, кому позавидовали, он ведь помог вам. Необязательно вслух, тут уж как карта ляжет. Иногда я даже использую разные жесты, они иногда очень помогают
  • а потом сядьте на пять минут и погрейтесь в лучах славы собственных достижений – вы сделали это, и имеете полное право отдохнуть и погордиться собой.

Эти пять простых шагов помогут вам перевести негативные эмоции в более приятные и полезные для вас действия. В итоге вам больше не придется использовать зависть — это прекрасное чувство, чтобы опускать других, ругать себя, или злобно курить в сторонке.

Вместо этого вы будете направлять ее в нужную для вас сторону. Добиваться того, что хотите именно вы. И получать при этом удовольствие от процесса.

Препятствие и есть путь ~ Дзенская пословица