Живая глина

Дивеевское чудо

25 мая 2018

Посещение села Дивеево в Нижегородской области предполагало собой знакомство с одним из самых известных не только в России, но и во всём православном мире Свято-Троицким Серафимо-Дивеевским монастырём. Но эта поездка стала ещё и открытием уникальной глиняной игрушки. В непосредственной близости от монастыря на стенде районного Дома культуры мы увидели плакат с надписью «Музей дивеевской игрушки и керамики». Разве могли мы пройти мимо! К сожалению, музей оказался закрыт. В надежде заглянули в приоткрытую дверь соседней комнаты и…попали словно в керамическую сказку: светлое солнечное пространство заставлено шкафчиками с разнообразными глиняными изделиями, а в середине за огромным столом сидит детвора и что-то увлечённо творит из глины.

Как выяснилось, заглянули мы в мастерскую декоративно-прикладного творчества «Параскева», которую возглавляет Крушинская Наталья Григорьевна – создатель и вдохновитель единственной в своём роде дивеевской глиняной игрушки. А о посещении музея (равно как и о мастер-классах) нужно договариваться заранее, поэтому на месте не было человека, который проводит экскурсии. Но, узнав, что мы приехали издалека, педагог студии любезно пригласила нас посмотреть музейные экспонаты и даже немного рассказала про становление этого неповторимого дивеевского промысла.

Ещё в XIX веке в окрестностях Дивеева были открыты залежи белой глины, а в 40-е годы XX века на базе этого месторождения в селе Большое Череватово организовали гончарный посудный промысел – делали крынки, чугунки и т.п. Но настоящую славу принесла этому месту дивеевская игрушка, которая появилась совсем недавно – она зарождалась в 90-е годы из простого увлечения Натальи Григорьевны, когда она вечерами после работы в музыкальной школе лепила. Ей очень нравился податливый, тёплый, мягкий материал, из которого можно было слепить всё, что угодно. Потом наступил момент, когда простое увлечение выросло в нечто большее. Наталья Григорьевна стала изучать народное искусство, разные виды традиционных глиняных игрушек. Её мастерство росло день ото дня, а с ним и желание подарить миру добрую глиняную игрушку, в которой бы соседствовали вместе простота, детская непосредственность и житейская мудрость.

Мастер дивеевской игрушки Крушинская Наталья Григорьевна (фото со страничек интернета)

Казалось бы, технология создания во многом схожа с другими гончарными промыслами. Сначала добывается глина, прочищается, размягчается, чтобы была пластична, потом начинается процесс лепки. Затем игрушки погружаются в муфельную печь и 10 часов обжигаются при температуре 950 градусов. Но созданное в результате изделие особенное и неповторимое: нежное, проникновенное, красивое и очень тёплое.
Всё дело в том, что именно в этой местности цветовая гамма глин уникальна: от белой и лиловой до оранжевой и даже тёмно-бордовой. Она позволяет создавать удивительные произведения без каких-либо красителей или глазурей. Секрет — и в необычном рельефном оформлении. Это достигается всевозможными вдавлениями, элементами лепнины, процарапыванием узоров, начертаниями, графическим рисунком, часто с помощью обычных подручных средств. В ход идут и колпачки от фломастеров, и стержни, и т.п. Но и, конечно же, выработанный у Натальи Григорьевны за годы работы с глиной собственный почерк, исполненный уникальной лирики и света.

Первого Наталья Григорьевна слепила ангела. Потом их рождалось ещё множество, и они «разлетались» по коллекциям.

Работы мастерской «Параскева» в Музее дивеевской игрушки и керамики

Один из них – «Да любите друг друга», есть теперь и у нас. Он такой живой, трогательный и искрящийся добротой! Видимо, столько нежности, столько тепла своей души передала мастер глине.

Колокольчик-ангел «Да любите друг друга», автор Крушинская Наталья Григорьевна

Потом стали появляться забавные фигурки человечков, животных, сказочные персонажи, целые композиции. Секретами своего мастерства Наталья Григорьевна щедро делится и с детьми, и со взрослыми.

фото со страничек интернета

Сначала возник небольшой кружок по лепке, а в дальнейшем круг её учеников разросся до целой мастерской, которая теперь уже гастролирует по всей России и принимает участие во многих конкурсах и выставках. Три ученицы Натальи Григорьевны — Светлана Ерькина, Татьяна Малыгина, Галина Мурзина, сами стали педагогами и продолжают дело своей наставницы. За эти годы было создано огромное количество замечательных работ, и родилась идея организовать Музей дивеевской игрушки и керамики, чтобы сохранить их и дать возможность увидеть эту необыкновенную красоту всем желающим. В число счастливчиков попали и мы.

Небольшой музей, открытый в 2014 году, богат темами, сюжетами, оригинальными решениями. Ожившие сказки Пушкина, семейные композиции, кашпо, тарелки, вазы, добрые ангелы и милые зверушки, колокольчики, шкатулки, свистульки и удивительные фантазийные деревья райского сада. В одном из интервью Наталья Григорьевна рассказывала, что ей очень нравятся деревья. «Они взяты из рая. Мы видим, что даже будучи могучими, когда их люди обдирают или рубят, они смиренные и благородные, добрые и не противятся злу, и очень-очень любят нас, людей».

Конечно, это лишь малая часть работ. Многие экспонаты странствуют по выставочным залам и музеям, какая-то часть выставляется на продажу и раскупается моментально. Я рассматривала эти восхитительные произведения, и душа наполнялась радостью. Да, дивеевские игрушки – удивительное чудо. От них исходит потрясающее тепло и искренняя доброта. Настоящее солнце в глине.
Кстати, Наталье Григорьевне Крушинской была присуждена премия правительства РФ «Душа России» за вклад в развитие народного творчества.

Живая глина Натальи Крушинской

Наталью Григорьевну в Дивеево, кажется, знают все. С ней здороваются от мала до велика: дошколята, их родители и, чуть исподлобья, выросшие угловатые подростки. И это неудивительно: за двадцать лет Наталья Григорьевна успела поработать почти во всех школах Дивеева – в монастырских и в обычных, светских.

Учитель музыки по образованию, она внезапно переквалифицировалась и возродила одну из ремесленных традиций – изготовление глиняных игрушек. Теперь в Дивеевском Доме культуры находится основанная ею художественная мастерская «Параскева».

Наталья Григорьевна Крушинская, музыкальный педагог- руководитель. Самостоятельно освоила технологию приготовления глины, изготовления игрушки, свистульки, мелкой пластики. Руководитель мастерской «Параскева» в Культурно-досуговом объединении Дивеевского района.

В 2009 году коллектив мастерской продолжил работу по проектам, развивающим новые виды и способы социально-коммуникационной работы с людьми с ограниченными возможностями (детьми-инвалидами, малоимущими).

Мастерская — социальный партнер некоммерческой организации инвалидов г. Зеленограда «Алые паруса» в проекте по реабилитации детей-инвалидов. В 2008 году Наталье Григорьевне Крушинской была присуждена премия Губернатора Нижегородской области «Душа России» в номинации «Народный мастер».

К Дивеево прикипело сердце

О своей работе Наталья Григорьевна говорит, чуть стесняясь. «Я очень благодарна Богу за счастье жить и творить на дивеевской земле. А в любимой профессии для меня, прежде всего, необходимо просто любить ребенка.

Есть такие строчки: «Сколько на свете детей, как звезд на небесном челе, по всей необъятной земле мелькают как стаи чижей». Это о детях всей земли. Ребятишки — удивительный народ, они открыты миру, их нужно беречь. Это самые уникальные сокровища, самое дорогое, что Господь дал человечеству и мы, взрослые, должны это понять.

Ремесло по самоучителю

Лепить я стала, будучи художественным руководителем Череватовского дома культуры. Перед этим я освоила ткачество поясов, старинное русское ремесло, которое не прижилось в деревне. Выбирала ремесло долго: здесь народ бедный, но практичный: на то, что не пригодится в быту, тратить свое время не будут. Изучила историю Дивеевского края, узнала, что здесь была такая артель, которая изготавливала глиняные изделия, гончарила, делала даже чернильницы.

Просуществовала артель, правда, недолго. Копаясь в истории края, стала понемногу выяснять, как был организован процесс, но, как увидела и взяла в руки впервые кусок дивеевской глины, поняла, что это любовь на всю жизнь… Это по-настоящему завораживает, ведь процесс творчества — как дар, опыт счастья, когда из глины рождается новая жизнь. Даже, если тебе не улыбнулся никто за целый день, ты слепил игрушку, просто смотришь на нее, и тебе хорошо на душе.

Какие вы — такие и игрушки

Как только появилась возможность, я купила маленькую печь. И сейчас мои ученики лепят настоящие глиняные шедевры, от которых идет такое тепло и свет, что приходится делать усилие над собой, чтобы оторвать взгляд. Первым делом поразилась, когда увидела первые свои игрушки после обжига, они блестели на солнце как золото. Недаром батюшка Серафим говорил, что дивеевская землица будет дороже золота.

Меня покорил сам материал: глина из земли уже с блестками, цвет такой спокойный, трепетный. Это ведь земля, на которой я живу, та глина, что в овражках. И оттенки после обжига получаются всегда разные: я добавляю рыжий в белый, хотя, надо сказать, чувство цвета приходит уже с опытом.

С глиной – как с человеческими отношениями: если ты нашел друга, значит, ты нашел драгоценную жемчужину. Так и с глиной: она обязательно отвечает тебе любовью. Я всегда говорю детям: какие вы, такие у вас и игрушки.

Дети под Алыми парусами

Для ребенка, даже если он не вырастет мастером, очень важно овладеть ремесленными навыками, чтобы развить моторику. Это настоящее расширение культурного пространства, как арт-терапия. Это очень важно, особенно, если ребенок болен: у него больше внутренних переживаний, какие-то комплексы. И тут творчество – это друг, который отвлекает от болезни, и наставник, который развивает, приносит радость.

Пять лет назад раздался звонок: «Наталья Григорьевна? Вас беспокоит Сергей Николаевич Михайлов, директор общественной организации инвалидов «Алые паруса». Оказалось, что руководители организации проводят реабилитационные занятия для детей-инвалидов и узнали, что я провожу мастер-классы по ремеслу.

Меня пригласили в Москву, на выставку «Золотые руки мастеров». Я согласилась, думая, что мастерской это будет полезно во всех отношений. На выставке Сергея Николаевича был аншлаг, была уйма заказов, просто шквал интереса. Так я начала работать с детьми-инвалидами.

Не быть инвалидом в душе

В детях-инвалидах есть зажатость, настороженность, недоверчивость. В работе с ними нужно проявить терпение и любовь. И когда что-то получается, надо обязательно похвалить. Не врать — мол, какой у тебя шедевр получился, просто сказать: вот тут у тебя получается, а вот здесь — не очень хорошо, но ты молодец, что трудишься, если будешь и дальше трудиться, у тебя все обязательно получится. И смотришь, у ребенка глаза оживают.

Двери мастерской открыты для всех: у нас занимаются от мала до велика. В лагерь «Алые паруса» приезжают колясочники, дети с ДЦП. Первый год был очень сложным, дети только привыкали к глине, а сейчас у тех, кто приехал на третий сезон, уже получается, и довольно хорошо.

Инвалидность – это очень печально, сердце болит за таких людей. Но ведь с другой стороны, можно быть здоровым, но при этом жестоким, причинять боль многим людям. Страшно быть инвалидом в душе: это гораздо печальнее.

Семья в миниатюре

На занятиях, будь то с ребенком-инвалидом или здоровым, мы всегда обыгрываем семью. И каждую композицию обязательно оформляем цветом. Картины получаются замечательные: тут бабушка с пирогом идет, а там, глядишь, — и генерал с медалями вышел как живой.

Детки хорошие, трудолюбивые. Даже те, у которых проблемы в семье, от которых поначалу не услышишь ни «здравствуйте», ни «до свидания», занимаясь ремеслом, творчеством, выправляются. Не сразу, но это происходит. Ребенка надо любить, чувствовать, ведь он — как чистый лист.

Но есть и другая сторона медали: любовь не означает, что ребенка не надо наказывать: ему необходимо с детства чувствовать границы дозволенного. Если человек с детства зациклен на себе, он в будущем просто обречен на одиночество. Первый раз я или кто-то другой откроет ему дверь, а второй раз – как знать.

Арт-терапия для души

Не только у детей, но и у взрослых бывает такой период, когда нужно выкарабкиваться. Все против тебя, и ты должен пройти естественный человеческий путь сам, один на один. В начале воцерковления человеку дается благодать, но проходит время, и человек должен идти дальше сам: самостоятельно потрудиться, стяжать благодать вновь, но уже опытным путем.

У меня самой в жизни были и сладкие корешки, и горькие. Но была музыкальная школа, хор, это меня держало. Поэтому я так хочу, чтобы опыт творчества был доступен каждому ребенку, без разделений и ограничений. Ведь творчеством можно вылечить самые болезненные раны. И в экстремальных ситуациях этот опыт поможет с собой справиться. Есть душа, которая неистребима, душа, которая припав к благодати, почувствовав ее, уже ни на что не променяет свое спасение в Господе.

Когда дети вырастают

Конечно, бывало так, что ребенок уходил от нас в «клубную жизнь», ведь каждый подросток – это дитя своего времени, он хочет любить и быть любимым, общаться, собираться в подъезде, ходить на дискотеки. Любовь все терпит. Ведь как бывало раньше: мужик пил, гонял жену. Но глядишь, к старости приходил в себя, и они как два голубя сидели на завалинке.

В жизни нельзя относиться ни к чему просто. Ребенка мы отогреваем, но ничего не навязываем. У каждого есть свободная воля, выбирай сам: можешь лепить маме подарок, сделать свою жизнь через творчество праздничной и быть полезным людям. А можешь уйти, но добрый след от встречи с творчеством всегда останется в сердце.

Я люблю эти совсем не случайные слова: «Ищите Бога, ищите каждый, и вы найдете его однажды. Ищите небо, но так ищите, как нищий – хлеба».

Фото: Сергей Михайлов