Же София

Ещё один исторический сюжет, по которому впору писать книгу. Недавно мы коснулись насильного пострига княгинь и цариц. Расскажу о первой несчастной, о Соломонии Сабуровой и её тайне.

В 1934 г. молодой исследователь Суздаля и директор Суздальского музея А. Д. Варганов производил археологические раскопки в подклете Покровского собора Покровского монастыря г.Суздаля. В ходе раскопок была обнаружена небольшая безымянная гробница, находившаяся между гробницами некоей «старицы Александры», умершей в 1525 г., и «старицы Софии», умершей в 1542г. Известно, что София — это первая жена Великого московского князя и государя Василия III, Соломония Юрьевна Сабурова, обвиненная в бесплодии и постриженная в монастырь в 1525 г. Однако ходили слухи, что обвинение было несправедливым, что Соломония ждала ребенка и родила сына в монастыре, который вскоре умер. Варганов был очень заинтересован безымянной гробницей: а вдруг это и есть гробница сына Соломонии Сабуровой? Он принимает решение вскрыть захоронение. Каково же было его удивление, когда в гробнице он не обнаружил следов захоронения. Вместо скелета там лежала полуистлевшая от времени деревянная кукла, одетая в шелковую мальчишескую рубашечку, какие в 16 в. носили дети 3-4 лет царского рода. Отреставрированная, эта рубашечка находится в исторической экспозиции суздальского музея, рядом с ней — крышка от той гробницы.
Итак, ложное захоронение 16 в.? Кому это понадобилось? Тайну этого захоронения историки пытались разгадать на протяжении всего 20 в.
Великий князь Василий III был сыном Ивана III и его второй жены, византийской принцессы Софьи Палеолог. Правил он с 1505 по 1533 год. При нем было закончено объединение русских земель вокруг Москвы. В отношениях с татарскими ханствами он уже называл себя «царем всея Руси». Германский посол Сигизмунд Герберштейн писал о нем: «Это такой государь, каким не был ни один монарх в Европе. Только он один и правит».
В 26 лет он надумал жениться. Тогда и произошел знаменитый «девичий переполох», ставший в наши дни сюжетом для оперетты Ю.Милютина. Великий князь велел собрать для смотрин самых красивых девушек, невзирая на их знатность. Из полутора тысяч отобрали и привезли в Москву 500, из них выбрали 300, из трехсот 200, после 100, наконец только 10, тщательно осмотренных повивальными бабками; из этих десяти Василий выбрал себе невесту и затем женился на ней.
Выбор Василия пал на Соломонию Юрьевну Сабурову, происходившую из старинного, но «захудалого» московского боярского рода. Жили они, согласно летописям, в полном согласии. Однако прошли годы, а Соломония оставалась бездетной. Василий не хотел оставлять престол братьям. Он даже не позволял им жениться, пока у него самого не родится наследник, но время шло, не помогали ни врачи, ни священники, ни поездки по монастырям и усердные молитвы — детей не было. Тогда Василий решился на развод с Соломонией и ссылку ее в монастырь. У него уже была на примете другая невеста, молодая красавица Елена Глинская.
Для Руси того времени этот случай был беспримерный. Во-первых, уход в монастырь одного из супругов дозволялся православной церковью только при их обоюдном согласии. Но Соломония и слышать не хотела о разводе. Во-вторых, ни о каком новом браке при живой первой жене и речи быть не могло.
С просьбой о разрешении на развод Василий III обратился к константинопольскому патриарху, главе всех православных церквей мира, но получил категорический отказ. На помощь великому князю приходит московский митрополит Даниил, который нашел князю оправдание для развода, сказав: «Неплодную смоковницу посекают и измещут из винограда». Начался розыск о «неплодии» Соломонии. В ходе его выяснилось, что великая княгиня прибегала к помощи гадалок и знахарок, к колдовству и «заговорам» — это резко ухудшило ее положение, так как возникло подозрение, а не было ли от того колдовства порчи великому князю?! Участь Соломонии была решена. 29 ноября 1525 г. она была пострижена в московском Рождественском монастыре.
Есть свидетельства о том, что постриг был насильственным, что Соломония противилась ему. Об этом пишет князь Андрей Курбский. Германский посол Герберштейн пишет, что Соломония сорвала с себя монашеский куколь и топтала его ногами, за что боярин Шигоня-Поджогин ударил ее бичом! Однако многие бояре и церковники сочувствовали Соломонии, а боярин Берсень-Беклемишев даже пытался встать на ее защиту, но Василий яростно воскликнул: «Поди прочь, смерд, не надобен ми еси!» Поскольку в Москве многие поддерживали Соломонию, Василий III отправил ее подальше от Москвы — в суздальский Покровский монастырь. Менее чем через два месяца Василий III сыграл свадьбу с Еленой Глинской, которой только исполнилось 16 лет. Князю было уже 42 года, чтобы понравиться молодой жене и выглядеть самому моложе, Василий, отступив от обычаев старины, даже сбрил бороду!
Прошло несколько месяцев… И вдруг по Москве пошли слухи, что Соломония в монастыре родила Василию III наследника престола, царевича Георгия. Нам неизвестен доклад комиссии из доверенных дьяков, которая была срочно создана для разбирательства, однако он был безусловно благоприятен для бывшей великой княгини, которая была отправлена в патронируемый ею Покровский монастырь в Суздале, подальше от Глинских и митрополита Даниила, после чего 7 мая 1526 г. монастырь получил в подарок село Павловское Суздальского уезда, а 19 сентября того же года уже сама Соломония/Софья — село Вышеславское, которое можно рассматривать в качестве традиционного подарка великого князя своей супруге после рождения наследника. Подтверждением именно такого истолкования дара может служить построенная Василием III спустя год, в апреле 1527 г., наряду с двумя другими каменными церквами (в Кремле и на Арбате), у Фроловских (Покровских) ворот обетная церковь во имя св. мученика Георгия, сразу заставляющая вспомнить такую же обетную (и поставленную тоже через год после рождения первенца у Елены Глинской) деревянную церковь на Старом Ваганькове. По отношению к Соломонии/Софье так могло быть только в том случае, если ребенок действительно существовал, родился в нужные сроки и был признан Василием за своего сына. Глинские были в ярости, Василия также распространение слухов волновало. Распространительницы слухов были выявлены и наказаны, а в Суздаль вновь спешно послали дьяков для выяснения этого скандального дела. Соломония встретила дьяков враждебно и отказалась показать им ребенка, заявив, что они «недостойны того, чтобы их глаза видели царевича, а когда он облечется в величие свое, то отомстит за обиду матери». Через пару лет были посланы бояре и церковники, но об итогах этого следствия не сохранилось никаких документов. Известно лишь, что Соломония заявила о смерти сына. Великокняжеским послам показали гробницу.
Однако был ли сын у Соломонии? Это осталось неизвестным. Некоторые историки убеждены, что был. Археолог и историк граф С.Д.Шереметьев считал, что Соломония спрятала сына у надежных людей, так как понимала, что его не оставят в живых. Эту версию подтверждает находка Варгановым пустой гробницы в 1934 г. К тому же, во втором браке у Василия III также долго не было детей. Только в 1530 г. у великого князя родился сын Иван — будущий Иван Грозный. Теперь всякие разговоры о каноничности второго брака Василия III означали отрицание законности прав наследника престола. За это отрубали головы, морили голодом в темницах, ссылали на север. Вскоре у Елены Глинской родился второй сын Юрий (оказавшийся глухонемым), и только теперь Василий III разрешил своим братьям жениться.. К этому времени их осталось только двое.
Василий III умер в 1533 г. Власть при малолетнем Иване перешла к его матери, правившей вместе со своим фаворитом, князем Иваном Оболенским. Поговаривали, что именно он был отцом детей Елены (Иван страдал эпилепсией, как и князь Оболенский). Для Елены Соломония и ее сын, если он существовал, были очень опасны. Поэтому Соломония была сослана в Каргополь, где содержалась в тюремном заключении до смерти Елены Глинской. После смерти Елены Глинской к власти пришли князья Шуйские, пренебрежительно обращавшиеся с малолетним Иваном IV. Казалось бы, вот удобный случай для появления на политической арене царевича Георгия. Однако, ничего подобного не произошло. И все же в этой истории остается много тайного.
Если Георгия не было, то почему Иван IV, уже твердо утвердившийся на престоле, затребовал к себе все архивные документы следствия о «неплодии» Соломонии? И куда затем эти документы исчезли? Некоторые историки считают, что Иван Грозный всю жизнь искал сына Соломонии Георгия. Известно, что Иван IV совершил разорительные походы на Тверь и Новгород Великий. По его приказу там совершались массовые истребления мужчин. Есть предположения, что Иван Грозный получал донесения о том, что в этих городах скрывался Георгий, и пытался его уничтожить.
Имя Георгия в народе связано с легендарным разбойником Кудеяром, героем многих песен и легенд, русским Робином Гудом. По одному из преданий, Кудеяр разбойничал в лесах между Суздалем и Шуей. Здесь в вотчинах князей Шуйских Кудеяр мог в молодости скрываться от гнева Глинских.

Атаман Кудеяр (кадр из фильма)

Но это всего лишь предположения, не подкрепленные никакими документами.
В 1542 г. Соломония умерла. Через 8 лет патриарх Иосиф признал ее святой. Мощи старицы Софьи были и остались почитаемы многими людьми. Сам Иван Грозный, якобы, возложил на ее гробницу пелену, сотканную его женой Анастасией. Приходили к мощам св. Софии и оба его сына с женами, и первый царь из династии Романовых, и многие другие.
Ну, а Георгий? Существовал ли он на самом деле, или это только вымысел? Об этом никто не знает и вряд ли узнает. Сейчас в подклете монастырского Покровского собора, среди многочисленных древних гробниц совершаются богослужения — здесь вновь храм, как в древние времена. Мощи св. Софии перенесены в основной храм, а безымянную маленькую гробницу больше никто не тревожит.

Царица Соломония Сабурова Сверчкова (автор мне не известен)

София

О проекте

  • Комфорт-класс
  • 5 мин пешком до м. «Пр. Славы» (открытие в 2018 г.)
  • Живописные зеленые зоны с системой озер
  • Удобная транспортная доступность
  • Отделка «под ключ»
  • Небольшое количество квартир на этаже
  • Спортивные и детские площадки, зоны отдыха
  • Мини-маркеты, аптеки, салоны красоты, кафе
  • Крупнейшие парки Петербурга (Парк Героев-Пожарных и Парк Интернационалистов)
  • Дома сданы!

Жилой комплекс «София» — крупный проект комфорт-класса во Фрунзенском районе Санкт-Петербурга. Новоселы первых сданных домов уже оценили преимущества соседства с живописной парковой зоной с системой озер. С северной стороны расположен Парк Интернационалистов, с южной — парк Героев-Пожарных. Транспортное сообщение обеспечивают Южное шоссе, Бухарестская улица, проспект Славы и метро «Международная», строится станция «Проспект Славы» — до нее жители «Софии» смогут дойти пешком за 5 минут.

Парковые зоны — не единственное место для ежедневного променада жителей «Софии», на обширной территории комплекса организованы пешеходные аллеи, спортивные площадки с турниками и тренажерами, игровые комплексы для детей, участки для выгула собак и велодорожки. Внутренняя инфраструктура дополнена двумя школами и двумя детскими садами, а также несколькими наземными паркингами. Сразу несколько продуктовых гипермаркетов и развлекательных центров, расположенных в радиусе километра, восполнят потребности в ежедневных покупках.

Отделка квартир

Квартиры в жилом комплексе «София» передаются с отделкой.

Квартиры с отделкой — это правильный выбор. Вы сэкономите ваш бюджет и самое ценное — ваше время. Мы позаботимся о выборе красивых качественных материалов и тщательно проконтролируем выполнение работ. Комплексный подход к отделке квартир во всем доме одновременно позволяет существенно снизить стоимость закупки материалов и организовать внутреннюю техническую приемку. Вам останется только выбрать мебель и аксессуары, и пригласить друзей на новоселье.

Просим уточнять вид отделки выбранной вами квартиры в отделе продаж по телефону: 8 (812) 325-01-01.

Квартиры напрямую от застройщика

Покупка квартиры напрямую от застройщика – это выгодно и надежно! Продажа квартир во всех наших объектах осуществляется по 214 ФЗ. В жилом комплексе «София» вы можете приобрести готовую квартиру при 100% оплате, в ипотеку или рассрочку. Также есть выгодные акции и скидки.

Матерь Мира София Премудрая.

Древнейшие материалы, относящиеся к 4-му тысячелетию до н.э., обнаруженные в хранилищах Махатм Индии, утверждают, что наш мир был создан не за 6 дней, как сказано в Библии иудеев, а миллионы лет потратила Интеллектуальная Структура Космоса Матерь Мира, чтобы довести наш мир до нынешнего состояния.
Древние пророки называли эту Космическую Сущность, породившую нашу Вселенную,
Богиней Матерью Мира —
«Матра Сва»
(Матерь Сва в санскрите самосущая мудрость).
Позже арийские язычники стали называть ее
Матерь Мира София Премудрая.
Некоторые именуют ее Бого-родица, как Всевышним Богом-рожденная в форме мысли, а затем материализовавшаяся в форме женщины в процессе рождения нашего Мира.

В соответствии с древними мифами из энергетических потоков космического хаоса София Премудрая родила многих богов, а также создала планету Земля с ее флорой и фауной, которая превратилась в настоящую колыбель, рожденного Богиней Софией человечества.
Свой божественный дар рожать людей она передала женщинам, которые в период матриархата, уже после рождения первого ребенка, почитались Богинями, как земной аналог Космической Богородицы Софии Премудрой.
Венцом ее философии было создание людей, которые в процессе развития смогут достигать уровня богов.
Многие историки утверждали, что язычество на России уничтожено. Однако, это далеко не так. В таежной глуши Сибири языческие народы различных национальностей как свою высшую божественную сущность почитали Матерь мира. Различные нации Сибири называли Матерь Мира различными именами в соответствии с их традициями. Народы манси почитали ее как Сарни-Эква, ханты почитали как Калташ-Экву, якуты почитали как Дьес Эмигет. Тувинские племена Сибири почитали, как проявление бодхисатвы милосердия Авалокитешвары.
В сердцах древних праславян Сибири она почиталась, как богиня Матерь Мира София Премудрая.
Древние мифы утверждают, что из найденных самородков золота на Урале Гиперборейцами были выплавлены несколько статуэток Богини Матери Мира в благодарность за предупреждение о грядущей космической катастрофе, что и спасло Гиперборейские племена от гибели на Севере и, позволило создать на предуральских землях арийскую цивилизацию Аркаима.
После ухода основной массы Гиперборейцев из северных районов Предуралья в более теплые края у местных Сибирских племен осталась одна из золотых статуэток Богини Матери Мира Софии, которой они свято поклонялись многие века, а возможно, некоторые аборигены поклоняются ей и до сих пор. Только они не открывают чужакам свои верования.
И не только в сибирской таежной глуши была жива вера в языческую Богиню Софию Премудрую.
Дошедший до наших дней самый древний литературный памятник России — «Слово о полку Игореве», был создан язычником в начале XII века. В этом изумительном по красоте шедевре мировой литературы прославляются различные языческие Боги. Исследователи атрибутируют создание этого произведения известному киевскому боярину Петру Бориславичу.
В течение трех с половиной веков своей истории в XII-XVвв. Новгородская Республика считалась республикой Святой Софии. С 1420 г. по 1478 г. в Новгородской республике Святой Софии чеканились монеты из серебра. На Лицевой стороне серебряных монет изображалась языческая богиня София Премудрая, благословляющая народ.
Московскому духовенству и князю Ивану III в 1471г. потребовалось немало сил, чтобы искоренить эту Софийную крамолу. Был предпринят настоящий крестовый поход, чтобы искоренить всякую память о новгородских верованиях в Матерь Мира Богиню Софию, все монеты с изображением Богини Софии были изъяты и превращены в монеты с изображением Князя Ивана Грозного. Войсками Малюты Скуратова были уничтожены порядка 10-15 тысяч жителей, что составляло одну треть жителей Новгорода и пригородов. Часть оставшихся в живых новгородцев были переселены в Москву и, они вымолили у царя разрешение построить храм, посвященный Софии Премудрой.

Эта изумительная по изяществу церквушка, до сих пор является украшением в центре Москвы на Пушечной улице.
В соответствии с философией Софии, Храм построен без всяких архитектурных излишеств.
После Новгородской резни стрельцы-опричники в Москве на Замоскворечье,в Средних Садовниках построили свой храм, посвященный Софии, в котором они замаливали свои Новгородские кровавые бесчинства перед ликом иконы Софии Премудрости Божьей.
Когда император Византии Юстиниан в 483-565 годах пожелал организовать строительство крупнейшего православного храма в Константинополе, ему приснился сон, в котором ему явился белокрылый ангел и передал повеление от Всевышнего, чтобы православный храм строился во имя языческой Богини Софии Премудрой. Свой сон император Юстиниан воспринял как недоразумение. Но ангел явился повторно с тем же требованием, и началось строительство храма во имя «Святой Софеи, еже суть Премудрость Божия».

Русские князья также начали строить Храмы в честь Софии Премудрости Божьей в Киеве, Новгороде, Полоцке, Вологде, Тобольске. По всей России было создано множество женских монастырей, посвященных святой Софии, в надежде на ее типично женскую заботу по обустройству России и Русской нации. Поклонение в этих храмах иконам Софии Премудрой было равносильно поклонению Солнцу, как священной стихии солнцепоклонников, отображавшей Высшую Божественную Сущность древних арийских предков.
Киевский храм Софии строили византийские зодчие по образу Константинопольского храма Святой Софии. Посетивший в 1200 году Константинополь новгородский архиепископ Антоний в своих путевых заметках «Паломник» сообщает, что главной достопримечательностью храма Святой Софии в Константинополе была главная храмовая икона Софии Премудрой во всю стену: «начертано бысть на стене образ святыя Софеи». Французский художник Грело посетив Константинополь в 1675 г. зарисовал изображение Софии Премудрой в форме мозаики на стене Константинопольского собора.
Подобно Константинопольскому храму Святой Софии на стене Киевского храма Святой Софии был отображён образ на стене, над ней ныне красуется надпись, что это дева Мария. Существуют предания, что раньше этой надписи не было, и в храм Софии Премудрости Божьей приходили как язычники, которые поклонялись главному образу храма Оранте, как Богородице Софии Премудрой, так и христиане, которые поклонялись Оранте как Богородице деве Марии. Народ понимал сердцем свою Богиню.
Разумеется, неотъемлемое право каждого человека поклонятся тому, что он считает для себя святым.
Что касается древних российских языческих предков, то для них самой священной иконой была окружающая природа — земля, деревья, вода, космос, как частицы Богородицы Софии Премудрой. Они почитали природу, а природа отвечала взаимностью — любовью и лаской, чего нельзя сказать о нынешних временах.
Посмотрите с какой любовью создал мозаичный образ Богини Софии Премудрой в 1890г. в Петербургском храме «На крови» профессор Российской Академии Художеств Беляев Василий Васильевич.

Вокруг головы сидящей на троне Софии нимб огненного цвета, символизирующий её, как Богиню наших древних арийских предков огнепоклонников, перед которой склоняют головы христианские святые. К сожалению, этот Уникальный Всемирный шедевр, эту единственную в своем роде Святыню Русской нации замалчивают различного рода «художественные» материалы, рекламирующие достопримечательности Петербурга; да и всей России.
Фрагменты из книги «Мифы о Языческой Богине Софии».

Преподобная Софи́я (в миру Соломо́ния) Суздальская

Краткое житие преподобной Софии (в миру Соломонии) Суздальской

Пре­по­доб­ная Со­фия, в ми­ру Со­ло­мо­ния, ве­ли­кая кня­ги­ня, бы­ла до­че­рью бо­яри­на Юрия Кон­стан­ти­но­ви­ча Са­бу­ро­ва. В 1505 го­ду на нее пал вы­бор на­след­ни­ка пре­сто­ла, бу­ду­ще­го ве­ли­ко­го кня­зя Ва­си­лия Иоан­но­ви­ча. Брак их не был счаст­ли­вым, так как Со­ло­мо­ния ока­за­лась бес­плод­ной. Чтобы иметь на­след­ни­ка, ве­ли­кий князь Ва­си­лий Иоан­но­вич ре­шил же­нить­ся вто­рич­но (на Елене Глин­ской) и 25 но­яб­ря 1525 г. ве­лел по­стричь Со­ло­мо­нию в мо­на­хи­ни. На­силь­но по­стри­жен­ная с име­нем Со­фия, Со­ло­мо­ния бы­ла со­сла­на под стра­жу в Суз­даль­ский По­кров­ский мо­на­стырь, где по­дви­га­ми из­гна­ла из серд­ца мир­ские по­мыс­лы и все­це­ло по­свя­ти­ла се­бя Бо­гу.

Князь Курб­ский на­зы­ва­ет бла­жен­ную кня­ги­ню «пре­по­доб­ною му­че­ни­цею». В ру­ко­пис­ных свят­цах она име­ну­ет­ся как «Свя­тая пра­вед­ная кня­ги­ня Со­фия ино­ки­ния, яже бысть в По­кров­ском мо­на­сты­ре де­ви­че, чу­до­твор­ни­ца». При ца­ре Фе­о­до­ре Иоан­но­ви­че ее чти­ли как свя­тую. Ца­ри­ца Ири­на Фе­о­до­ров­на по­сы­ла­ла в Суз­даль «на ве­ли­кую кня­ги­ню Со­ло­мо­ни­ду, а во ино­цех Со­фию, бар­хат­ный по­кров с изо­бра­же­ни­ем Спа­си­те­ля и свя­тых». Пат­ри­арх Иосиф пи­сал к Суз­даль­ско­му ар­хи­епи­ско­пу Се­ра­пи­о­ну о пе­нии над Со­фи­ей па­ни­хид и мо­леб­нов. Пре­по­доб­ная Со­фия пре­ста­ви­лась к Бо­гу в 1542 го­ду. В опи­са­нии Суз­да­ля клю­чарь Ана­ния при­во­дит несколь­ко слу­ча­ев чу­дес­ных ис­це­ле­ний при гроб­ни­це пре­по­доб­ной Со­фии.

Полное житие преподобной Софии (в миру Соломонии) Суздальской

Пре­по­доб­ная Со­фия, в ми­ру ве­ли­кая кня­ги­ня Со­ло­мо­ния Са­бу­ро­ва, бы­ла пер­вой же­ной ве­ли­ко­го кня­зя мос­ков­ско­го Ва­си­лия Иоан­но­ви­ча (1505–1533). Он вы­брал ее в су­пру­ги из пя­ти­сот са­мых кра­си­вых де­виц. Но брак ока­зал­ся без­дет­ным, о чем ве­ли­ко­кня­же­ская че­та силь­но скор­бе­ла. По­сле 20 лет су­пру­же­ства, несмот­ря на уве­ща­ния ду­хо­вен­ства, ве­ли­кий князь ре­шил всту­пить во вто­рой брак с ли­тов­ской княж­ной Еле­ной Глин­ской. Мит­ро­по­лит Вар­ла­ам, об­ли­чив­ший неза­кон­ность рас­тор­же­ния бра­ка, был све­ден с мит­ро­по­ли­чье­го пре­сто­ла – впер­вые в рус­ской ис­то­рии – и за­то­чен в мо­на­стырь, а пре­по­доб­ный Мак­сим Грек, за­сту­пив­ший­ся за кня­ги­ню Со­ло­мо­нию, за­пре­щен и так­же за­клю­чен в тем­ни­цу. Все Все­лен­ские пат­ри­ар­хи осу­ди­ли по­сту­пок ве­ли­ко­го кня­зя, а пат­ри­арх Иеру­са­лим­ский Марк пред­ска­зал рож­де­ние от вто­ро­го бра­ка мла­ден­ца, ко­то­рый по­ра­зит мир сво­ей же­сто­ко­стью (Иоан­на Гроз­но­го).

25 но­яб­ря 1525 го­да ве­ли­кая кня­ги­ня Со­ло­мо­ния на­силь­но бы­ла по­стри­же­на в мо­на­ше­ство с име­нем Со­фия в Мос­ков­ском Рож­де­ствен­ском мо­на­сты­ре. По­сле по­стри­га ее от­пра­ви­ли под стра­жей в Суз­даль­ский По­кров­ский мо­на­стырь, ко­то­рый впо­след­ствии стал мес­том за­то­че­ния неволь­ных цар­ствен­ных по­стри­же­ниц. Не сра­зу при­ми­ри­лась ве­ли­кая кня­ги­ня со сво­им но­вым по­ло­же­ни­ем, дол­го скор­бе­ла. Но, по­ко­рясь во­ле Бо­жи­ей, Со­фия на­шла уте­ше­ние и уми­ро­тво­ре­ние в усерд­ной мо­лит­ве.

Ино­ки­ня Со­фия, по­знав тще­ту ско­ро­пре­хо­дя­щих зем­ных благ, всей ду­шой воз­же­ла­ла Цар­ствия Бо­жия и прав­ды его (Мф.6:33). В то вре­мя, как в ми­ру умно­жа­лись без­за­ко­ния, она в сво­ем уеди­не­нии укра­ша­лась доб­ро­де­те­ля­ми и по­сте­пен­но вос­хо­ди­ла к ду­хов­но­му со­вер­шен­ству. Князь Курб­ский в по­сла­нии к Иоан­ну Гроз­но­му (1533–1584) на­звал кня­ги­ню-ино­ки­ню «пре­по­доб­но­му­че­ни­цей».

Пре­по­доб­ная Со­фия скон­ча­лась в 1542 го­ду и бы­ла по­хо­ро­не­на в Суз­даль­ском По­кров­ском мо­на­сты­ре. Сте­пен­ная кни­га гла­сит об этом: «По­жив бла­го­дар­но и бо­го­угод­но к Бо­гу отъ­и­де». Уже бли­жай­шие по­том­ки мо­лит­вен­но по­чи­та­ли пре­по­доб­ную Со­фию. В ру­ко­пис­ных свят­цах она име­ну­ет­ся как «свя­тая пра­вед­ная кня­ги­ня Со­фия ино­ки­ня, яже бысть в По­кров­ском мо­на­сты­ре де­ви­че, чу­до­тво­ри­ца». При ца­ре Фе­о­до­ре Иоан­но­ви­че (1584–1598), сыне Гроз­но­го, ее уже чти­ли как свя­тую. Ца­ри­ца Ири­на Фе­о­до­ров­на от­пра­ви­ла в дар на ее гроб­ни­цу «бар­хат­ный по­кров с изо­бра­же­ни­ем Спа­си­те­ля и свя­тых».

Пат­ри­арх Иосиф (1642–1652) пи­сал Суз­даль­ско­му ар­хи­епи­ско­пу Се­ра­пи­о­ну о со­вер­ше­нии мо­леб­нов и па­ни­хид над гро­бом пре­по­доб­ной Со­фии. Поз­же, в XIX ве­ке, ар­хи­епи­ско­пом Суз­даль­ским и Та­рус­ским Се­ра­пи­о­ном бы­ла со­став­ле­на служ­ба пре­по­доб­ной Со­фии.

В опи­са­нии го­ро­да Суз­да­ля клю­чарь Ана­ния со­об­щил о чу­дес­ных ис­це­ле­ни­ях при гроб­ни­це пре­по­доб­ной Со­фии. Так, в 1598 го­ду у ее гроб­ни­цы про­зре­ла княж­на Ан­на Нечте­ва, шесть лет стра­дав­шая сле­по­тою. В 1609 го­ду, во вре­мя на­ше­ствия по­ля­ков на Рос­сию, пре­по­доб­ная Со­фия спас­ла Суз­даль от ра­зо­ре­ния. Она яви­лась в гроз­ном ви­де пред­во­ди­те­лю во­ен­но­го от­ря­да по­ля­ков Ли­сов­ско­му. От стра­ха у него па­ра­ли­зо­ва­ло ру­ку, и он дал клят­ву оста­вить в по­кое го­род и мо­на­стырь. Мно­го и дру­гих чу­дес со­вер­ши­лось по мо­лит­вам пре­по­доб­ной Со­фии.