Житие иова

Праведный И́ов Многострадальный

Кондак 1

Избранному Господем великому Ветхаго Завета праведнику, пятому от Авраама Исавовых сынов сынови, Иову Многострадальному похвальное воспоем пение: яко своими дивными добродетельми и всем своим житием учителем всей вселенней явившемуся. Ты же, праведный Иове, приими сию похвалу, с любовию тебе приносимую, согрей наша сердца желанием подражати твоим подвигом, да единодушно зовем ти:

Радуйся, Иове Многострадальный, всему миру учителю предивный.

Икос 1

Ангели Божии в день некий предсташа Господеви, хвалу Ему возносяще. С ними же и диавол прииде. Сей последний, вопрошенный Господем об Иове, начат клеветати на праведника, яко той чтит Господа земных ради благ, имиже Бог его награди. Мы же, злую диавольскую клевету на великаго праведника с горечию воспоминающе, тако Иова восхваляем:

Радуйся, Иове, яко сам Господь наименова тя человека непорочна и благочестива.

Радуйся, от Господа вся блага земная приемый.

Радуйся, множество слуг имевый и стада своя тысящами исчитывавый.

Радуйся, Господем дарованных тебе сынов и дщерей в великом благочестии воспитавый.

Радуйся, яко о чадех своих великое попечение являл еси.

Радуйся, яко ни к чему же от земных благ сердцем не прилеплялся еси.

Радуйся, яко мудростию своею над всеми высоко стоял еси.

Радуйся, яко царь посреде храбрых был еси.

Радуйся, яко был еси благороднейший сущих от восток солнца.

Радуйся, всеславне, Божий угодниче истинный.

Радуйся, великая дела благая совершивый.

Радуйся, в терпении своем мир просветивый.

Радуйся, Иове Многострадальный, всему миру учителю предивный.

Кондак 2

Ведая веру несокрушимую и велию преданость воли Божии раба своего, даде Господь власть диаволу вся блага земная у Иова отъяти и чад его погубити. Мы же, сему особому изволению Божию дивящеся, вопием Премудрому Богу: Аллилуиа!

Икос 2

Разумом своим злым зело обрадовася диавол, таковое изволение Божие получивый. Во един день, егда вся чада Иовля единодушно в доме старейшаго брата своего трапезою наслаждахуся, посла диавол исполнители злые воли своея, и все имущество Иовле погуби, и десятерицу чад его смерти предаде. Буря нечаянных искушений на поколеба сего дивнаго столпа, и из уст его изыдоша сицевая мудрая словеса: Наг изыдох аз от чрева матере моея, наг и отъиду тамо: Господь даде, Господь отъят: яко Господеви изволися, тако бысть. Буди Имя Господне благословено во веки! Чтуще таковую преданность воли Божии праведника, мы в похвалу Иова сице глаголем:

Радуйся, Иове, ничимже пред Господем согрешивый.

Радуйся, Многострадальне, и устнама своима безумия Богу не давый.

Радуйся, яко двери дома твоего выну отверсты бяху всякому мимошедшему.

Радуйся, яко странник вне дома твоего не оставашеся.

Радуйся, яко ты вдовича слезнаго ока не презрел еси.

Радуйся, яко слепым, нога же хромых был еси.

Радуйся, яко хлеб свой николиже един вкушал, сирым же обильно давал еси.

Радуйся, яко вси немощнии, чесого требующии, вся от тебе радостно получали суть.

Радуйся, яко о всяком немощнем ты плакал еси.

Радуйся, яко видя мужа в скорбех, тяжко вздыхал еси.

Радуйся, во всякой нужде и печали скорый помощниче.

Радуйся, ищущым предстательства твоего неусыпный заступниче.

Радуйся, Иове Многострадальный, всему миру учителю предивный.

Кондак 3

На силу свою полагаяся, сатана паки клевещет на Иова и Богу глаголет: Посли руку Твою и коснися костем его и плоти его, аще не в лице Тя благословит? И паки Господь предает дивнаго Иова в руце беззаконника. Сеятель же зла, вышед от лица Господня, злорадно порази Иова гноем лютым от ногу даже до главы его. И седяше праведник вне града на гноищи, взем чрепок, да острогает гной свой. Мы же, благословяще Бога, допустивша навести проказу лютую на Иова непорочнаго, прославления ради раба Своего, вопием Господу: Аллилуиа!

Икос 3

Воистинну терпение паче человеческаго имяше Многострадальный Иов. Болезнь в прокаженнем телеси умножашеся. Жена же праведника, зрящи страдания мужа своего и сатаною научаема, даде совет Иову: Рцы глагол некий ко Господу и умри. Он же, воззрев, рече к ней: Вскую яко едина от безумных жен возглаголала еси? Аще благая прияхом руки Господни, злых ли не стерпим? Во всех сих приключившихся ему, ничимже согреши Иов устнама пред Богом и не даде безумия Богу. Откуду кто возможет обрести глаголы, прославляющыя праведника новолепне? Обаче мы, любовию к Иову побеждаеми, Иовлими же словесы прославляем Многострадальнаго сице:

Радуйся, яко кости твоя нощию смятошася и жилы твоя в разслабление приидоша.

Радуйся, яко кожа твоя вельми помрачися.

Радуйся, яко и составы телесе твоего от гноя сгореша.

Радуйся, яко исполнен был еси болезнию от вечера до утра.

Радуйся, яко тело твое в гнои червей пребываше.

Радуйся, яко брашна твоя смрадом преисполнена быша.

Радуйся, яко гнушахуся тебе и воставаху на тя видевший тя.

Радуйся, Иове, всеми прилоги лукаваго непреклоненный.

Радуйся, и до смерти Господу преданный.

Радуйся, безумная словеса жены своея обличивый.

Радуйся, столпе добльственный, в тяжких болезнех своих никакоже унынию предавыйся.

Радуйся, в скорбех своих Бога благословивый.

Радуйся, Иове Многострадальный, всему миру учителю предивный.

Кондак 4

Множество великих смущений найде на праведника, егда приидоша к нему три друзи его. Сии издалеча на прокаженнаго воззревше, не познаша его, и возопивше гласом велиим, восплакашася, разтерзавше ризы своя и посыпавше перстию главы своя: седяху при нем седмь дний и седмь нощей, и никтоже от них возгагола к нему словесе утешения. Зря таковыя други своя, всем сердцем устремися невинный страдалец к Богу, на Него Единого уповая и взывая Ему: Аллилуиа!

Икос 4

Слыша глас велий и вопль другов своих, уразумел еси, Многострадальне, яко тии не дадут тебе утешения. В горести же душевней, пред лицем Господа, отверзл еси уста своя, Иове, начен глаголати, яко лучше тебе не родитися, нежели жити кроме близости к Богу. Сострадающе праведнику в неизреченном его горе, в похвалу великия его преданности Господу, глаголем Иову сицевая:

Радуйся, велий Ветхозаветный праведниче, все блаженство свое в близости к Богу полагавый.

Радуйся, страх от Бога отверженну тебе быти в низпосланных искушениих испытавый.

Радуйся, смерть предпочитавый, нежели жити тебе оставленну от Бога.

Радуйся, чаянием утешения Божия скорби своя твердо претерпевый.

Радуйся, яко о безконечной загробной жизни вещал еси.

Радуйся, яко в смерти вечный покой полагал еси.

Радуйся, скорби земныя яко предуготовление к жизни будущей разумевый.

Радуйся, вечныя радости прозорливый провидче.

Радуйся, о безсмертнем блаженстве ко Господу взывавый.

Радуйся, в земных благах токмо с Господем благо видевый.

Радуйся, яко красоты зримаго неба без Бога за ничтоже почитал еси.

Радуйся, яко новаго неба и новыя земли всею душею ожидал еси.

Радуйся, Иове Многострадальный, всему миру учителю предивный.

Кондак 5

Всецелыя Господу преданности праведника три друзи его в словесех Иовлих не разумеваху, токмо же ропот его на Бога видяху: сего ради внушаху Иову к Богу обратитися с молитвою и покаянием о гресех своих. Невинный же страдалец о единем моляше Бога, да даст ему Господь силу невинных страданий своих уразумети. К Богу, источнику премудрости и разума, от сердца своего сокрушеннаго праведник вопияше: Аллилуиа!

Икос 5

Хотя указати на неисповедимыя пути Господни, об уразумении киих и должно есть человеку Бога умоляти, ты други своя, Иове, жити в воли Божии наставлял еси. Мы же, мудрыя речи страждущаго праведника чтуще, приносим ему сия похвалы:

Радуйся, яко неправды на Бога уста твоя не изрекоша.

Радуйся, ложь другов своих мудро обличивый.

Радуйся, о непостижимости промысла Божия смиренномудро вещавый.

Радуйся, жизнь праведников в Ветсем Завете уяснити возжелавый.

Радуйся, погруженна себе от природы во всякую скверну видевый.

Радуйся, нужду в ходатаи между Богом и людьми своим благочестивым сердцем прозревавый.

Радуйся, любве Отчи от Бога возжадавый.

Радуйся, яко слезно умолял еси Господа, да не удалит Он от тебе страх Свой.

Радуйся, яко искушения своя от Бога посланная почитал еси.

Радуйся, яко грядущую смерть избавительницу себе от земных скорбей полагал еси.

Радуйся, мудрый изъяснителю путей Божественных.

Радуйся, благий руководителю к Царствию Небесному.

Радуйся, Иове Многострадальный, всему миру учителю предивный.

Кондак 6

Проповедник непостижимости глубин Божиих, Божия премудрости и разума явился еси, Многострадальне, егда обличал еси своя лицемерствующыя други, мнящыя себе пути премудрости Божия разумеющя. Смиренно видя себе немощна промысл Божий ведети, возжелаше праведник на суд пред Богом стати и у Того особыя милости просити, дабы Господь грозную руку Свою отъял и страхом Своим его не ужасал. Нося в сердце своем смиренную мольбу ко Господу, со умилением Иов к Единому Судии и Богу взываше: Аллилуиа!

Икос 6

Возсия в души твоей, праведне, благодатный луч Божественный, егда в велицей горести своей приближение к смерти ожидал еси, и к невозвратному шествию в неведомую страну мрака и тьмы вечныя готовился еси. Всею бо душею любя Господа, по призыву Божию в загробный мир ити готов был еси, Иове, обаче надежды жизни новыя в близости к Богу в сердце своем не отривал еси. Радующеся таковому светлому чаянию страждущаго праведника, с любовию поем ему:

Радуйся, смиренный, Богомудрый, невинный страдальче.

Радуйся, о близости смертней непрестанно помышлявый.

Радуйся, день и час кончины человека в премудрой воли Божии полагавый.

Радуйся, рабе Христов нелицемерный.

Радуйся, яко чистым сердцем своим Бога узрети возжелал еси.

Радуйся, яко в своей глубокой Господу преданности дерзновенно Того вопрошал еси.

Радуйся, яко от правды своея никакоже отступил еси.

Радуйся, яко у Бога истинныя премудрости искал еси.

Радуйся, други своя врачы неправедныя именовавый.

Радуйся, в словесех их лесть пред Богом видевый.

Радуйся, душу свою чисту и непорочну сохранивый.

Радуйся, безбоязненно пред Господем на суде стояти восхотевый.

Радуйся, Иове Многострадальный, всему миру учителю предивный.

Кондак 7

Хотящым истинную мудрость в сдовесех твоих уразумети, помози нам, угодниче Божий. Ложныя други своя обличая, указал еси им, Иове, яко блага земная и горести людския суть в руках Божиих. Господь раздает их премудро: отнюдуже и праведный люте страждает и нечестивый благоденствует. Тайны мироправления Божия человек перстный ведети не может, за вся же должен есть благодарити Господа и, восхлавляя Его, пети Ему: Аллилуиа!

Икос 7

Дивныя речи слышим мы из уст Ветхозаветнаго праведника. Лицемерсвующии же друзи его утешения Иову не даваху, наипаче же новыя скорби сердцу его причиняху. Праведник же токмо ко Господу мысль свою устремляше, на Единаго Заступника и Нелицепрятнаго Судию Бога уповаше, от Него Единаго утешения чая. Видяще таковое превыспренное устремление Многострадальнаго, величаем его сице:

Радуйся, лицемерия мудрый обличителю.

Радуйся, други своя злыя утешители именовавый.

Радуйся, видевый други, покивающих главами над великими страданьми друга своего.

Радуйся, токмо от Господа сердцу своему облегчения искавый.

Радуйся, токмо на небесех Истиннаго Заступника себе видевый.

Радуйся, яко ужасы пред Богом преисполняшеся сердце твое.

Радуйся, яко чистою молитвою своею к Богу приближался еси.

Радуйся, яко на правду свою крепко уповал еси.

Радуйся, в смирении своем, беседовати с Богом недостойна себе почитавый.

Радуйся, токмо умоляти Бога Судию своего желавый.

Радуйся, невиновность свою пред всем миром свидетельствуяй.

Радуйся, яко око твое благодатными слезами преисполнено бе.

Радуйся, Иове Многострадальный, всему миру учителю предивный.

Кондак 8

Странно есть нам, сыном Завета Новаго, кровию Сына Божия искупленным и Евангелие Христово имущым, дерзновенная словеса Ветхозаветнаго праведника слышати. Великия тайны загробнаго мира Многострадальному не ведомы бяху, своим же преданным Богу сердцем Иов моляшеся, да озарит его Сущий на небеси Свидетель и заступник таковых таин ведением. Ко Господу слезит око Многострадальнаго и с умилением поет праведник Богу: Аллилуиа!

Икос 8

Чая приближения кончины своея, терпя на земли страдания тяжкая, в благодатных озарениих своих глаголаше праведник, яко аще в скорбех на земли несть облегчения, да скрыет его Господь в преисподних до времени. Егда же престанет гнев Божий, греси и беззакония людская покрыются, тогда Господь по милости своей даст праведнику близким к Нему быти. Мы же, таковое светлое упование страждущаго зряще, в особую ему похвалу глаголем сице:

Радуйся, прозорливче Богомудрый и просвещенный.

Радуйся, святый и великий страдальче.

Радуйся, плотию постарадавый и греха свободивыйся.

Радуйся, любовию ко Господу дух уныния препобедивый.

Радуйся, яко светлыя надежды жизни будущия преисполнен был еси.

Радуйся, яко всею душею в любовь безконечную Божию веровал еси.

Радуйся, тайны загробнаго мира уведети возжадавый.

Радуйся, в мрачных удолиих адовых милости Божия ожидавый.

Радуйся, упование на светлую жизнь за гробом Давиду, Исаии, Иезекиилю и иным пророком равный.

Радуйся, яко сим упование стал еси на единый путь с великими Ветхозаветными праведники.

Радуйся, всем праведником радость светлаго бытия за гробом проповедавый.

Радуйся, Евангельских Христовых истин прозорливый исповедниче.

Радуйся, Иове Многострадальный, всему миру учителю предивный.

Кондак 9

Всякими великими искушеньми и скорбьми духовно возрастал еси, Иове. Господь же особыми откровении услаждаше душу твою, Многострадальне. Благодатно озаренный Богом, ты, избранниче Божий, вещал еси: Вем, яко жив Искупитель мой, Иже в день последний распадающуюся кожу мою сию из праха воскресит, аз же во плоти моей узрю Бога. Воспринимающе сердцами нашими сию веру в воскрешение плотию, мы, таковыми откровении праведника вразумляеми, вопием Богу: Аллилуиа!

Икос 9

Ветия воистинну неправедныя явишася многоречивии друзи твои, Иове. Ложнии сии утешителие возжелаша тя, страждущаго друга своего, укоряти, глаголюще, яко ты алчущих не питал еси, нищих не одевал еси, вдовиц и сирых обижал еси, и жажду ближних не утолял еси. О, великое долготерпение великого страдальца! Восхваляюще таковое долготерпение и чистое добродетельное Иовле житие, воспеваем ему сицевая:

Радуйся, яко поношения от другов своих смиренно претерпевал еси.

Радуйся, яко и посмеяния малых детей благодушно приимал еси.

Радуйся, яко и раби твои любовь твою к ним забыша.

Радуйся, яко и жена твоя лукавому совету неразумно внимаше.

Радуйся, яко злый сатана, разтерзав столп телесе, сокровища духа твоего не украде.

Радуйся, велий борче, вся козни вражыя препобедивый.

Радуйся, яко Единаго Бога и Господа на земли зрети хотел еси.

Радуйся, яко своею преданностию Господу прославился еси.

Радуйся, высотою подвигов своих всех удививый.

Радуйся, просвещения духовнаго указателю.

Радуйся, всех людей великое утешение.

Радуйся, яко многим в мире сем тобою спасение явися.

Радуйся, Иове Многострадальный, всему миру учителю предивный.

Кондак 10

Спасения себе токмо от Господа чая, и светлую надежду на обновленную жизнь за гробом имея, Многострадальный Иов, иже праведник Ветхаго Завета быв, утвердитися в озарениих своих не дерзаше, в мыслех же и чувствиих своих сумняшеся и горесть некую в души претерпеваше. Мы же, праведнику в сей горести сострадающе и Святей воли Божии преклоняющеся, возопиим Любвеобильному и Премудрому Богу: Аллилуиа!

Икос 10

Стена крепкая в преданности Господу всему миру явился еси, Многострадальне, егда твердо о непорочности своей и лицемерии другов своих вещал еси. Имуще сердца, исполненная состраданием к невинно страждущему праведнику, едиными усты нашими со умиленнем зовем ему тако:

Радуйся, великий праведниче, в страшных искушениих всецело преданность Господу сохранивый.

Радуйся, ни от когоже от людей добраго утешения видевый.

Радуйся, о лишении чад и пропавшем богатстве унынию никакоже предавыйся.

Радуйся, яко всех нас побеждати искушения сребролюбия наставляеши.

Радуйся, яко изменения в небесных светилех мудро разумел еси.

Радуйся, яко ни единыя же приснопребывающия радости к мире сем видел еси.

Радуйся, токмо во Единем Бозе радость и истину выну созерцавый.

Радуйся, великая истинная откровения от Бога прияти сподобивыйся.

Радуйся, яко ложь другов и укорения ближних крепостию духа своего превозмогал еси.

Радуйся, яко всякая безсловесная похотения чистотою сердца своего препобеждал еси.

Радуйся, во всех своих светлых упованиих никакоже посрамивыйся.

Радуйся, яко в тайны загробнаго мира углублялся еси веянием Духа Святаго.

Радуйся, Иове Многострадальный, всему миру учителю предивный.

Кондак 11

Пение всеумиленное воспоем Многострадальному, невиновность свою видевшему и неискупленную греховность людскую ведавшему. Зря на себе десницу Божественныя воли, в промысл Божий о человеце вероваше праведный, добраго чая конца. Разделяюще несокрушимую светлую веру его и упование на Бога, могущаго тяжкую Иовлю скорбь облегчити, мы купно с ним вопием Всеблагому Господу: Аллилуиа!

Икос 11

Светла озарения Многострадальнаго, светла и упования его. Времени же минувшу умолча Иов словесы. Умолчаша же и три друзи его ктому пререковати Иову, бе бо Иов праведен пред ними. Глаголет к нему новый собеседник Елиус, егоже речи благожелательней внемлет праведный. Не могущу же Иову уразумети вся словеса сия новая, се Господь Сам явися рабу Своему и глаголаше к Иову сквозе бурю и бурныя облаки, обличая, и наставляя, и исцеляя его. Той же с трепетом благоговейным, внемля словесем Божиим, безмолвне множицею себе укоряше, наипаче же познаваше, яко ничтоже есть пред лицем Божиим: и абие исполнися душа праведнича смирения благодатнаго. Видяще таковое глубокое пред Господем смирение, радостно поем Иову сицевая:

Радуйся, великий в чистоте речей своих пред Господем.

Радуйся, великий в безмернем пред Господем смирении.

Радуйся, ничтожество свое познавый, на уста же своя руку положивый.

Радуйся, подобно Аврааму, земля и пепел себе именовавый.

Радуйся, велемудре, судьбы человека в мире до Христа на себе испытавый.

Радуйся, верный слуго Господень, о своей мудрости глаголати не дерзавый.

Радуйся, ни единым же словесем о речех другов своих обмолвивыйся.

Радуйся, яко благоговейно выслушал еси Господа о дивных делех всемогущества Божия.

Радуйся, в недомыслии пред Богом сокрушенно себе обличивый.

Радуйся, пред премудростию Единаго Бога всею душею преклонивыйся.

Радуйся, в смирении своем, обличавшему тя Господу радостно внимавый.

Радуйся, всех смелых речей своих пред Господем отрекийся и в прахе и пепле раскаявыйся.

Радуйся, Иове Многострадальный, всему миру учителю предивный.

Кондак 12

Благодатная велия радость в сердце твое, Многострадальне, сниде. Ты в бури и облаце Господа своего видел еси. Ты обличающее тебе слово Господа, и гневное слово Его к неверным другом твоим слышал еси. Проказа страшная сойде с тебе, Иове, и ты всякая блага земная в сугубом числе от Господа приял еси. В награду за скорби своя долголетие, по милости Божии, стяжал еси, и новую десятерицу чад своих радостно созерцал еси. Воскресение со всеми избранными своими Господь, тебе обетова. Презирая вся скорби своя, праведник и мы купно с ним всем сердцем радостно вопием Господу: Аллилуиа!

Икос 12

Безмерныя скорби претерпев и всецелую преданность всесвятей воли Божии показав, живый прообраз скорбей Господа, крестными страдании диавола победившаго, явился еси, Иове. Поюще твое чудное житие, восхваляюще безмерное долготерпение твое, Многострадальне, словесы Самого Господа, Его пророков и апостолов, и церковными словесы восхваляем тебе сице:

Радуйся, праведниче, усты Божиими на всю вселенную хвалимый.

Радуйся, истину в словесех о Бозе, не якоже твои лжеречивии друзи, явивый.

Радуйся, яко Господь показа тя едина молитвенника за други своя.

Радуйся, яко грехи таковыми Господь отпусти за молитвы твоя.

Радуйся, Самем Господем не единажды истинный раб Божий нареченный.

Радуйся, великий Ветхозаветный молитвенниче в ряду с Ноем и Даниилом.

Радуйся, яко брат Господень наименова тя образ злострадания и долготерпения.

Радуйся, яко той же апостол Иаков восхвали в твоем житии славную кончину Господню.

Радуйся, яко Церковь Христова святую книгу твою повеле прочитывати во дни страстныя седмицы.

Радуйся, прообразе страстей безгрешнаго Господа.

Радуйся, яко Святый Златоуст призва нас образом страданий твоих к подражанию твоим подвигом.

Радуйся, яко в Церкви Святей имя твое славно, досточестно и препрославлено.

Радуйся, Иове Многострадальный, всему миру учителю предивный.

Кондак 13

О, великий праведниче Ветхаго Завета, Иове Многострадальне, приими наше посильное хваление твоих безмерных во славу Бога подвигов. Твоими сильными у престола Божия молитвами подаждь помощь нам, преклоняющим колена наша пред твоими многолетними тяжкими страданьми, твердыми в искушениих и злостраданиих быти, в вечную загробную жизнь несокрушимо веровати, на получение, по милости Божии, венцев праведных на страшнем суде Христове, твердо надеятися, да и мы в обновленней плоти нашей, с тобою и со всеми святыми, сподобимся Искупителя и Господа нашего зрети и вечно ему воспевати: Аллилуиа! Аллилуиа! Аллилуиа!

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

Молитва 1-я праведному Иову Многострадальному

О, великий праведниче, Иове Многострадальне, чистым житием своим и святою близостию к Богу просиявый. Ты до Моисеа и Христа на земли пожил еси, вся же заповеди Божия, нося их в сердце своем, исполнял еси. Явленныя миру чрез Христа и Его Святых апостолов тайны, глубокими своими откровении уразумев, причастник веяний Духа Свята быти сподобился еси. Всякия козни диавольския, в посланных тебе от Господа особых искушениих, истинным смирением своим препобедив, образ злострадания и долготерпения всей вселенней явился еси. Любовь велию к Богу и ко всем людем в безмерных своих скорбех сохранив, чистым сердцем за гробом единения с Господем радостно ожидал еси. Ныне же в селениих праведных пребываеши и Престолу Божию предстоиши. Услыши нас грешных и непотребных, пред святою иконою твоею предстоящих и усердно к ходатайству твоему прибегающих. Моли Человеколюбца Бога, да к вере крепцей, непорочней и нерушимей нас утвердит, от всякаго зла враг видимых и невидимых защитит, в скорбех и искушениих нам крепость подаст, в сердцах наших память смертную присно сохранит, в долготерпении и братолюбии укрепит, и сподобит нас на страшнем суде Христове добрый ответ дати и в воскрешенней плоти нашей Триединаго Бога созерцати и славу Ему со всеми святыми воспевати во веки веков. Аминь.

Молитва 2-я праведному Иову Многострадальному

О, святый угодниче Божий, праведне Иове! Подвигом добрым подвизався на земли, восприял еси на Небесех венец правды, егоже уготовал есть Господь всем любящим Его. Темже взирающе на святый твой образ, радуемся о преславнем скончании жительства твоего и чтим святую память твою. Ты же, предстоя Престолу Божию, приими моления наша и ко Всемилостивому Богу принеси, о еже простити нам всякое прегрешение и помощи нам стати противу кознем диавольским, да избавльшеся от скорбей, болезней, бед и напастей и всякаго зла, благочестно и праведно поживем в нынешнем веце и сподобимся предстательством твоим, аще и недостойни есмы, видети благая на земли живых, славяще Единаго во святых Своих славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

16 мая 2020

В Черногории выпущены на свободу задержанные полицией священнослужители Сербской Православной Церкви

В ночь на 16 мая были выпущены на свободу епископ Будимлянско-Никшичский Иоанникий и семеро священников кафедрального собора города Никшич, задержанные 12 мая черногорской полицией после крестного хода, который состоялся на праздник святителя Василия Острожского.

16 мая 2020

В рамках конкурса «Лето Господне» состоится брэйн-ринг, посвященный Дню славянской письменности и культуры

22 мая в рамках конкурса «Лето Господне» состоится дистанционный брэйн-ринг, посвященный Дню славянской письменности и культуры. Победители интеллектуального состязания будут награждены наборами книг от Издательского Совета Русской Православной Церкви.

16 мая 2020

В Синодальном отделе религиозного образования и катехизации прошло онлайн-совещание

15 мая в Синодальном отделе религиозного образования и катехизации прошло онлайн-совещание. Возглавил его заместитель председателя Синодального отдела епископ Нижнетагильский и Невьянский Евгений.

16 мая 2020

Епархии Украинской Православной Церкви продолжают оказывать помощь медикам

Помощь в приобретении средств защиты, дезинфекции, а также лекарств и продуктов питания продолжают оказывать епархии Украинской Православной Церкви в рамках мероприятий по противодействию распространению коронавирусной инфекции COVID-19, объявленных Блаженнейшим митрополитом Киевским и всея Украины Онуфрием.

15 мая 2020

Специалисты службы «Милосердие» дистанционно помогают тяжелобольным людям и их близким

В период самоизоляции православная служба «Милосердие» продолжает дистанционно поддерживать своих подопечных и тех, кто ухаживает за тяжелобольными. Сестры милосердия, психологи и другие специалисты консультируют людей, оставшихся наедине с болезнью близкого человека.

Церковь во имя Иова Многострадального на Волковском кладбище (Крюковская церковь)

До революции на территории Волковского православного кладбища было пять храмов. Кроме церкви во имя св. Иова, были построены: собор во имя Спаса Нерукотворного (арх. Ф.И. Руска и В.И. Беретти, 1837 — 1842 гг.), церковь во имя Воскресения Христова, церкви во имя Всех Святых (Ф.И. Руска, 1850 — 1852 гг.), Успения Пресвятой Богородицы (А.П. Аплаксин и А.Д. Шиллинг, 1910 — 1912 гг.) и Иова Многострадального. Все они были построены в различных модификациях русского стиля (кроме Воскресенской).
Храм во имя Спаса Нерукотворного в 1930-е годы был перестроен в цех завода «Монументскульптура», церкви во имя Всех Святых и Успения Пресвятой Богородицы уничтожены в тридцатые годы.
Церковь во имя Иова Многострадального возводилась по инициативе Параскевы Михайловны Крюковой (12.10.1818 — 19.09.1902) — вдовы потомственного Почетного гражданина, купца 1-й гильдии чаеторговца Иова Михайловича Крюкова (1816-1884), проживавшего в собственном доме на Кадетской линии Васильевского острова № 31.
И.М. Крюков был похоронен на Волковом кладбище. Его вдова и сын обратились к митрополиту Исидору (Никольскому) с ходатайством о разрешении строительства каменного храма над его могилой, ассигнуя для этого строительства 75000 рублей и обязуясь пожертвовать в кладбищенскую церковь на будущее содержание 12500 рублей доходными билетами Государственного банка и такую же сумму — причту за совершение литургий по понедельникам, средам и субботам. Духовная Консистория, Св. Синод (28 августа 1885 года) и Император (7 ноября) одобрили проект храма на купленных Крюковыми могильных местах. 19 мая 1885 года, в годовщину смерти Крюкова, был заложен храм во имя его небесного покровителя. Храм был рассчитан на 180 человек, хоры — на 40 человек. Проект церкви выполнил архитектор Иван Аристархович Аристархов (1851 — 1885). Работая над созданием этого храма, архитектор умер до окончания строительства (ему было 34 года), и был похоронен в подцерковье. Продолжал строительство А.Н. Немченинов. Росписи с позолотою исполнили И.Т. Трифонов, а также Бутков и Карузин. Помимо стенной живописи Трифонов выполнил местные иконы. Двухъярусный резной иконостас сделал мастер П.С. Абросимов.
Ктиторский характер храма (ктитор — лицо, выделившее средства на строительство или ремонт православного храма или монастыря, или на его украшение) отразился размещением в иконостасе небесных покровителей членов семьи Крюковых: святых Мучениц Параскевы и Евдокии, св. Ольги, свв. Архангелов Михаила и Гавриила и свт. Николая — небесных покровителей вдовы и пятерых детей покойного. В начале XX века церковь св. Иова часто называли «Крюковской».
Освящение храма состоялось 29 октября 1887 года митрополитом Санкт-Петербургским и Новгородским Исидором (Никольским), епископом Ладожским Сергием и архимандритом Александро-Невской лавры Никоном. Сохранилась памятная доска под престолом с текстом: «Сей престол утвержден на средства почетной гражданки Параскевы Михайловны Крюковой и освящен 28 октября 1887 г.».
Подвальный этаж церкви был занят семейной усыпальницей Крюковых. В ней находилось 9 захоронений; в притворе нижнего храма был погребен И.А. Аристархов. Ныне сохранились три плиты с надписями:
1) «Здесь погребено тело почетного потомственного гражданина С.-Петербургского 1-й гильдии купца Иова Михайловича Крюкова. Родился 29 апреля 1816 г. Скончался 19 мая 1884 г.»;
2) «Здесь покоятся дети потомственного почетного гражданина Иова Михайловича Крюкова: младенцы Параскева и Вера и дети Гавриила Иововича Крюкова: младенцы Петр и Александра»;
3) «Здесь погребено тело потомственного почетного гражданина Гавриила Иововича Крюкова. Скончался 3 декабря 1895 г.».
До революции постоянно служили лишь в Спасском и Воскресенском храмах, а в церкви св. Иова совершались нерегулярные, в основном заупокойные богослужения. В этой церкви часто бывал Император Николай II, родившийся в день памяти Иова Многострадального.
Кирпичная церковь построена в русско-византийском стиле. Архитектура храма соответствует традиции русского стиля в духе XVII века, распространившегося в церковном зодчестве Российской Империи с 1830-х годов: центральный четверик, завершенный пятиглавием, с примыкающей к нему алтарной частью, трапезная и шатровая колокольня над притвором. Декоративное убранство церкви ориентировано на традиции московского и ярославского зодчества и тяготеет к памятникам второго — «романовского» этапа развития русского стиля, достигшего расцвета в 1880-1890-е годы — луковичное пятиглавие, кокошники, шатер, ширинки.
Итак, основной четверик завершен пятью главами (центральная — световая) на постаменте. К прямоугольной алтарной апсиде примыкают низкие объемы ризницы (с юга) и тамбура с входом для церковнослужителей (с севера). В нижнем ярусе колокольни расположены лестницы на колокольню (с севера) и в нижний храм (с юга). Стены церкви отштукатурены и окрашены в желтый цвет, элементы архитектурного декора выбелены.
Церковь имеет высокий цоколь, нижняя часть которого облицована путиловской плитой. Декоративную отделку четверика составляют лопатки, углы которых выделены колонками. В центре боковых фасадов — два узких, парных, арочных окна, обрамленные пилястрами и полуциркульными кокошниками. Арочные окна трапезной (по одному на боковых фасадах) обрамлены пилястрами, на которые опираются треугольные сандрики (разновидность карниза, располагающаяся над окном или дверью). Два центральных кокошника — трехчастные. Центральный барабан больше угловых, декорирован кокошниками и колончатым поясом, в котором прорезаны арочные окна. Луковичные главки окрашены в зеленый цвет, ажурные шестиконечные кресты вызолочены. Стены алтарной части также украшены пилястрами и кокошниками. В киоте — майоликовое изображение Богоматери с Богомладенцем работы 1994 года.
Западный фасад украшен колонками по углам и высоким треугольным фронтоном-щипцом над входным тамбуром. Боковые части притвора с 1994-1995 годов украшены прямоугольными иконами. Северная изображает св. Иова со свитком, на котором написаны слова: «Бог дал, Бог взял». Южная изабражает Спасителя. Над кровлей притвора возвышается основание яруса звона. По сторонам окна — прямоугольные ширинки. Восьмигранный ярус звона прорезан арками по сторонам света; диагональные грани декорированы парными пилястрами с капителями, в завершении каждой грани — килевидный кокошник. Колокольня увенчана восьмигранным шатром с прямоугольными слухами, обрамленными колонками и завершениями в виде килевидных кокошников. Колокола были отлиты на охтинском заводе Орлова. Восьмигранный барабан над шатром венчает луковичная главка.
В настоящее время церковь двухэтажная. Верхний храм имеет в плане «латинский крест». Массивные пилоны со скошенными углами несут центральный парусный свод с коробовыми арками в основании. В филенках пилонов и софитах арок живописный орнамент в русско-византийском стиле. Стены частично расписаны маслом изображениями из Евангелия (слева — «Суд Пилата», справа — «Предательство Иуды»); облачного небесного свода (в алтаре), четырех Евангелистов (паруса свода), свтт. Московских Петра, Филиппа, Ионы, Алексия. В основании светового барабана — фигуры восьми святых в рост (с запада — ап. Андрей, архидиакон Стефан, апп. Фома, Филипп, пророки Давид, Моисей, Исайя и Иезекииль). Стилистика росписей близка позднему академизму. В центре плоского перекрытия барабана — изображение Спаса Еммануила с сиянием в окружении херувимов. В арке над алтарем — надпись: «Кто Бог велий…», в барабане — «Слава в Вышних Богу…», в арке над притвором — «Вниду в Дом Твой». Двухъярусный иконостас главного храма выполнен в русском стиле XVII в., богато декорирован позолоченной резьбой с окантовками. Перед ним — трехступенчатая солея с двумя парами резных киотов по сторонам, ограждение солеи из литых стержней с накладными четырехконечными крестами. В западной части притвора — хоры с деревянной балюстрадой. В церкви сохранилось массивное двухъярусное паникадило.
Церковь Иова единственная на Волковском кладбище, которая не закрывалась в советское время. После революции договоры о передаче церкви верующим заключались в 1928, 1930, 1931 и 1932 годах. В 1932-1933 годах была снята большая часть колоколов, а с июля 1933 года власти запретили колокольный звон.
В 1931 году предлагалось, чтобы Спасский и Крюковский приходы объединились с закрытием второго из-за «отсутствия необходимого числа членов в составе двадцатки». Но оба прихода тогда удалось сохранить. 9 февраля 1932 года областная комиссия по вопросам культов предложила закрыть и снести церковь св. Иова. 21 февраля 1932 года президиум Ленсовета постановил: «Учитывая требования трудящихся, выраженные в наказах XII созыву советов и принимая во внимание, что здание подвергается порче и что, как установлено наблюдениями, посещаемость церкви весьма незначительна, и так как здание, согласно заключениям технической комиссии, не может быть рационально использовано для культурных, хозяйственных и др. целей, церковь снести, материал использовать на нужды строительства».
Однако церковь так и не была закрыта. На 13 февраля 1935 года на Волковском кладбище служили 9 штатных и приписных священника и 5 диаконов. Но в ходе массовых высылок и арестов в марте-апреле 1935 года, после убийства Кирова, почти половина священнослужителей подверглась репрессиям, и на Волковском кладбище оставалось лишь три штатных священника и один диакон. По состоянию на 4 сентября 1941 года в храме состояли в штате два клирика — протоиерей Михаил Александрович Смирнов и протоиерей Евгений Александрович Флоровский. В июле 1941 — июне 1945 годов причтом были сделаны взносы в Фонд обороны (655 тыс. руб.), в пользу Общества Красного Креста (146 тыс. руб.), на подарки бойцам (80 тыс. руб.) и в Фонд помощи семьям военнослужащих (150 тыс. руб.).
В церкви сохранились не только ее собственное убранство и иконы, в неё были переданы многие замечательные иконы, предметы утвари из других, закрытых к 1936 году и уничтоженных храмов Волковского кладбища.
Но утраты тоже многочисленны: ряд икон и церковная утварь, изъятые в 1920-х годах, а также потеря ряда захоронений в усыпальнице. До 1934 года исчезла часть обрамления оконного проема в 1-м ярусе колокольни, ранее представлявшего собой килевидный кокошник.
В 1949 году усыпальницу освятили как придел во имя Спаса Нерукотворного Образа в память о кладбищенском Спасском соборе, в 1936 году закрытом и переданным под цех предприятия «Монументскульптура». В приделе установили одноярусный иконостас.
В 1970-х годах в церкви проведен капремонт. После ремонта, 13 августа 1976 храм освятил архиепископ Тихвинский Мелитон (Соловьев). В числе сослуживших был иеромонах Мефодий (Немцов), ныне митрополит Воронежский и Липецкий. Придел иногда неверно обозначается как Свято-Артемиевский, поскольку митрополит пожертвовал для него частицу мощей св. вмч. Артемия, вложенную в престол. На приставном престоле обычно совершаются ранние литургии.
В середине 1980-х годов проводились ремонтно-реставрационные работы: обновление стенной живописи и ремонт бывшей усыпальницы под верхним алтарем с устройством винтовой лестницы из ризницы. Здесь было устроено служебное помещение.
В 1994 году на фасаде алтарной части появилось в киоте майоликовое изображение Богоматери с Младенцем, а на боковых частях притвора иконы св. Иова и Спасителя. В 1996 году были отремонтированы фасады церкви. По благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира и трудами настоятеля храма, благочинного Ямбургского округа протоиерея Леонида Степанова в 2001 году осуществлены значительные ремонтно-реставрационные работы, включавшие восстановление нижнего храма.
Главная святыня храма — икона св. мч. Артемия с частицами его мощей на престоле Спасского придела. Среди ныне почитаемых в церкви св. Иова иконы Божией Матери Скоропослушницы (перед левым клиросом) и «Не рыдай Мене, Мати» (перед правым клиросом), Нерукотворный образ Спасителя, образа свв. Николая Чудотворца, Иова и Пантелеймона в «васнецовском» стиле.
В западной части храма над хорами — иконы-картины «Христос и самарянка», в центральном трансепте на несущих пилонах — «Преображение»; Покров (слева), Божия Матерь «Всех скорбящих Радость» и Сретение (справа) в трехчастных деревянных резных киотах, завершенных трехлопастными кокошниками.
В первом ряду главного иконостаса (слева на право) — иконы Введения, свт. Николая, Архангела Гавриила, Божией Матери, Спасителя, св. Иова, Архангела Михаила, Воздвижения. Во втором — св. кн. Ольги и мц. Лидии, мцц. Екатерины и Варвары, апп. Петра и Павла, свв. Иоанна Предтечи и пророка Исайи, влмч. Пантелеймона и св. Александра Невского, мч. Параскевы и прпмц. Евдокии. Третий ряд составляют образ «Троица Новозаветная» («Отечество»).
Эта церковь — единственная сохранившаяся церковная постройка архитектора И.А. Аристархова — является памятником истории и культуры федерального значения согласно решениям Малого совета Санкт-Петербургского городского совета народных депутатов № 327 от 7 сентября 1993 г. и указу президента РФ № 176 от 20 февраля 1995 г.
Возле северо-западного угла находится часовня — усыпальница второй половины XIX нач. XX веков с шатровым завершением, в ней ныне совершаются отпевания.
Настоятель — Протоиерей о.Леонид Степанов
Протоиерей о.Константин Макаров, Иерей о.Максим Квасов, Иерей о.Дионисий Незнамов, Диакон о. Александр Уваров
Расписание богослужений:
Литургия совершается ежедневно. В будние дни — в 9-00 (исповедь — в 8-30)
Литургия в Воскресные и праздничные дни — в 7-00 и 10-00. (исповедь — в 6-30 и 9-30)
Вечернее богослужение — в 18-00.
Акафисты:
В Воскресенье — Спасителю.
Во вторник — Пресвятой Богородице.
В среду — Святителю Николаю.
В четверг — Святому праведному Иову.
Храм открыт ежедневно с 8-00 до 20-00.
Тел. 766-25-44, 766-27-49
Адрес: 192007, С.-Петербург, Камчатская ул., д. 6 (Старый адрес: Расстанная, 30)
Проезд: «Волковская» пешком 5 минут, или трамвай 25, 49 одна остановка в сторону центра.
В описании храма использована информация с официального сайта храма http://hramiova.ru

Церковь св. Иова. Фото: июнь 2014.

Церковь св. Иова с южной стороны. Фото: июнь 2014.

Фрагмент надгробий возле алтарной части церкви св. Иова. Фото: июнь 2014.

Церковь св. Иова, фрагмент фасада. Фото: июнь 2014.

Купола церкови. Фото: июнь 2014.

Икона Богоматери на алтарной стене храма. Фото: июнь 2014.

Церковные постройки. Фото: июнь 2014.

Церковные постройки. Фото: июнь 2014.

Церковные постройки. Фото: июнь 2014.

Церковные постройки. Фото: июнь 2014.

Церковь св. Иова. Алтарная часть храма. Фото: июнь 2014.

Церковь св. Иова. Фрагмент алтарной части храма. Фото: июнь 2014.

В центре боковых фасадов храма — два узких, парных, арочных окна, обрамленные пилястрами и полуциркульными кокошниками. Фото: июнь 2014.

Крыльцо церковной постройки. Фото: июнь 2014.

Крыльцо церковной постройки . Фото: июнь 2014.

Церковь св. Иова, вход в алтарь. Фото: июнь 2014.

Церковь св. Иова с северной стороны. Фото: июнь 2014.

Павильон для раздачи святой воды. Фото: июнь 2014.

Часовня при церкви св. Иова. Фото: июнь 2014.

Часовня при церкви св. Иова. Фото: июнь 2014.

Часовня при церкви св. Иова, фрагмент. Фото: июнь 2014.

Часовня при церкви св. Иова, фрагмент. Фото: июнь 2014.

Часовня при церкви св. Иова. Фото: июнь 2014.

Вход в часовню. Фото: июнь 2014.

Часовня при церкви св. Иова. Фото: июнь 2014.

Церковь св. Иова, западный фасад, главный вход в храм. Фото: июнь 2014.

Церковь св. Иова, западный фасад, главный вход в храм. Фото: июнь 2014.

Церковь св. Иова, западный фасад, главный вход в храм. Фото: июнь 2014.

Главный вход в храм, дверь. Фото: июнь 2014.

Майоликовое изображение Спасителя. Фото: июнь 2014.

Майоликовое изображение св. Иова Многострадального. Фото: июнь 2014.

Постройка перед церкви св. Иова. Фото: июнь 2014.

Верхний ярус колокольни церкви св. Иова. Фото: июнь 2014.

Купола церкви св. Иова. Фрагмент. Фото: июнь 2014.

Южный фасад церкви св. Иова. Фото: июнь 2014.

Южный фасад и колокольня церкви св. Иова. Фото: июнь 2014.

Церкви св. Иова со стороны главного входа. Фото: июнь 2014.

Часовня при церкви св. Иова. Фото: июнь 2014.

Фрагмент колокольни. Фото: июнь 2014.

Дорога к церкви св. Иова. Фото: июнь 2014.

Волковское кладбище. Склеп напротив церкви. Фото: июнь 2014.

Волковское кладбище. Склеп напротив церкви, фрагмент. Фото: июнь 2014.

Волковское кладбище. Склеп напротив церкви, фрагмент. Фото: июнь 2014.

Волковское кладбище. Склеп напротив церкви, фрагмент. Фото: июнь 2014.

Волковское кладбище. Одно из надгробий. Фото: июнь 2014.

Волковское кладбище. Одно из надгробий. Фото: июнь 2014.

Волковское кладбище. Одно из надгробий. Фото: июнь 2014.

Волковское кладбище. Место одного из надгробий. Фото: июнь 2014.

Храм во имя Спаса Нерукотворного, перестроенного в 1930-е годы в цех завода «Монументскульптура». Фото: июнь 2014.

Храм во имя Спаса Нерукотворного с северной стороны — цех завода «Монументскульптура». Фото: июнь 2014.

Храм во имя Спаса Нерукотворного с южной стороны — цех завода «Монументскульптура». Фото: июнь 2014.

Фрагмент храма во имя Спаса Нерукотворного, ныне — цех завода «Монументскульптура». Фото: июнь 2014.

© Возлядовская А.М., Гуминенко М.В., фото, 2006-2014

Вернуться на Главную

ИОВ МНОГОСТРАДАЛЬНЫЙ

Иов Многострадальный (каноническая икона)

Многие люди задаются вопросом почему на земле существуют скорби и страдания. Этот вопрос волнует не только современных людей, но волновал и великих праведников древности. Священное Писание в своем составе имеет книгу, которая отвечает на этот вопрос и как бы вводит читателя в состояние сопереживания с главным героем книги — праведным Иовом. Если мы сможем вместе с ним пережить то, что он пережил, то сможем вместе с ним и увидеть Того, Кого Иов назвал своим Искупителем, и вместе с ним познаем тайну страдания.

Был человек в земле Уц, имя его Иов; и был человек этот непорочен, справедлив и богобоязнен и удалялся от зла. (Иов.1:1)

Что такого особенного было в этом человеке, что Библия говорит о нем? Прежде всего он человек. Но все мы люди, скажете вы, что в этом особенного? «Се, Человек!» — сказал Пилат, указывая на Христа в багрянице и терновом венце, желая вызвать сострадание. И мы, услышав, что Иов — человек, будем ли к нему сострадательны? Иов — человек с большой буквы, человек в высоком смысле слова, подлинный человек. Пилат, взывая к человечности, сам оказался бесчеловечным, предав Христа на распятие. Истинный человек не тот, кто как Пилат, умывает руки, говоря «я ни при чем», но Тот, Кто как Иов в основу жизни полагает четыре добродетели:

Непорочность. Непорочными в Ветхом Завете называются животные пригодные для жертвоприношения. Если в отношении животного непорочность означает отсутствие телесных недостатков, то непорочность Иова — отсутствие недостатков в его жизни, в поступках, в душе. Непорочность, как говорит святитель Григорий Великий, есть нежелание славы при совершении добрых дел. Даже когда человек совершает добрые дела, и в этом тоже могут быть недостатки — тщеславие и т.п. Так вот непорочность и есть отсутствие этих недостатков, когда делаешь добрые дела.

Богобоязненность. Бояться Бога значит отвергать зло, смешанное с добром. Противоположностью страха Божьего является дерзость.

И родились у него семь сыновей и три дочери. (Иов.1:2)

У праведника было много детей. Заботы о них не сделали его суетливым, Иов, думая о детях, не скатился в жадность и многозаботливость. Дети всегда являются благословением Божиим: Да будут сыны наши как поросль молодая, а дочери – как колонны, украшение дворца! (Пс.143:12, перевод Аверинцева) — восклицает Давид. Но дети также всегда являются и продолжением качеств родителей. Иов, будучи прообразом Христа, имел Веру, Надежду, Любовь — трех дочерей-добродетелей, которые даруются нам от Святого Духа, семь даров Которого обозначаются сыновьями Иова. У Иова было много детей, детьми Христа являются апостолы и верующие, и здесь сыновья — это пастыри, а дочери — паства (по толкованию святителя Григория Великого).

Так рассказ о детях Иова напоминает нам о том, что и наши дети — наше продолжение, в них проявляются и наши добродетели и наши пороки, и наша связь со Христом. Создавая семью, мы в тоже время создаем образ, символ Церкви, так и сам человек — не просто человек, но и образ Бога, символ Творца, если конечно он помнит об этом.

Имения у него было: семь тысяч мелкого скота, три тысячи верблюдов, пятьсот пар волов и пятьсот ослиц и весьма много прислуги; и был человек этот знаменитее всех сынов Востока. (Иов.1:3)

К чему такое подробное описание богатства Иова? Когда мы слышим о чьем-либо богатстве, то измеряем его деньгами, очень часто такие рассказы вызывают зависть в людях. Иов не упомянул деньги, золото, серебро среди своего богатства, может быть потому, что считал их за сор?

Иов подробно описывает свое богатство, чтобы показать как много у него было и как мнгого он потерял. С одной стороны он рачительный хозяин — точно знает сколько у него имущества, — и это первый урок. Если Бог дает тебе богатство, то будь достойным его управляющим (но не владельцем, потому Бог всем владеет, а не человек).

И второй, более важный урок: «Богатство аще течет, не прилагайте сердца» (Пс.61:11). Если видишь, что иной чрезмерно богат, не считай жизнь его блаженною. Если отовсюду и из неисчерпаемых источников текут к тебе деньги, не допускай до себя их обилия. «Богатство аще течет»… Подивись сему речению! Свойство богатства текучесть. Быстрее потока протекает оно мимо владеющих им и обыкновенно переменяет их одно за другим» (свт. Василий Великий) Мы завидуем богатому? Откуда мы знаем надолго ли с ним все это имущество. Смерть избавляет всякого человека от имущества, но Иов лишился всего еще раньше.

«да плодятся овцы наши тысячами и тьмами на пажитях наших; волы наши тучны» — восклицает Давид (Пс.143:13-14). А в другом месте: «А мы, народ Твой и Твоей пажити овцы» (Пс.78:13). Значит овцы Иова — это не просто овцы, и верблюды — не просто верблюды, да и сам Иов не просто человек, как мы уже сказали. Иов — прообраз страдающего Господа, его овцы — иудеи, верблюды — прообраз самарян и язычников. А нравственный урок помогает найти нам Давид в 143 Псалме: счастлив человек, имеющий земные блага от Бога, но более блажен человек, имеющий Бога в своем сердце (Пс.143:14-15).

Сыновья его сходились, делая пиры каждый в своем доме в свой день, и посылали и приглашали трех сестер своих есть и пить с ними. (Иов.1:4)

Каждый из сыновей Иова устраивает пир в определенный день, а в целом их пиры образуют некий пиршественный круг, на который приглашаются три сестры, три дочери Иова. Святитель Иоанн Златоуст замечает, что не в правилах Востока пировать вместе с женщинами, а это значит, что пиры сыновей Иова были благочестивыми, свободными от излишеств, пьянства и прочих грехов. «Не хлебом единым жив человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мф.4:4) — сказал Господь, поэтому святые отцы видят в пирах сыновей Иова образ проповеди апостолов, которые устраивают пир веры каждый в свой день, то есть по мере понимания слушающих. И здесь три сестры — это народ, вкушающий пищу — Священное Писание. И что это за пиры апостолов как не Святая Божественная Евхаристия, этот пир веры, насыщающий наши души благодатью Христовой?

Итак, говоря об Иове, мы увидели в нем Христа, говоря о его богатстве, мы увидели в нем уроки нестяжания, говоря об его детях, увидели в них апостолов, а в трех сестрах — верующих, самих себя, то есть Церковь. Говоря о Ветхом Завете, увидели в нем Новый. И это не случайно, потому что только Новый Завет в полноте раскроет нам тайну страданий Иова …

продолжение в следующем номере…

священник Валерий Варнашов

Иов, страдания праведных — в чем смысл?

Книга Иова — одна из жемчужин Библии. Непревзойденные художественные, поэтические достоинства сочетаются в ней с глубоким содержанием, с постановкой вечных, трудноразрешимых вопросов бытия.
Пережив неисчислимые потери и страдая от ужасной физической болезни, Иов тяжко томится и вопрошает Бога: за что постигли его такие беды и страдания? Ведь он избрал путь непорочности и праведности.
Иов выставляет перед Богом все свои добродетели: справедливое отношение к слугам, заботу о бедных, сиротах, вдовах, странноприимство, отсутствие желания отмщения врагам. «Я был глазами слепому и ногами хромому: отцом был я для нищих и тяжбу, которой я не знал, разбирал внимательно», — подчеркивает он (Иов 29:15–16).
В то же время Иов предстает перед Богом не как гипсовый или лакированный святой. Он не сдерживает себя, не прячет свои эмоции и мысли, но говорит то, что пришло на сердце и ум. Характер Иова не лишен противоречий. Иов безропотный и покорный говорит: «Господь дал, Господь и взял… да будет имя Господне благословенно!» (Иов 1:21). В последующих главах является иной образ Иова. Этот Иов высказывает претензии Богу, доходя до горячего спора: «…объяви мне, за что ты со мною борешься? … Хотя знаешь, что я не беззаконник… зачем Ты вывел меня из чрева? пусть бы я умер, когда еще ничей глаз не видел меня» (Иов 10:2, 7, 18).
В предельной искренности и чувстве безысходности Иова возникает его мятежный дух. Друзья Иова, нелишенные высокой мудрости, анализируют его страдания с точки зрения традиционной логики. Их логические рассуждения не удовлетворяют Иова. Он порывается к Богу, ожидая ответа от Всемогущего.
Ответ приходит. Довольно странный с позиции рациональной логики. Налетает сильная буря. На фоне бурного ветра звучит голос Господа. Иов, возможно, ожидал, что Господь будет говорить о воздаянии праведнику, о славном воскресении. Но такие прямолинейные ответы не прозвучали из Божьих уст. Вместо того Бог призвал Иова взглянуть на величественные картины вселенной и на землю, наполненную удивительными созданиями. «Где был ты, когда Я полагал основания земли?» — говорит Господь Иову. — «Можешь ли связать узел Хима и разрешить узы Кесиль? Можешь ли выводить созвездия в свое время и вести Ас с ее детьми?» (Иов 38:4, 31–32). Бог явил Иову Свое присутствие в силе и могуществе. Настроение Иова кардинально меняется. Глубокое смирение и трепетное благоговение нисходят в его душу. Сокрушенный Иов свидетельствует: «Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя; поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле» (Иов 42:5–6). Эта многозначительная фраза говорит о том, что Иов сделал великое открытие, он поднялся на новую ступень познания Бога. Если ранее его понятия о Боге были порождением ограниченного человеческого разума, то теперь его озарило откровение свыше. И вот парадоксальная неожиданность! Иов вопрошающий и бунтующий оказался ближе к Богу. Всплески ропота Иова не убавили его праведности перед Богом. Потому как в этом проявилась неподдельная жажда добра, высшей справедливости и совершенства. Явление Бога-Творца убедило Иова в том, что существуют тайны Божьего промысла, которые не поддаются логическим объяснениям и не соответствуют традиционным подходам. К ним можно прикоснуться только верою. Непостижим до конца Бог-Творец в необъятной вселенной. Трудно постичь во всей полноте и Бога-Промыслителя в судьбах людских.
Можно ли считать Иова прообразом Христа? Прямые параллели вряд ли возможны, но косвенно терзания Иова в определенной мере созвучны переживаниям и мукам Христа. Пророк Исаия в знаменитой мессианской главе называет Христа «мужем скорбей и изведавшим болезни» (Ис 53:3). Христос страдал не призрачно, но реально: «Он, во дни плоти Своей, с сильным воплем и со слезами принес молитвы и моления Могущему спасти Его от смерти…» (Евр 5:7).
Издревле человечество ищет избавления от страданий. Философы, ученые, психологи, религиозные проповедники озабочены поиском целебных средств для искоренения того, что так мешает человеку на жизненном пути. Пришел ли Христос на землю для того, чтобы избавить людей от страданий? Он помогал страждущим, исцелял больных, воскрешал мертвых, показывая тем самым Свою небесную власть над человеческой немощью. Однако Христос не удаляет слезы, скорбь и страдание с лица земли. Не проповедует Он и уход от страданий, но совершает то, что не под силу мудрым, искусным и сильным мира сего, — преобразует страдание в победу. Своим вхождением в мир скорбей Сын Божий наполняет страдание высшим смыслом. Мы жаждем получить от Бога полное прекращение скорбей, желая увидеть в Нем только Целителя. Он же делает нечто большее со Своими последователями. Ученики Иисуса Христа становятся соучастниками Его страданий.
Образ Мессии у пророка Исаии многозначен. Он вбирает в себя не только собственно Личность Мессии, но и образы страдающего Божьего народа и отдельных праведников (см.: Ис 53). Не случайно священник Александр Мень на вопрос слушателя «За что страдают невинные?» дал неожиданный ответ: «За наши грехи».
Когда Христос в муках умирал на голгофском кресте, среди потока поношений и грубых насмешек прозвучало слово доброго свидетельства в адрес Страдальца: «…истинно человек этот был праведник» (Лк 23:47). Римский сотник, так же как и разбойник, убедился в том, что Иисус страдает несправедливо. Судьба праведника отнюдь не безоблачна. Жизнь показывает, что чем святее и праведнее человек, тем больше на его жизненном пути скорбей и лишений. Праведники следуют за Христом. И разделяют судьбу Христа в той или иной степени. Их личная боль и страдания напоминают окружающим о Господе Иисусе Христе, Великом Страдальце за грехи мира.
Кто более всего страдает на земле? Как правило, это лучшие представители человеческого рода. Кто одолевал величайшие творческие вершины? Тот, кто изведал глубину страданий. Что стало бы с человечеством, лишись оно благословенной школы скорбей? Нет никакой телесной боли, только полное довольство и абсолютная сытость. Все потускнело бы и померкло на земле, воцарились бы скучное, тупое равнодушие, беспредельный эгоизм. Общество скатилось бы на грань вырождения, ибо человек теряет в таком случае духовную чуткость и жажду искания Бога. Все великое рождается из мук. Возможно ли спасение души без покаянного плача? Скорбь и страдание — неизбежный удел земного бытия и путь к поиску Бога. «Кто положился на вечность установившегося вокруг него порядка, у того он разоряется смертью лиц или потерею вещей нужных»*, — такое суровое замечание сделал известный духовный наставник Феофан Затворник.
В душераздирающих речах и воплях Иова сконцентрирована вся боль мира, вся скорбь. Наличие всеобщности мировой боли констатирует апостол Павел: «…вся тварь совокупно стенает и мучится доныне» (Рим 8:22). Любой житель Земли, как потомок Адама, несет частицу мировой скорби и страданий. А человек праведный, следуя по стопам Христа, несет крест скорбей по праву ученичества.
*Цит. по: Феофан Затворник, святитель. Путь ко спасению. // Предание.ру. Медиатека. https://predanie.ru/feofan-zatvornik-svyatitel/book/71628-put-ko-spaseniyu/ (дата обращения 21.02.2018).