Жить праведно это как

Благочестие

Жизнь христианина
Христианский портал

· ‎

Христианин
Крещение
Спасение · Исповедь
Благодать
Церковь · Таинства
Церковный брак
Церковные взыскания
Грех
Христианские добродетели
Благочестие
Любовь · Милосердие
Смирение · Скромность
Искренность · Кротость
Терпение · Молитва

Христианское богословие
Грехопадение
Искупительная жертва
Христианское богослужение
Второе пришествие
Диспенсационализм
Консерватизм · Либерализм

Благоче́стие (калька с греч. εὐσέβεια) — христианская добродетель, неоднократно упоминаемая в Библии. В более позднем, византийском, употреблении часто используется как синоним богословского значения «правоверие».

Благочестивая душа знает Бога — ибо быть благочестивым значит исполнять волю Божью, а это означает знать Бога, т.е. когда кто старается быть независтливым, целомудренным, кротким, щедрым по силе, общительным, не любопрительным (склонный к словопрению), и делать все что угодно Богу (Антоний Великий).

Под благочестием в христианстве понимается созидание себя сосудом Святого духа, обретение благодати.

Быт.6:8 Ной же обрел благодать пред очами Господа.
Быт.6:9 Вот житие Ноя: Ной был человек праведный и непорочный в роде своем; Ной ходил пред Богом.

Честь — созидание себя сосудом достойному. Благочестие — Святому Духу.

Значение греческого термина

В классическом греческом языке это слово употреблялось в значении «уважение, страх, преданность» по отношению к родителям или языческим божествам (1Тим.5:4, Деян.17:23). В Библии оно употребляется в значительно более узком смысле «богобоязненности». Соответственно, акцент при толковании этого слова в библейском контексте следует делать не на внешние действия или предписания, посредством которых человек якобы может заслужить благосклонность Бога, а на внутреннее состояние страха Божьего, постоянного осознания приоритета Божьей воли в жизни верующего, которым и определяются поступки христианина.

Упражняй себя в благочестии, ибо телесное упражнение мало полезно, а благочестие на всё полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей.

— 1Тим.4:7-8

Благочестие в Новом Завете

  • Является непреложным требованием к епископу или пресвитеру (Тит.1:8).
  • Пусто и бесплодно, если не выражается в праведной жизни (Иак.1:26).
  • Является результатом действия Божьей благодати в верующих (Тит.2:11-12; 2Пет.1:3).
  • Является великим приобретением, единственной настоящей ценностью для человека (1Тим.6:6).
  • Не является гарантией плотского благополучия (1Тим.6:5).
  • Выражается в том, чтобы проявлять любовь и милость к страждущим и хранить себя неосквернённым от мира (Иак.1:27).

Практическое благочестие

Как от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостию, которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью: то вы, прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь. Если это в вас есть и умножается, то вы не останетесь без успеха и плода в познании Господа нашего Иисуса Христа.

— 2Пет.1:3-8

Основа благочестия — чёткое, непорочное следование предписаниям Библии (прежде всего в Новом Завете) о характере христианина.

Опорные наставления по благочестивому ведению себя через жизнь можно извлечь из Нагорной проповеди Иисуса Христа и посланий апостолов различным Церквям и отдельным христианам.

Характер

В характере христианина должны преобладать:

  • Сдержанность при светлости души и пламенности духа
  • Послушливость доброму при целостности и хранении достоинства
  • Сердечная отзывчивость, внимание и активное участие в проблемах и бедах других людей (с целью помощи), альтруизм
  • Простота, искренность, честность
  • Смирение
  • Трудолюбие, добросовестность
  • Непротивление властям, пока требования властей не идут вразрез с волей Божьей
  • Прощение обидчиков (даже если не просит прощения)
  • Самокритичность
  • Снисходительность к недостаткам характеров других людей
  • Любовь к людям

Внешний вид

В христианстве внешний вид (одежда, причёска, украшения) может рассматриваться как выражение внутренних качеств христианина — характера, системы ценностей. Не устанавливая конкретных строгих требований к внешности (в отличие от ислама), христианство обращает внимание на принципы, соответственно которым христиане должны заботится о своём внешнем виде. К этим принципам относятся:

  • скромность;
  • смирение, кротость;
  • соблюдения норм приличия общества (культурных норм);
  • избежание соблазнов.

В согласии с этими принципами, во внешнем виде христианина желательны:

  • Скромность в одежде (не богатая одежда и не ультрамодная),
  • Отсутствие элементов, подчеркивающих высокий социальный статус или материальное богатство,
  • По возможности соответствие культурным традициям данной местности;
  • Одежда не должна быть вызывающей похотливые мысли и плотские желания у противоположного пола.

Между либеральными и консервативными христианами существуют определённые разногласия относительно некоторых вопросов, касающихся внешнего вида. По мнению христиан, придерживающихся консервативных взглядов в вопросах одежды, все части тела (кроме головы, рук, ступней) должны быть покрыты одеждой (чем меньше одежды, тем менее скромный вид). Поэтому для них неприемлемы мини-юбки, шорты, некоторые из них считают, что для женщин неприемлемо носить джинсы, брюки.

Достижение благочестия

По мнению христиан, собственными силами, полностью благочестивым, человек стать не может (из природной склонности человека ко греху). Однако, христианин должен прилагать максимум стараний для достижения благочестия.

Благочестивым человек может стать только с помощью Бога, искренне желая этого и прося Его об этом в молитве.

… конечно, знает Господь, как избавлять благочестивых от искушения…

— 2Пет.2:9

Проблемы, возникающие у благочестивых

Отношение других людей

В Новом Завете, открывается, что люди, желающие исполнить Волю Бога, будучи благочестивыми, обязательно встретят противников в лице неверующих людей, или людей, отрекшихся от силы благочестия.

Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы. Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь.

— 2Тим.3:12-13

На практике известно, что люди, живущие очень правильно и разумно, своими праведными делами «мешают жить», тем, кто живёт более свободно и не имеет такого стремления.

Склонность человека ко греху

Согласно христианским представлениям, человек (даже христианин) по своей природе грешен (следствие первородного греха), и в его жизни постоянно проявляются различные дурные качества. Благочестивый человек стремится избавиться от них, изживая их из своего характера и прося Бога об этом в молитве. К таким качествам, например, относятся:

  • сквернословие, злоречие, пустословие

Если кто из вас думает, что он благочестив, и не обуздывает своего языка, но обольщает свое сердце, у того пустое благочестие.

— Иак.1:26

Люди, названные в Библии благочестивыми

  • Симеон (Лк.2:25)
  • Корнилий (Деян.10:2)
  • Анания (Деян.22:12 — с оговоркой «благочестивый по закону»)

Греческий корень в именах

Корень греческого слова, переводимого на русский язык как «благочестие», присутствует в греческом имени Евсевий и произошедшем от него русском имени Евсей

Ссылки

  • Определение в Библейском словаре Вихлянцева

См. также

  • Пиетизм

Благочестие, что это в жизни человека

Здравия всем.

Предлагаю поговорить о благочестие, но не только, как о понятии церкви, но, прежде всего, о значении этого слова не только в вере, но и в жизни. Посмотрел в Интернете и не увидел истинного объяснения этого слова, только общие поверхностные положения, вернее, состояния верующего, ничего общего с этим словом не имеющие.

Благо и честь, что это такое

Как видим, слово благочестие состоит из двух понятий – это благо и честь. Считаю, чтобы понять значение этого слова, необходимо определиться с обоими понятиями. Пока не буду вдаваться в церковные объяснения, попробую определить, что это значит в жизни каждого дня.

Благо – это то что в жизни воспринимается позитивно. Благо – это красота, счастье, любовь, дар судьбы.

Но и такое изъяснение поверхностное, понятие слова весьма разнообразно и глубоко. «Благодарю», говорит человек, когда что-либо получает, «благодать», говорит человек, когда пребывает в истоме. С психологической точки зрения, благо – это гармония, слияние с природой (с богом), с обстоятельствами, жизнью.

Остановлюсь немного на понятии – «слияние с богом». Что это значит? Но об этом ниже по ходу статьи, здесь обращаю внимание на слово – «СЛИЯНИЕ», не веры, не следование заповедям и законам, вернее, не только, но и, прежде всего, слияние с высшим.

Честь – это также очень разнообразное и глубокое понятие. Диапазоны осознанности от чести девицы (непорочности) до чести человека в жизни (береги честь смолоду), но и честь профессии, например, честь воина, политика, конкретного человека. Всё зависит от того, что имеется в виду.

Более того, есть ещё одна интерпретация этого понятия – это честность, что значит быть правдивым, ответственным за свои поступки… Честное слово, говорит человек в иных случаях. Это воспринимается, как клятва, которая нерушима и тот человек, кто нарушит честное слово, тат презираем, прежде всего.

Благочестие, что это

А теперь поговорим о благочестии. Сначала дадим определение с позиции необычной.

Благочестие – это честь, которая есть благо, как и благо есть честь. Вместе, благочестие, когда честь для человека – это благо, но и благо определяет высоту чести (человек живёт честно, получая от этого удовлетворение, то есть благо).

Вспомним понятие благочестия нравственно-духовное. Благочестивый – это человек, верящий в бога. Развернём это утверждение и скажем: живущий в боге, но бог и есть любовь. Благочестие – это человек, живущий в любви и считает это своей честью.

Благо – это честь, честь – это благо.

Ещё одна грань этого уникального слова. Разберу на примере. Мы говорим, получив весточку от кого-либо: – Это благая весть. То есть весть хорошая, радостная, ожидаемая.

А что будет с этой позиции означать слово благая честь? Как это можно изъяснить? Благочестивый человек – это высоконравственный, честный, справедливый, но и гордый этими прекрасными качествами. Честь человека заключается в творении блага независимо от обстоятельств, это для него образ жизни.

Но не будем утрировать и останавливаться в своих поисках, разберём ещё один смысл этого глубокого понятия. Возьмем такое слово, как благополучие. Здесь мы подразумеваем хорошую, устоявшуюся жизнь во всех смыслах и в материальном, в том числе. Благополучие – это человек имеющий всё необходимое для жизни.

Вернемся к понятию благочестие и попробуем дать определение, но не будем определять непреложность и законченность определения, а разберём со всех позиций.

Благочестивый человек – это человек, который честь считает благом.

Благочестие в литературе и в религии

В религии и любой вере благая весть – это весть бога (любая святая книга, заповеди, каноны). Исполняющий все законы божьи и наставления считается человеком благочестивым. Но, как я считаю, что исполнение законов божьих означает высокую нравственность, и главное, даже в библии благочестивый человек, скорее исключение, чем норма.

Подведём итоги.

Благочестие – это высокая духовность, не показная вера в высшее, а понятие СОТВОРЦА высшего.

Почему я так смело утверждаю о сотворчестве (слияние) с высшим (богом)? Именно, слово честь дает мне такое право. Это слово довольно часто встречается в Новом завете и только поэтому толкование его предлагается искать там.

Благочестивый человек – это добродетельный человек, но любой верующий должен быть, по определению, добродетельным.

Благочестивый человек – это человек, который живёт не просто по канонам и заповедям, а подражает во всём Иисусу Христу (это из Нового завета). Здесь и благо (любовь, вера) и честь, ибо Сын божий (ответственность).

Ещё раз. Благочестивый – это человек, живущий в любви, вере и знании, но и ответственный за все свои поступки и, прежде всего, помыслы.

Чтобы раскрыть тему ещё подробнее приведу два примера благочестия. Это слово можно найти не только в библии, но и у Гомера, например, в его знаменитом произведении «Одиссея». Он назвал Одиссея благочестивым человеком.

Одиссей и благочестие? Это хитрый, смелый, умный, даже мудрый и благочестие? Это слово у Гомера означало не только высокую нравственность, но и его честь перед богами, то есть ответственность за свои поступки и помыслы, как правильные, так и ошибочные.

У Достоевского встречается такая фраза: «Семья его была русская и благочестивая», что может означать только одно, ответственная и высоконравственная. Добавлю, что не показная нравственность, как зачастую бывает в религии, а нравственность и ответственность, как образ жизни, которая и называется благочестием.

Разумеется, это понятие (благочестие) можно разбирать и далее, но я пока остановлюсь, ибо это особое мнение и воспринимается при первом прочтении с нотой противления и несогласия, но предлагаю, прежде, как судить, подумать и решить, обоснованные ли утверждения.

Так же предлагаю небольшой ролик на десерт.

Всего доброго, друзья.

До скорых встреч.

неблагочестивый

Смотреть что такое «неблагочестивый» в других словарях:

  • НЕЧЕСТЬЕ — ср. нечесть жен. беззаконие, все, что противно закону божескому или согласным с ним законам человеческим; житие во грехах, беспутство, преступная жизнь и дела, законопротивность. | Нечесть жен. непочтенье, неповиновенье, бесчестье, позор, срам,… … Толковый словарь Даля

  • Пир (Платон) — У этого термина существуют и другие значения, см. Пир. Диалоги Платона Диалоги даны в последовательности, установленной Фрасиллом (Диоген Лаэртский, книга III) … Википедия

  • Григорий Декаполит — Γρηϒόριος ὁ Ϫεκαπολίτης … Википедия

  • Митрий — Mitrius … Википедия

  • неблагобо˫азнивъ — (2*) пр. Неблагочестивый: Бесчиньны бо нарѣчеть недѣлающа˫а. въ единомь семь реченьи многѹ злобѹ ˫авлѧ˫а. ибо бесчиньны и небл҃гобо˫азнивы ключаютьсѧ (ἀνευλαβής) ПНЧ XIV, 142а; еже быти хр(с)ть˫ану. ни ѹбо не сдравующа страхъ. не смыслѧща помыслъ … Словарь древнерусского языка (XI-XIV вв.)

  • ГРИГОРИЙ ДЕКАПОЛИТ — прп. (пам. 20 нояб.). По источникам невозможно установить точную дату рождения. Предположительно указываются середина VIII в. (Р. Жанен), 762 г. (Ц. Бароний), но наиболее вероятны 80 90 е гг. VIII в. (Ф. Дворник). Точный год смерти также… … Православная энциклопедия

благочестивый

Русский

Морфологические и синтаксические свойства

падеж ед. ч. мн. ч.
муж. р. ср. р. жен. р.
Им. благочести́вый благочести́вое благочести́вая благочести́вые
Рд. благочести́вого благочести́вого благочести́вой благочести́вых
Дт. благочести́вому благочести́вому благочести́вой благочести́вым
Вн. одуш. благочести́вого благочести́вое благочести́вую благочести́вых
неод. благочести́вый благочести́вые
Тв. благочести́вым благочести́вым благочести́вой благочести́вою благочести́выми
Пр. благочести́вом благочести́вом благочести́вой благочести́вых
Кратк. форма благочести́в благочести́во благочести́ва благочести́вы

бла-го-чес-ти́-вый

Прилагательное, качественное, тип склонения по классификации А. Зализняка — 1a. Сравнительная степень — благочести́вее, благочести́вей.

Корень: -благочест-; суффикс: -ив; окончание: -ый .

Произношение

  • МФА:

Семантические свойства

Значение

  1. почитающий бога, соблюдающий предписания религии ◆ Заезжает к нему однажды какой-то священник, старичок седенький, благочестивый… В. В. Крестовский, «Петербургские трущобы. Книга о сытых и голодных», 1864 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ И такая это была жена благочестивая, что когда богу молилася, так даже пресветлым облаком вся одевалась и премногие радостные слезы ко всевышнему проливала. М. Е. Салтыков-Щедрин, «Губернские очерки», 1856—1857 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ Всё тихо. Благочестивые люди уже спят. Н. В. Гоголь, «Майская ночь, или Утопленница», 1831—1832 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нём. Библия Луки. 2:25
  2. преисполненный благочестия ◆ Напрасно глядишь на распятие из слоновой кости, стоящее на столике; напрасно силишься благочестивыми размышлениями заглушить волнение: не помогает! И. А. Гончаров, «Счастливая ошибка», 1839 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)

Синонимы

  1. набожный

Антонимы

Гиперонимы

Гипонимы

Родственные слова

Ближайшее родство

  • существительные: благочестие

Этимология

Происходит от ??

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

    Перевод

    Список переводов

    • Английскийen: pious, devout

    Библиография

      Для улучшения этой статьи желательно:

      • Добавить гиперонимы в секцию «Семантические свойства»
      • Добавить сведения об этимологии в секцию «Этимология»
      • Добавить хотя бы один перевод для каждого значения в секцию «Перевод»

      Что такое БЛАГОЧЕСТИЕ? Как БЫТЬ благочестивым?

      Мир вам, Ирина!
      Судя по тому, что пишут апостолы, благочестие — это хранение своей чести чистой, доброй, не замаранной. Т.е. это когда человек настолько благоговеет перед Богом, что хранит себя не осквернённым от этого мира и при этом сострадательным к тем, кто мучается в этом мире. Эту же мысль очень чётко высказывает апостол Иаков: «Чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцем есть то, чтобы помогать сиротам и вдовам в их скорбях и хранить себя неоскверненным от мира» (Иак.1:27).
      Апостол Пётр во 2Петр.1 пишет о том, на каком основании возникает благочестие… Сначала необходима вера в то, что мы являемся причастниками Бога, т. е. живём, уподобляясь Ему. Эта вера родит в нас добродетель (желание удалятся от растлевающих мирских похотей). Добродетель научит нас рассудительности, т. е. способности понимать, что хорошо и что плохо, выбирая правду. Рассудительность поведёт нас к способности воздерживаться от восстающих на нас похотей. А тренировка в воздержании даст нам способность быть терпеливыми. И вот уже от способности терпеть родится такое качество верующего, как благочестие — возможность держать свою христианскую честь чистой, не осквернённой от мира.
      Вера — добродетель — рассудительность — терпение — благочестие…
      Давайте посмотрим на примере… Если вы приняли Иисуса своим Спасителем, то вы — дочка Вседержителя, Святого и Превознесённого. Когда вы начнёте верить в это, вы обязательно станете стремиться быть как можно ближе к вашему Отцу и, как следствие, будете всё больше познавать Его. И вот в процессе вы однажды узнаете, что Его святость означает «никогда не лгать». Ваш Отец очень желает, чтобы вы были похожи на Него, а значит, и в вас должна появиться добродетель «никогда не лгать». Вы будете тянуться к ней, потому что вам хочется быть похожей не Отца, а Господь станет помогать вам обрести рассудительность, будет научить вас видеть, как избегать капканов на этой дороге. Во время учёбы вы станете очень терпеливой: ведь вам придётся быть внимательной к деталям, усердной в молитвенном общении с Отцом, настойчивой в том, чтобы вновь вставать после падений. И вот когда эти уроки подойдут к концу, в вас поселится удивительное сильное желание во что бы то ни стало хранить обретённую вами чистоту и никогда уже больше не возвращаться туда, где всё ваше естество тянуло вас солгать. Это и будет благочестие.
      И так с каждой неверной чертой вашего или моего характера…. всё начинается с веры в то, что я — ребёнок Господа Бога Вседержителя, Святого и Превознесённого, Свято имя Его ( 1Ин.3:1).
      Как видите, чтобы быть благочестивым, надо верить в истину. Я так же думаю, вы заметили, что благочестие не что-то, что человек обретает мгновенно. Оно вырабатывается в верующем. И даже больше того, апостол Павел очень советует упражняться в благочестии. И действительно, ведь это качество верующего человека подобно главной мышце, держащей весь позвоночник нашего спасения. Как только эта мышца начнёт ослабевать, т. е. как только верующий перестаёт следить за тем, чтобы хранить свою христианскую честь доброй и чистой, так тут же всё духовное тело человека рождённого во Христе начнёт клониться к земле и похотям падшей природы. Не зря мудрый Екклезиаст сказал: «Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни» (Прит.4:23).
      С уважением,
      Саша.