Звонарь собора нотр дам

Гюго во всем виноват – почему снова популярен Собор Парижской Богоматери

Время чтения: 9 мин

Гюго, создавая «Собор Парижской Богоматери», закрылся в доме и лишился одежды. Роман глазами журналиста Анастасии Белоусовой и актера, писателя Алексея Курилко.

С этим материалом читают:

  • Тургенев боялся мать, угрожал Толстому и «зашифровал» Муму
  • Александр Блок и его тайная Незнакомка
  • «Мама» пуантов и балетной пачки — любимая Айвазовского и Трубецкого

Гюго «оживил» Нотр-Дам

После пожара в Нотр-Даме (15 апреля 2019 года) книга Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери»до сих пор бьет рейтинги продаж.

Весь мир переживал за Нотр-Дам так, как переживал трагедию 11 сентября в США, когда «Аль-Каида» разрушила американские небоскребы и погибло почти 3 тысячи человек.
Известный священник Андрей Кураев спрашивал: «Почему вы считаете, что пожар в Париже — это всемирная проблема, а не проблема парижан и французов?»

Я думаю, в этом виноват Виктор Гюго. Именно он в своем романе воспел прекрасный собор так искренне и глубоко, что у каждого из нас, даже тех, кто не был в Париже, Нотр-Дам ассоциируется с живым существом, таинственным и непостижимым. Именно Виктор Гюго «оживил» его.

  • Александр Вертинский открыл в Шанхае ночной клуб | Великие эмигранты

Гюго. Спасительная тактика

Благодаря его роману стали говорить: «Чтобы понять Париж, нужно услышать колокола Нотр-Дама».

«

Полностью с тобой согласен, Анастасия. Причем Гюго сделал это абсолютно сознательно! Тот редкий роман, в основу которого положена не только сюжетная история или коллизия, но именно здание — собор Парижской Богоматери.

Гюго был не только писателем, а и политиком, причем очень успешным. Он даже был пэром Франции. Уже тогда, в XV веке, была модной тема создания «нового Парижа», строительства новых жилых зданий и храмов.

Нотр-Дам де Пари был никому не нужен

Собор был архаичным, никому не нужным. Именно поэтому, в надежде сохранить исторические памятники Парижа, Гюго и создал свой главный персонаж — Нотр-Дам, уделив его описанию практически треть своего романа!


И его тактика была выбрана верно. После выхода книги сами парижане, а со временем и весь мир, стали иначе смотреть на старинный собор. Старались его оберегать и при любой возможности реконструировать.

Рок как одно из имен Бога

Правда, критики времен Гюго рвали роман на клочья в своих рецензиях, но в среде читателей роман произвел фурор. У французов он пользовался невероятной популярностью и еще при жизни писателя был переведен на множество языков.

Именно после выхода романа к Нотр-Даму стали относиться, как к живому, даже сверхживому существу! Как к Сущему, как называют Господа Бога. Если ты помнишь, Анастасия, еще в эпиграфе романа мы узнаем, что чья-то неизвестная рука начертала на стенах собора слово «рок», которое также является одним из имен Бога, как мы уже не раз с тобой говорили.

Роман поможет разочароваться в вере

Однако в моем внутреннем мире Нотр-Дам крайне мало ассоциируется с верой и христианством. Когда читаю, очень радуюсь, что живу в XXI веке, а не в XV — с его мракобесием, инквизицией и охотой на ведьм.

Нотр-Дам — это, скорее, романтический образ молодости, любви, противостояния. Но уж никак не религии и веры. Роман, скорее, поможет окончательно разочароваться в вере и церкви, чем прийти к ней. Особенно если в ней служат такие двуликие существа, как Клод Фролло. Потому мой мир в этом пожаре увидел трагедию символа любви и противостояния, но никак не трагедию веры.

  • Эйфелева башня — тайны истории, клички и жена символа Парижа

Гюго не против веры, а против религии

Нет, Анастасия! Автор выступает не против веры, а против религии в ее извращенной форме. Ведь Клод Фролло, притом что должен бы быть примером, оказывается символом всего грязного, извращенного, низкого, что может быть в священниках.

Гюго был не против Бога, а против религии того времени, полной суеверий и предрассудков. Именно такая «вера» толкает людей на совершение отвратительных поступков против нравственности и гуманизма.
Хотя и Клод Фролло не так отвратителен, как тебе кажется. Он тоже способен совершать добрые поступки.

Эсмеральда — образ Христа

И все же, прочитав роман, читатель скажет: «Вот, все они, попы, одинаковые». Хотя недавно прочла очень интересную точку зрения на «Собор Парижской Богоматери». Может, ты знаешь ее, Алексей? О том, что Эсмеральда — это прообраз Христа, только в женском обличье.

Ее первое имя — Агнесса (а Христос — агнец Божий, отданный на заклание). У нее есть козочка-помощница (у Христа — ослица). Ее образ Гюго сравнивает с образом Сикстинской Мадонны Рафаэля: «В ней не было ничего пошлого, одна красота».

Как и Христос, Эсмеральда жертвует собой ради малознакомых ей людей. Того же Пьера Гренгуара. Ведь его бы повесили, если бы Эсмеральда не решилась стать его женой. В то время как Пьер Гренгуар предал Эсмеральду — как и апостол Петр предал Христа. У них даже имена одинаковые, заметь!

  • Латинский квартал с Дюма, Ахматовой и Лабутеном — гид по Парижу

Фролло — Иуда, король Людовик — Пилат

Священник Клод Фролло в этой версии — Иуда, который ревновал других учеников ко Христу и не понимал его. Даже погибает Фролло так же, как в одной из версий погибает Иуда. Только Фролло сбрасывают с крыши, а Иуду — со скалы.

Клод Фролло из мультфильма «Горбун из Нотр-дама»

Пилат — Людовик Одиннадцатый, который «умывает руки», когда толпа священников требует убить ни в чем не виновную Эсмеральду. А вот роль Господа Бога в этой фантасмагории исполняет… сам Нотр-Дам. Именно такое новое прочтение, на мой взгляд, очень интересно. Хотя вряд ли Гюго вкладывал библейские мотивы сознательно. Думаю, скорее, он делал это интуитивно. Как любой гений, в котором живет Творец.

Гюго — писатель на стыке эпох

Гюго — писатель, родившийся на стыке эпох. В его романе «Собор Парижской Богоматери» находят черты и романтизма, и классицизма, и реализма. Ну и, конечно же, явные черты символизма.

Из этого я заключаю, что, возможно, автор вкладывал в книгу и историю Христа. Но делал это действительно несознательно. Трактовка, которую ты описала, действительно очень интересная. И хотя она лежит на поверхности, мало кто из читателей сразу подумает о ней.

А какая трактовка импонирует тебе?

Франция напоминала Украину

Классическая. Что за безобразным может скрываться прекрасное и наоборот. Вообще, роман и задумывался по нескольким причинам. Описывая прошлое, Гюго пытался повлиять на будущее. Тогда его родина переживала большие трудности.

Чем-то Франция того времени была очень похожа на теперешнюю Украину: одна революция за другой, смена власти, перевороты, внешний и внутренний враг, множество партий.

Встреча Эсмеральды и Феба

Сам Гюго за свою жизнь несколько раз менял свою точку зрения на исторические события Франции. Например, в юности он придерживался монархических воззрений и даже воспевал Наполеона. Но ближе к старости стал ярым республиканцем. Это, конечно же, влияло на его творчество и на его жизнь.

  • Как стать гидом авторских маршрутов — из Парижа в джунгли

Гюго. Взлеты и падения

Думаю, только идиоты и маразматики имеют лишь одно мнение на всю жизнь.

К счастью, Гюго таковым не был. Он вообще в своей жизни очень многое пережил. Знал взлеты и падения. Был пэром Франции, а потом жил в изгнании.

Когда он возвращался, народ принимал его как героя и сделал сенатором. В этом смысле его судьба отчасти похожа на судьбу романа.

«Чтобы изменить человека, нужно начинать с его бабушки» Виктор Гюго

«Собор Парижской Богоматери»

Как я уже говорил, роман «Собор Парижской Богоматери» критики приняли в штыки. И в этом ничего удивительного нет: роман явно не вписывался в рамки какого-то одного жанра или стиля. Хотя Гюго и попытался повторить подвиг своего английского брата по перу, Вальтера Скотта, и написать исторический роман. Но сделал это весьма реалистически.

Главными героями его стали не короли и принцы, а простые люди. Верно и точно описал быт и нравы Парижа того времени, «его исподнее», саму душу Парижа. А уж в описании самого собора он просто неподражаем! Именно поэтому многие критики считают, что главный герой романа — все же собор.

  • Теория поколений Алексея Курилко. От родителей Дяди Федора до Чебурашки

Гюго. Экранизации

Вот! Я поняла, чего мне не хватило в кинофильмах по мотивам этого романа. Режиссеры и в 1956 году в «Соборе Парижской Богоматери», и в 1998-м в ленте «Горбун из Нотр-Дама» делали ставку на любовный сюжет, на интриги.

Во многом исказили и историческую канву, и тактичность Гюго в вопросах описания событий своего народа. В фильмах ХХ века собор Нотр-Дам — вообще не персонаж, а скорее, шикарная декорация.

Я смотрел старый фильм, с Джиной Лоллобриджидой. И честно признаюсь: несмотря на красоту актрисы, фильм мне не понравился.

А в «Горбуне из Нотр-Дама» сразу видна попытка превратить книгу Гюго в приключенческий фильм, полностью игнорируя дух романа.

Фильм «горбун из Нотр-Дама» с Сальмой Хайек

Не поверишь, но из всех экранизаций мне больше всего понравился диснеевский мультфильм «Горбун из Нотр-Дама».

Дух романа в мультике Диснея

Там сам собор — живой, главному герою постоянно помогают «жители» собора — горгульи. Они частенько его спасают, подсказывают, как правильно поступать, да и вообще активно участвуют в большинстве событий.

Горгульи — Виктор, Хьюго и Лаверна из мультфильма Диснея «Горбун из Нотр-Дама»

Именно Уолт Дисней передал тот дух романа, о котором мы говорим. Когда зритель не просто следит за сюжетом и искренне сопереживает, но понимает: за всем этим лежит что-то очень глубокое и крайне важное.

Расставленные приоритеты

Полностью согласна! В мультфильме удалось правильно расставить приоритеты и выделить собор как личность. Диснеевский мультик «Горбун из Нотр-Дама» сразу позиционирует собор и колокола как символ Парижа, а душа этого символа — горбун Квазимодо.

Есть в мультике и слово «рок», и Эсмеральда в нем чиста и обаятельна, а не какая-то проститутка. Кстати, если смотреть эти фильмы подряд, то возникает мысль: у каждого поколения свое видение Эсмеральды. В 50-х это Джина Лоллобриджида, в 90-х — Сальма Хайек. Страшно подумать, какой ее «увидят» в XXI веке.

  • Теория поколений Алексея Курилко. Дети войны как поколение Буратино

Гюго в музыке и танце

Не будем забывать еще и мюзикл «Нотр-Дам де Пари» 1998 года! Он даже попал в Книгу рекордов Гиннесса — за самый большой успех в первый год работы.

Видимо, Алексей, только музыка и танец способны показать глубину романа Гюго. Здесь и собор — как душа, и персонажи многоликие и мистические, а не плоские и убогие, как прыгающие картинки в кино.

Квазимодо в мюзикле «Нотр-Дам де Пари»

Гюго — это Шекспир в прозе

Вообще, гениальность романа — и в образах, и в композиции. Это как Шекспир в прозе. В нем есть все для каждого поколения каждого века. Именно поэтому до сих пор снимают фильмы, ставят спектакли, рисуют картины и ставят мюзиклы.

На мой взгляд, «Собор Парижской Богоматери» — один из лучших романов, написанных во Франции. Ты очень верно заметила: Гюго — это Шекспир. Он действительно соединил в своем творчестве таланты Вальтера Скотта и Шекспира — своих английских собратьев по перу.

  • Мистика Гоголя — Проект «Литература с Курилко»

Психологизм персонажей Гюго

Но если у Вальтера Скотта герои более просты и понятны — злодей — это злодей, и он поступает плохо, а рыцарь поступает благородно, — то у Гюго в «Соборе» показана многогранность каждого персонажа. Плохой человек может совершить хорошее и наоборот. В этом неимоверный психологизм.

Читатель может убедиться, что за уродством скрывается внутренняя красота, и наоборот — благородный человек может оказаться крайне низким, подлым и ничтожным. Таков каждый герой романа, он соткан из противоречий, которые немыслимым образом уживаются в одном человеке.

Гюго. Образы-парадоксы

Образы Гюго — образы-парадоксы. Тот же Клод Фролло занимался наукой, но при этом был глубоко верующим человеком. И по-своему он тоже несчастный человек. В этом весь Гюго. У него нет 100% отрицательного или положительного героя.

В нем есть все: смерть, дружба, предательство и любовь. У романа прекрасная база, основа — высокая нравственность. И все ингредиенты настоящего шедевра на века.

Десятки химер «живут» на крышах собора Нотр-Дам

С этим материалом читают:

  • Алексей Курилко — книги в стиле нон-фикшн
  • Нотр-Дам восстанавливают — какие технологии придут на помощь
  • Достопримечательности Парижа с высоты птичьего полета

Понравилась статья? Что думаете? Расскажите нам Количество просмотров: 485

Собор Парижской Богоматери

Видео: Нотр-Дам де Пари

История строительства собора

Алтарь Норт-Дама с с коленопреклоненными статуями Людовика XIII и Людовика XIV

Храмы располагались в этом месте с незапамятных времен, еще в эпоху римлян тут стоял храм, посвященный Юпитеру. Позднее Меровинги, правившие Галлией в 500-571 годах, построили здесь собор Св. Этьена.

Собор Парижской Богоматери был заложен в 1163 году Морисом де Сюлли, епископом Парижа, а краеугольный камень был заложен папой римским Александром III. Его возведение продолжалось до 1345 года, то есть заняло почти два века. За это время проектом руководили десятки архитекторов, что не помешало им воздвигнуть прекрасный и органичный ансамбль. Согласно историческим данным, ранее на этом же месте существовало еще несколько церквей, как христианских, так и языческих.

Строительство собора Нотр-Дам де Пари проходило с участием многих архитекторов, но основными его создателями, внесшими наибольший вклад, считаются Пьер де Монтрей и Жан де Шель. Закладывалось здание во времена царствования Людовика VII. Именно тогда стал популярен готический стиль в архитектуре, который и был использован зодчими. Это направление удачно смешалось с романским стилем из традиций Нормандии, что придало собору уникальный облик.

Картина «Коронация Наполеона I» (2 декабря 1804 г.), написанная Жак-Луи Давидом в 1807 г.Восточный фасад собора, 1860-е

Историю Франции и Нотр-Дама невозможно разделить, ведь именно здесь возносили свои молитвы рыцари, отправляясь в Крестовые походы, проходили коронация Наполеона, празднование победы над гитлеровскими войсками и многие другие события.

Норт-Дам окутан атмосферой мистицизма и темной романтикиЗападный фасад собора Парижской Богоматери

Собор Парижской Богоматери сильно пострадал от неумелых реконструкций в ходе событий конца XVIII века, а позже – из-за народного забвения. Так, французская революция чуть не лишила мир этого уникального памятника архитектуры, его даже хотели сжечь. Множество скульптур были разбиты или обезглавлены, витражи уничтожены, драгоценная утварь разграблена. Постройку объявили Храмом Разума, затем — центром Культа Высшего Существа, а позже просто превратили в продовольственный склад. От полного разрушения архитектурный ансамбль уберег роман Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери», занявший центральное место в истории любви горбуна к красотке-цыганке. Публикация произведения не только сделала писателя знаменитым, но и обратила внимание широкой публики на исключительную историческую, а также эстетическую ценность древнего здания.

Именно здесь находится «Нулевой километр» – точка отсчета всех расстояний во Франции

Было принято решение реконструировать Нотр-Дам по всем правилам старинных технологий. Виолле-ле-Дюка успешно справился с такой непростой задачей, поскольку архитектор владел знаниями о способах строительства древних мастеров, работавших над постройкой храма. Реставрация собора Парижской Богоматери продолжалась более четверти века. За это время восстановили фасады и внутреннее убранство, реконструировали загубленную революционерами галерею скульптур и часть горгулий, вернули на свое законное место всех сохранившихся инфернальных «охранников».

Дополнительно был сооружен и установлен на крышу шпиль высотой более 95 метров. В последующие годы парижане крайне трепетно относились к своей святыне. Примечательно, что храм практически не пострадал за период двух Мировых войн. В конце XX века была инициирована еще одна реставрация, позволившая полностью очистить здание от городской пыли, вернуть песчанику, из которого сложен фасад, первоначальный золотистый оттенок.

Вид на собор Парижской Богоматери через арку

Видео: Последствия пожара в соборе

Фасад и горгульи

Собор Парижской Богоматери – место, куда ведут все дороги Франции!

Самым популярным атрибутом внешнего убранства собора Парижской Богоматери остаются каменные демонические существа. Горгульи присутствуют здесь в большом количестве и предназначены не только для украшения, но и для отведения воды из многочисленных стоков на кровле. Дело в том, что необыкновенно сложная конструкция крыши способствует накоплению влаги из-за осадков, поскольку она не может стекать так же свободно, как с обычных домов. Это способно привести к развитию плесени, отсыреванию и разрушению камня, поэтому качественные водостоки просто необходимы любому готическому собору.

По традиции малопривлекательные выходы труб маскировали фигурами горгулий, химер, драконов, реже – людей или реальных животных. Многие усматривают в этих демонических образах скрытые смыслы, поэтому здесь открывается большой простор для фантазии. Примечательно, что на момент постройки каменных демонов на соборе не было, их установили с подачи реставратора Виолле-ле-Дюка, использовавшего данную средневековую традицию.

Барельеф собораДева Мария с младенцем и ангелами Горгульи Нотр-Дама
Собор Парижской Богоматери на закате

Главный фасад украшен каменными статуями и имеет три портала. Основной находится посередине, его арки поддерживают по семь изваяний с каждой стороны, а главным декором являются рельефные сцены Страшного Суда. Правый портал посвящен Святой Анне, где изображены Пресвятая Дева с Младенцем, а левый – Богородице, со знаками зодиака и изображением коронации Девы Марии. Огромные двери украшены коваными рельефными изображениями.

Уже упомянутый шпиль на крыше заменил тот, что был разобран в конце XVIII века. Конструкция украшена четырьмя группами апостолов, а также соответствующими евангелистам животными. Все изваяния обращены лицом к французской столице, за исключением покровителя архитекторов Святого Фомы, который словно любуется шпилем.

Практически все витражи довольно современны, выполнены при реставрации храма в XIX веке. Только в центральной розе ветров сохранились некоторые средневековые части. Узор этой масштабной конструкции (диаметр 9,5 метров) из цветного стекла изображает Марию, а также сельские работы, знаки Зодиака, людские достоинства и грехи. Северный и южный фасады оборудованы самыми крупными розами, которые существуют в Европе. Каждая из них имеет около 13 метров в диаметре.

Фасад Нотр-Дама, включающий 3 портала: Богородицы, Страшного Суда и Святой Анны, а также Галерею Королей сверху

Внутреннее убранство собора Парижской Богоматери

Северная роза собора Парижской Богоматери

Конструкция в продольном сечении представляет собой крест, по центру которого располагается комплекс скульптурных изображений различных евангельских сцен. Интересно, что внутренние поддерживающие стены здесь отсутствуют, их функцию выполняют многогранные колонны. Большое количество художественной резьбы залито неземным светом, который окрашивается в разные цвета, проходя сквозь стекла нескольких роз. В правой части Нотр-Дама туристы могут полюбоваться на замечательные скульптуры, картины и другие произведения искусства, которые традиционно преподносятся в дар Богоматери каждый год первого мая. Величественная центральная люстра выполнена по эскизам Виолле-ле-Дюка, после реконструкции она заменила паникадило, переплавленное во время Французской Революции.

Интерьер Нотр-Дама
Витраж Нотр-Дама. Из-за обилия библейских сцен в Средние века собор называли «Библией для нечитающих»

Между порталом и более высоким ярусом находится Галерея Царей, где выставлены скульптуры Ветхозаветных правителей. Революционеры безжалостно уничтожили изначальные статуи, поэтому они были сделаны заново. В конце XX века фрагменты отдельных скульптур были найдены под одним из парижских домов. Оказалось, что владелец выкупил их в смутное время, чтобы похоронить с почестями, а позже построил на этом месте свое жилище.

Нельзя не упомянуть о величественном органе, установленном в соборе Парижской Богоматери. Он был оборудован еще при возведении храма, множество раз перестраивался и реконструировался. На сегодняшний день этот орган является самым крупным во Франции по количеству регистров и вторым по числу труб, часть из которых сохранилась со времен Средневековья.

Орган в соборе Парижской Богоматери

Южная колокольня

Южная башня собора Парижской Богоматери

Если вы хотите насладиться парижскими панорамами, не уступающими по красоте виду с Эйфелевой башни, обязательно стоит подняться на Южную башню собора Парижской Богоматери. Сюда ведет спиральная лестница из 387 ступеней, поднявшись по которым, вы увидите главный колокол собора, Эммануэль, а также сможете в непосредственной близости рассмотреть горгулий. Считается, что они так внимательно смотрят на запад, потому что ожидают захода солнца, после которого каждую ночь оживают.

Музей и сокровищница

В соборе функционирует музей, где каждый посетитель сможет узнать об истории храма во всех подробностях, послушать множество знаменитых и малоизвестных рассказов, связанных с этим местом. Здесь хранятся различные экспонаты, которые непосредственно касаются многовековой жизни Нотр-Дама.

В Сокровищнице Норт-Дама де Пари

Из святыни можно пройти в подземную Сокровищницу, вынесенную под площадь перед собором. В ней находятся исторические и религиозные реликвии: утварь, драгоценные предметы искусства и так далее. Но самыми главными экспонатами являются Терновый венец Христа, один из гвоздей, которыми Иисус был распят, и фрагмент того самого креста.

Горгулья Нотр-Дама

Порядок и стоимость посещения

Плавучее кафе с видом на Нотр-Дам

Чтобы попасть внутрь собора Парижской Богоматери, вам придется отстоять большую очередь. По статистике, каждый день порог Нотр-Дама, в зависимости от времени года, переступает от 30 до 50 тысяч людей. Вход в сам собор бесплатный, но чтобы подняться на колокольню каждому взрослому человеку придется заплатить 15 евро. Те, чей возраст меньше 26 лет, могут пройти бесплатно. Стоимость посещения Сокровищницы составляет 4 евро для взрослых, 2 € – для молодых людей 12-26 лет, 1 € – для посетителей 6-12 лет. Бесплатно могут входить дети до 6 лет. Кроме того, во все пятницы Великого Поста, а также в первые числа каждого месяца сокровища бесплатно выносятся для всеобщего обозрения. Такие выставки начинаются обычно около трех часов дня.

Около собора можно покормить птиц

Каждый посетитель имеет возможность воспользоваться аудиогидом на английском, немецком, французском, португальском, испанском, китайском или японском языках. Стоимость этой услуги составляет 5 евро.

Как добраться

Полный адрес святыни: 6 place du Parvis Notre-Dame, Ile de la Cit, 75004 Paris. В пяти минутах ходьбы расположены станции метро «Шалете», «Остров Сите» и «Отель-де-Виль». Кроме того, можно воспользоваться автобусными маршрутами № 21, 38, 47 или 85. По будням собор Парижской Богоматери открыт с 8.00 до 18.45, по субботам и воскресеньям – с 7.00 до 15.00. Каждую субботу здесь проходят службы в 5.45, а также в 18.15.

Собор Парижской Богоматери с подсветкой