Женщина взятая в прелюбодеянии

Медиатека

Описание произведения.

Сюжет картины отображает эпизод новозаветной истории, содержащейся в Евангелии от Иоанна. Женщина, уличенная в прелюбодеянии, была осуждена на казнь — побитие камнями. Иисус проповедовал у храма и в этот момент фарисеи и книжники привели к нему эту женщину. Они обратились к Иисусу с просьбой растолковать, как им поступить с ней, ведь в законах Моисея подобные действия полагалось наказывать побитием камнями. Так они пытались заманить Иисуса в логическую ловушку, поскольку любой его ответ имел бы негативные последствия. Отпустить женщину — означало бы несоблюдение законов Моисея. Предать ее казни — пойти против своих же слов о милосердии. Спор был разрешен произнесенной фразой: «кто из вас без греха, первый брось на нее камень». (Ин.8:7) Фарисеи и книжники начали расходиться и в итоге один Иисус, сидящий на земле и рисующий знаки, остался наедине с женщиной.

Питер Брейгель передает библейский сюжет в атипичной манере. Центральная фигура картины — это женщина, обвиняемая в блуде. Она стоит прямо, возвышаясь как над своими обвинителями, так и над Иисусом. Спаситель изображен склонившимся над землей и пишущим на песке фразу на голландском языке: «кто из вас без греха, первый брось в нее камень» (нидерл. «Diesondersondeis, die w…»). Показательным является то, что художник изобразил лишь один камень, чего было недостаточно для осуществления наказания. Этой деталью художник подчеркнул, что даже для одного камня не нашлось праведника среди фарисеев и книжников.

История создания.

Картина «Христос и женщина, уличенная в прелюбодеянии» была выполнена в период проживания Брейгеля в Брюсселе. Работа относится к периоду так называемых «предсмертных картин», которые характеризовались сумеречной, монохромной палитрой и пепельными тонами красок.

Очевидно, что работа создавалась художником не для широкого круга зрителей, но для приватного созерцания и глубоких душевных раздумий. Этот изысканный шедевр в оттенках серого, представлял особую ценность для самого художника и его друзей. Не случайно живописец передал эту картину по наследству своему сыну — Яну Брейгелю (Старшему), который, в свою очередь, завещал ее архиепископу Миланскому Федерико Борромео. Архиепископ заказал копию данной картины и вернул оригинал обратно семье художника.

Отношение автора к вере.

Питер Брейгель Старший — выдающийся художник-философ, человек глубочайшей веры и нравственности. Твердо держась христианской веры, художник пришел к выводам, что греховность окружающей жизни можно победить лишь чистотой сердца и близостью к природе, которая являлась важным лейтмотивом его произведений. Регулярное обращение к евангельским сюжетам свидетельствует о том, что своим творчеством художник хотел нести в мир свет божественной Истины. Мастер остро ощущал греховность окружающей жизни. Он скорбно писал: «Все, что мы имеем, дано нам по нашим грехам. Все, чем мы гордимся, все, к чему стремимся — пустое. Каждый из нас желает поучать других, но никто не хочет обратить взгляд на себя. Каждый стремится править другими, но никто не хочет быть покорным деснице Божьей».

Биография.

Точная дата и место рождения Питера Брейгеля не известны. Библиограф художника Карель ван Мандер называет приблизительную дату и местность рождения Питера – это 1525 год, маленький город Бреды. Некоторые исследователи считают, что родился Питер в деревушке Брегел, находящейся недалеко от Бреда, так как именно от названия деревни и произошла его фамилия. О детстве художника ничего неизвестно. Карель ван Мандер предполагает, что родители Брейгеля были обыкновенными людьми, крестьянами.

В 1540-х годах Брейгель поступает на обучение графике в мастерскую Кука ван Альста, известного в то время фламандского художника, служащего придворным живописцем у императора Карла Пятого. После смерти учителя в 1550 году, Брейгель вступает в Гильдию живописцев Антверпена. В 1551 году он поступает на службу в мастерскую Иеронима Кока, который продавал печатные гравюры. Именно здесь Питер Брейгель увидел эстампы картин Иеронима Босха. Вдохновленный странными образами на картинах великого художника, Брейгель пробует рисовать что-то подобное. С 1552 года Брейгель путешествует по Франции, Швейцарии и Италии. По просьбе Иеронима Кока, Питер должен был сделать несколько рисунков пейзажей Италии для дальнейшего переведения их в гравюры. В Риме художник насыщается прекрасным – рассматривает древние строения, любуется морскими гаванями, изучает картины живописцев эпохи Ренессанса.

В Италии он пишет одну из ранних картин «Пейзаж с Христом и апостолами». В 1553 году Брейгель женится на Марии, дочери своего первого учителя Кука ван Альста. У Марии и Питера родилось трое детей, двое из которых впоследствии занялись, как и их отец, художественным мастерством. В 1554 году художник посещает Швейцарию и Альпы. Горы, чистый воздух и бездонно-голубое небо затмили все впечатления от Италии. Здесь он пишет прекрасные и колоритные пейзажи.

В 1556 году, вернувшись в Антверпен, Брейгель передает Иерониму Коку свои рисунки. Издатель тут же изготавливает гравюры на продажу. Списки с брейгелевской картины «Большие рыбы поедают малые» мошенник Кок подписывает поддельной подписью самого Босха – все это делается, дабы угодить богатым заказчикам издателя. В 1557 году Брейгель пишет семь гравюр на тему «Смертные грехи». В 1561 году вместе с семьей художник переезжает в Брюссель.

Большая часть картин, написанная Брейгелем, посвящена образам природы, деревни и ее простых жителей. Так, в 1567-1569 годах он пишет ряд картин на эту тематику. В своих работах Питер передает всю драматургию жизни крестьян, тщательно вырисовывая их внешность, одежду. Особое место в творчестве Брейгеля занимают картины религиозного жанра — художник создает массу произведений на библейские сюжеты. Сохраняя истинный смысл священного текста, художник нередко изображает евангельские события в пространстве родных Нидерландов, что создает уникальность в трактовке сюжетов. Питер Брейгель-старший умер 5 сентября 1569 года в Брюсселе.

Составитель текста: Миненко Евгения Владимировна.