Тироль италия. Открыть левое меню южный тироль

Хотели ли бы вы открыть для себя потрясающий Итальянский регион — Южный Тироль? Познакомиться с Италией и Австрией в одном лице? Увидеть могущественные Доломитовые Альпы и Озера бирюзового цвета? Тогда вам стоит прочесть эту статью) Я собрала все самые важные советы для идеального путешествия по Южному Тиролю в цикл статей. Прочтите эту, что бы понять какие города и места вам наиболее интересны!

Сразу хочется сказать, что поездка в Южный Тироль должна быть хорошо спланированной (хотя бы за несколько месяцев), чтобы избежать лишней траты денег. Особенно актуально это для горячих сезонов (зимой: с декабря по март; летом с конца июня по сентябрь). В тексте ниже вы найдете информацию, как сэкономить приличную сумму.)

Один из самых удобных вариантов добраться до Южного Тироля — на поездах до Больцано/Мерано или на автобусе Flixbus , (если вы конечно не едете на своей машине). В какой бы вы город не прилетели (на Севере Италии или в Австрии) вы сможете добраться до Южного Тироля на автобусе.

Мы прилетели в Бергамо и оттуда с пересадкой в Вероне (можно и без нее) доехали до Больцано. До Вероны можно купить билеты от 5 €, с Вероны до Больцано также от 5 €.

Цены на прямой автобус до Больцано от 10 €, если бронировать за месяц, то добраться до Больцано с аэропорта Бергамо (Orio al Serio aeroporto) можно за минимальную стоимость 10-15 € (часто бывают акции, по которой билеты можно купить за 5 €), но как правило меньше 14 € бывает редко.

Если бронировать за неделю-две, то цены вырастут примерно в 1,5-2 раза (около 30-40 €) + в разное время отправления — цены разные (самое удобное конечно стоит дороже всего). Но это не всегда, бывает и за день до поездки можно вырвать копеечные билеты.

Ехать до Больцано на автобусе 3,5 часа. Автобус в этом направлении ездит около 8-9 раз в день. Подобрать нужно время будет не очень сложно, особенно если учесть что напротив аэропорта есть шикарный торговый центр, где вы точно не соскучитесь.

Про поезд . Тут все очень просто. Есть сайт trenitalia.com , на котором можно купить билет, но я обычно покупаю на вокзале, с этим проблем нет. Только пожалуйста, не забывайте компостировать билет. Для тех, кто об этом не знал и информация о поездах новая — расскажу. Это правило действует во всей Италии.

При покупке билета в кассе (или автомате), билет будет действительным только в том случае, если вы его прокомпостируете на вокзале в специальном автомате (их везде очень много), в самом поезде этого сделать уже нельзя. Не прокомпостированный билет будет недействительным и в случае проверки — вы заплатите штраф. Проверки здесь практически в каждом поезде (в 9 из 10). Если вы покупаете билет в интернете на определенную дату — его компостировать не нужно, так как там уже стоит число. Не забывайте об этом. Так как контролеры поблажек туристам не делают. Максимум, вам может повезти, в случае не прокомпостированного билета — вам предложат купить новый билет в поезде с комиссией (не очень большой), а не прокомпостированный билет вы можете сдать (вам вернут 80% от стоимости билета) или вы можете проехать на нем снова (уже не забыв прокомпостировать). Но на это рассчитывать не стоит, гораздо проще сделать все сделать правильно и наслаждаться отдыхом.

Из Бергамо в можно доехать за 18 €, но едет 4,5 часа и 2 пересадками. Поэтому я советую передвигаться на автобусах.

Дальше уже в самом Южном Тироле можно передвигаться на пригородных автобусах и поездах (опять же, только до Мерано), ну и конечно на машине, но этот вариант я рассматривать не буду, так как я с ним мало знакома)

Пожалуй один из самых главных городов в Южном Тироле. Это потрясающее место, в котором непременно стоит побывать, прогуляться по живописной набережной, а потом разложить плед и насладиться вкуснейшим сыром, купленным пару часов назад на местном рыночке в центре старого города и наблюдать за жизнерадостными Тирольцами. Но это конечно если вы приехали в теплое время года.


В мае уже достаточно тепло и солнце припекает так, что если вы забыли взять солнцезащитный крем — то ваш нос непременно покраснее и облезет)) Поэтому совет — не забывайте брать в горы солнцезащитные спреи и крема!


Обязательно посетите подъемники. Самые красивые виды открываются с , но об этом я сделаю отдельный пост. Фото выше оттуда!

Второй обязательный пункт: Альпийский курорт — Мерано, с его знаменитыми термальными источниками!


Средиземноморский городок , в сердце Тирольских Альп, никого не сможет оставить равнодушным. Он безумно зеленый и живописный. Вычеркнуть его из своего маршрута просто нельзя. Чего только стоит маленькая высокогорная деревушка с многовековой историей и замками.


Город славится своими термальными источниками. Я считаю, что посещение терм — важный (хотя и не главный) пункт при планировании поездки. Вы расслабитесь и отдохнете на все 100%, особенно после насыщенной прогулки по этому удивительно зеленому городу. Про термы я еще обязательно расскажу подробнее и дам советы в посте о Мерано, ведь там есть о чем поговорить)

Кастельротто, Сьюзи, Фие-алло-Шилиар, Ортизеи, Санта Маддалена, Кортина-д’Ампеццо… Перечислять города можно бесконечно.


Главное что вам нужно знать, что здесь прекрасно развито транспортное сообщение между всеми городами. Единственный минус — добраться в город (на озеро), которые находятся кажется в 20 км, бывает сложнее чем в город который находится в 50 км. Конечно все дело в горах, не все дороги оснащены тоннелями, многие горы конечно приходится объезжать. По это причине мы не смогли добраться до знаменитых озер Брайес (Lago di Braies) и Добиакко (Lago Di Dobbiaco) из деревни в который мы жили 5 дней. Ехать в одну сторону 4 часа, так жалко было терять целый день. что мы решили оставить их на потом. Поэтому имейте «дальность» ввиду и не забывайте о времени.


Но в природном парке (который находится достаточно близко к главной трассе Южного Тироля) есть еще одно чудесное озеро — , в которое приезжают туристы намного реже. А если быть точнее, то здесь два озеро, на фото озеро для рыбалки . Чудесное место и чудесный городок.


Автобусы в Южном Тироле ходят очень часто и по расписанию. Не забывайте, что Южный Тироль — это скорее Австрия, чем Италия. Поэтому об опозданиях общественного транспорта вы можете забыть. В любом туристическом центре вы можете найти книжечку с расписанием всех автобусов вашего региона. Она вам пригодится.

Как сэкономить приличную сумму денег? Вы можете купить проездной на транспорт, с ним передвигаться будет проще и дешевле. Его можно купить в любом инфоцентре, называется Mobilecard. Дает право передвигаться по всему региону бесплатно на автобусах и поездах (некоторые направления уточняйте) например Больцано-Мерано-Больцано, так же посещение музеев или пользование велосипедом (на выбор) на 1,3 и 7 дней. На 7 дней стоит около 35 €. Подробности читайте на сайте Mobilecard !

Автобусы прекращают ходить после 8 (в крупных городах позже), и потом только попутки вам в помощь, что конечно весьма рискованно. Хотя скажу что люди здесь дружелюбные (в не туристический сезон), и если что-то у вас случится или вы заблудитесь, вы всегда сможете к ним обратиться и они с радостью вам помогут.

Теперь хочу вам рассказать немного подробнее об отелях.

Южный Тироль весьма дорогой — и найти что-то дешевле 50 € практически невозможно, а найти что-то хорошее меньше 50 € — вообще невозможно. Если поднять планку до 100 €, то тут уже можно расслабиться. Варианты будут, хотя и не так много как хочется. От 100 до 200 € уже интереснее, ну и соответственно выше 200 € — шикарные отели 4* и 5*.

Южный Тироль как большая деревня — люксовых отелей здесь не очень много (хотя они есть, и очень шикарные), в основном это отели с уютной домашней обстановкой и с хозяином, которому этот дом достался по наследству)

Например отель, в котором жили мы в Больцано. Прекрасная Вилла — Villa Anita Rooms . Villa Anita расположен в тихом районе города Больцано, в 600 метрах от исторического центра города и станций канатной дороги Renon и San Genesio. Есть еще масса прекрасных вариантов, но этот хорош тем, что близко как к городу, так и к природе. Этот отель мы очень советуем)

Parkhotel Laurin — очень приятный отель в самом сердце Больцано в 200 метрах от собора, окруженный прекрасным парком, где можно пообедать теплым летним вечером.


А может вы хотите пожить в замке XV века? Отель Schloss Englar находится в готическом замке, окруженном виноградниками и фруктовыми садами, на склоне холма в городке Аппьяно-сулла-Страда-дель-Вино, в 23 км от города Мерано. В отеле даже имеется общий зал Rittersaal с открытым камином, а на территории разбит сад с открытым бассейном и террасой. Потрясающее место.


А уютный отель Hotel Rosalpina Dolomites в горнолыжном курорте Планциос, в 20 км от города Брессаноне. Из окон открывается панорамный вид на Доломитовые Альпы, а на территории работают оздоровительный центр и ресторан.


А может вы поклонник гольфа? Хотя нет, это неважно, что бы жить в таком удивительном отеле — совсем не обязательно его любить. Отель Golfhotel Sonne расположен в 1 км от деревни Сюзи-алло-Шильяр, в самом центре Доломитовых Альп. О которой я расскажу совсем скоро! Кстати цены на номера в этом отеле весьма маленькие — для этого региона.


Нажимая мышью на любое место на нашем сайте или нажимая «Принять», вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов и других технологий обработки персональных данных. Вы можете изменить свои настройки приватности. Cookie-файлы используются нами и нашими проверенными партнерами для анализа, улучшения и персонализации вашего пользовательского опыта на сайт. Кроме того, эти cookie-файлы используются для таргетированной рекламы, которую вы видите как на нашем сайте, так и на других платформах.

Историческая область Тироль расположена среди величественных Альпийских гор в самом центре Европы. Живописная местность с насыщенной многовековой историей поделена между Австрией и Италией. На территории Италии Тироль разделен на провинции – Южный Тироль, или Больцано-Боцен с одноименной столицей, и Трентино (столица — ).

Европейский регион Трентино – Альто-Адидже, который образуют эти провинции, находится в живописной местности на севере Италии и является раем для любителей горнолыжного отдыха.

Расположение Южного Тироля на карте Италии

Некоторые отдыхающие отмечают, что здесь скорее царит атмосфера Австрии, чем Италии. Ведь совсем небольшая часть населения провинции разговаривает на итальянском языке.

История Южного Тироля начинается за несколько тысячелетий лет до н.э. Согласно исследованиям ученых, первые селения на тирольской территории появились еще во времена палеолита. Подтверждением этому является найденный в альпийском леднике «снежный человек», которому, по мнению исследователей, около 5 тыс. лет.

В эпоху Римской империи Тироль принадлежал древним римлянам.

С XIV по XIX в. – историческая область находилась под властью австрийских Габсбургов.
Непродолжительное время в ходе наполеоновских войн власть над территорией принадлежала Франции (1809 г.).
В 1922 г. находившийся у власти Бенито Муссолини ввел запрет на использование немецкого языка, которым владела большая часть населения региона. Табу на употребление языка касалось всех сфер общественной жизни тирольцев. Основной целью Муссолини стало вынужденное переселение местного населения. Угнетение жителей Южного Тироля происходило до окончания Второй мировой войны.

В 1946 г. Австрия и Италия заключили договоренность о свободном использовании немецкого языка, хотя тирольская территория оставалась частью Италии.

После объединения Южного Тироля с областями Италии власти создали регион Трентино-Альто-Адидже, после чего начались гонения немецкоязычного населения. После некоторого давлении Австрии, заинтересованной в объединении тирольских земель, в 1972 году Италия изменила состояние языкового вопроса Южного Тироля в положительную сторону – немецкий язык в провинции, наравне с итальянским, признали официальным.

Этот факт обязывал, и обязывает до сегодняшнего дня, местных чиновников владеть двумя языками.

Также это касается и других сфер общественной жизни тирольцев – начиная от названий улиц и заканчивая законодательством.
В 2001 году создана автономная немецкоязычная провинция с особыми полномочиями — Больцано-Боцен – Южный Тироль с двумя официальными языками – немецким и итальянским.

Достопримечательности Южного Тироля

Тирольская местность буквально усыпана множеством непревзойденных мест, которые достойны восхищения. Среди них — старинные крепости, уникальные музеи, великолепные парки и водоемы.

Горнолыжные курорты

Особое место в Тироле занимают горнолыжные курорты, которых в альпийской местности около тридцати!
Более 1000 километров горнолыжных трасс ждут поклонников лыж и сноубордов.

Общая протяженность лыжных трасс в Южном Тироле более 1000км

Большая часть курортов принадлежат объединению Dolomiti Superski и принимают посетителей с декабря по апрель.

Вот некоторые из них:

  • горнолыжный курорт , координаты которого — Str. Dursan 80/c,S. Cristina 39047. Подробнее: http://www.valgardena.it/;
  • горнолыжный курорт Плозе, координаты: Via Funivia 17, Bressanone 39042. Подробнее: http://www.plose.org/;
  • горнолыжный курорт Альти Бадия находится на Str. Col Alt 36, Corvara 39033. Подробнее: http://www.altabadia.org/.

Музеи

Среди музеев Южного Тироля стоит посетить:


Замки

Замки Южного Тироля:


Храмы

На территории Южного Тироля находится около 250 старинных храмов, которые находятся в открытом доступе и ежегодно привлекают огромное количество туристов и паломников всего мира.
Самые посещаемые из них:


Насладиться великолепными видами и достопримечательностями Южного Тироля вы можете, посмотрев видео:

Развлекательные мероприятия в Южном Тироле

Южный Тироль – это удивительное сплетение традиций нескольких культур, которое является олицетворением не только архитектурных шедевров, но и современной жизни тирольцев.

Разнообразные фестивали, которые проводят жители Тироля, сочетают в себе обычаи и итальянцев, и австрийцев.

Вот некоторые из них:


Где остановиться

Если в планы туриста входит посещение исторических мест, то лучше бронировать жилье неподалеку от исторических частей городов, таких как:


Горнолыжникам, как начинающим, так и продвинутым, лучше искать жилье вблизи подъемников.


На курорте Кронплац к услугам гостей отели с высоким уровнем обслуживания:

  • 4-х звездочный отель Kronplatz;
  • комфортабельный отель Tirolerhof. 3*;
  • Гостевой дом Hofer.

Места проживания на курорте Альта-Бадия:


Как добраться

Самолет. Больцано и Тренто – главные города региона, которые имеют свои аэропорты и принимают небольшие самолеты.
Но все равно, путешественникам следует ориентироваться на аэропорты Вероны, Венеции, Милана, Мюнхена.

Автобус. На все курорты Тироля можно добраться автобусом. Подробная информация: https://www.busradar.com/, https://www.flixbus.com/bus-schedule-bus-stop/merano

Поезд. Железнодорожное сообщение до Тренто или Больцано существует из Вероны, Милана, Венеции, Мюнхена, Болоньи, Брешии. Подробнее о ж/д транспорте: http://www.ferroviavalvenosta.it/en/default.asp
Полезный сайт о транспорте в регионе Трентино-Альта-Адидже: http://www.sii.bz.it/en/siipdfOldtimetables

Автомобиль. Чтобы добраться до Южного Тироля на автомобиле через Австрию – к услугам туристов платная автострада «виньетка». Для этого необходимо приобрести 10-дневный талон, стоимостью около 9 евро. Добираясь из Праги, следует воспользоваться трассой, которая проходит через Мюнхен и Бреннерский туннель.
Путешествие на автомобиле – отличный вариант, чтобы составить собственный туристический маршрут и быть независимым от общественного транспорта.

Исторически насыщенная, многокультурная и колоритная местность Южного Тироля в сочетании с уникальной альпийской природой является элитным местом отдыха для настоящих ценителей комфорта, высокоуровневого сервиса и идеальных природных условий!

Но, как не крути – лучше, все-таки, один раз увидеть великолепие Тироля, чем сто раз о нем услышать!

Южный Тироль (нем. Autonome Provinz Bozen - Südtirol, итал. Provincia autonoma di Bolzano - Alto Adige) - одна из двух автономных провинций живописного региона Трентино - Альто-Адиже в Италии. Другие названия этой, расположенной на самом севере страны, многоязыковой области - Больцано или Альто-Адиже и Боцен или Зюдтироль. Такое количество имен для достаточно небольшой по размерам территории связано со сложной и даже трагичной историей, в которой были задействованы несколько европейских народов. Сегодня прошлое отражается в наличии двуязычных дорожных знаков, меню в ресторанах на итальянском и немецком и СМИ, вещающих сразу на нескольких языках.

Более половины проживающих в Южном Тироле говорит на немецком. Это единственная в Италия провинция, где наблюдается такое явление. Для остальных жителей родной язык итальянский, а в восточной части - ладинский.

Помимо культурных достопримечательностей в виде многочисленных замков, старинных аббатств, богатых архитектурой городов, уютных альпийских деревень в долинах, здесь находится один из главнейших национальных парков в Италии. Прекрасные озера, горные вершины создают живописный ландшафт, бережно охраняемый государством. Также местные склоны облюбовали горнолыжные курорты. Известные на весь мир Доломитовые Альпы рядом с австрийской границей - место для катания поклонников зимних видов спорта.

Доломитовые Альпы - горный массив в Восточных Альпах, названный по имени первооткрывателя породы, из которой они сложены. Это популярное место отдыха в Италии с замечательными курортами Кортина-д’Ампеццо, Ортизеи, Рокка-Пьеторе, Аллеге, Ауронцо-Кадоре, Фалькаде. Также рядом с горными вершинами располагаются региональные столицы нескольких провинций - Больцано (провинция Южный Тироль), Тренто (провинция Тренто) и Беллуно (провинция Беллуно).

Округи и города

Южный Тироль делится на восемь округов. Первый носит название Больцано или Боцен, в честь расположенного в этой части административного центра Больцано, столицы провинции и самого крупного населенного пункта. Второй округ - Бургравиате с центром в лице курорта Мерано (Меран) - представляет из себя красивый уголок природы с целым рядом замечательных замков. Долина реки Айзак, второй по величине водной артерии Южного Тироля, - еще один округ, славяшийся местными виноградниками и культурными богатствами города Бриксен (Брессаноне). Долина Пустерия - горнолыжный рай с административным центром в Брунико (Брунек). Веноста - уникальная долина с курортами, предназначенными для катания летом, и самой высокой церковной башней в Тироле в городе Силандро. Другие округи - не менее привлекательные местности с чудесными виноградниками и живописными долинами.

Южный Тироль

Как добраться

Единственный международный аэропорт провинции Южный Тироль находится в столице Больцано и обслуживает рейсы со всей Европы.

История

Археологические раскопки показывают, что люди жили на этих территориях еще в каменном веке. Будучи стратегически выгодной местностью, провинция в разные периоды была частью Римской империи, местом поселения племен варваров, управлялась Францией, была разделяема на отдельные области, пока, в конце концов, не попала в руки к Тирольским графам, взявшим под контроль целиком все близлежащие земли.

Следующим сложным этапом в истории Южного Тироля стал долго тянувшийся своего рода имущественный конфликт между баварскими Виттельсбахами и австрийскими Габсбургами, претендовавшими на власть в здешних местах. Габсбурги оказались сильнее, и в 19 веке Южный Тироль стал частью Австро-Венгрии. Однако уже после окончания Первой мировой войны, в которой австрийцы потерпели поражение, земли отошли к Италии. Так, тирольцы превратились в этническое меньшинство, им было запрещено использовать свой язык, все немецкие названия заменялись на итальянские. Долгие годы подавления любых проявлений тирольской культуры не прекратились и после Второй мировой войны.

Только к 2001 году был решен вопрос о национальной идентичности проживающего на этих территориях населения. Альто-Адидже превратился в Южный Тироль, а немецкий стал таким же официальным языком, как и итальянский.

Кухня и рестораны

Несмотря на принадлежность к Италии, местная кухня подверглась большому влиянию именно со стороны своей бывшей «владелицы» Австрии. Практически все блюда отсылают к традиционной австрийской гастрономии. Наиболее популярные среди местного населения рецепты - это гуляш, штрудель и кнедлики. Всевозможные супы с добавлением овощей, копченой корейки; мясные блюда в виде шпика, разного рода сарделек, сосисек, колбас; тушеный картофель с мясом и луком под названием грёстль - вкусные достопримечательности Южного Тироля.

Разнообразные виды хлеба - отличительная черта здешней кухни. Шуттельброт - лепешка из ржаной муки готовится только в Южном Тироле и заслуживает такого же внимания, как сыры с добавлением трав из коровьего молока.

Среди напитков наибольшим спросом пользуется вино. Многочисленные виноградники производят, в основном, красное. Также в ресторанах и барах можно обнаружить знаменитую итальянскую граппу, виноградную водку.

Гиды в Южном Тироле

Популярные отели Южного Тироля

Развлечения и достопримечательности Южного Тироля

Национальный парк Стелвио был основан в 1935 году. Это самый крупный заповедник в Италии, который граничит со многими другими подобного рода охраняемыми территориями, в частности, с Швейцарским национальным парком. Его посещение будет интересно поклонникам дикой природы.

Для знакомства с культурным богатством провинции обязательно стоит посетить столицу Больцано , а также города Бриксен и Брунико. Многочисленные монастыри располагаются как в черте городов, так и за пределами. Так, в Больцано, например, можно будет увидеть аббатство Мури-Грис и церковь святого Августина. Аббатство Мариенберг, основанное в 12 веке, располагается неподалеку от административного центра. Аббатство Новачелла рядом с Брессаноне уже не одно столетие служит в качестве учебного заведения. На протяжение тысячи лет монахи передают молодому поколению свои знания. Сейчас в аббатстве располагается средняя школа. Монастырь Зебен находится на скале и является действующим женским монастырем.

Замки

Другие, заслуживающие внимания, культурные объекты - замки. Замок Зигмундскрон - один из символов всей провинции Южный Тироль. Он находится на берегу реки Адидже, возвышаясь над близлежащими землями. Замок Фонтана или Брунненбург был возведен в 13 веке и также представляет интерес. Замок Клебенштайн располагается внутри города Больцано, так же, как и замки Мареч, Рафенштайн и Рункельштайн. Помимо этого, стоит увидеть Курбург, рядом с аббатством Мариенберг, Прёсельс, находящийся в Доломитовых Альпах, Салорно и Тироль.

29.04.2014

Они живут в горах, говорят на другом языке, а когда надевают форму сборной своей страны, мне становится немного смешно.

Если вы начали представлять спортивные костюмы Bosco и красные мокасины, то вы шовинист и сейчас же прекратите это делать. Сегодня мы поговорим о других горцах.

Они предпочитают носить голубые гоночные комбинезоны итальянской сборной, хотя говорят на немецком и имеют австро-баварское происхождение. Если вы когда-нибудь задавались вопросом, откуда в сборных Италии по лыжам и биатлону все эти Лукаши Хофферы и Карины Оберхофферы, чьи имена так мало похожи на «Мануэла Ди Чента», они отсюда – из Южного Тироля.

Административно Зюдтироль это Италия, но все вокруг говорят на немецком. Если необходимо, легко переходят на итальянский, хотя и с сильным немецким акцентом. У всех населенных пунктов здесь два названия – Больцано-Бозен, Брунико-Брунек, Антхольц-Антерсельва. Все вывески дублируются на двух языках. Однако жителей той же Антерсельвы слегка передергивает, когда в разговоре с ними я использую итальянский топоним. Они привыкли использовать родное немецкое название - Антхольц.

В комплекте с итальянской кухней, неплохим вкусом и умением делать хорошие вина, жители Южного Тироля получили серьезный кризис идентичности. Они не немцы, хотя говорят на немецком. Не итальянцы, хотя в их карманах лежат итальянские паспорта. И уже не австрийцы, хотя по ту сторону границы с Остерайхом остались две другие части когда-то единого Тироля – северная и восточная.

Европейские империи прошлого, подобно тектоническим плитам Земли, оставили на своих границах разломы, неаккуратное обращение с которыми всегда будет приводить к катаклизмам. Одна из таких точек сейсмической напряженности – Южный Тироль. Другая – Галиция, Львов. Что характерно, меньше века тому назад обе провинции входили в одно государство. Но историю Южного Тироля мы, к счастью, можем анализировать беспристрастно, без всяких «бендеровцев», «москалей», дивизий СС и НКВД, Сталина, голодомора и «деды воевали».

Крушение империи Габсбургов

Южный Тироль стал одним из немногих трофеев Италии в Первой Мировой войне. До войны страна была участником Тройственного союза с Германией и Австро-Венгрией, но после убийства эрцгерцога Фердинанда отказалась вступить в войну на стороне двух германских империй. «Австрийцы сами напали на Сербию, а по договору мы должны воевать на их стороне только если они станут жертвами агрессии», – сказали итальянцы и начали торговаться с обоими лагерями. Антанта предложила лучшие условия, и в 1915 году Италия вступила в войну уже на стороне России, Англии и Франции. В 1918-м на правах победителя итальянское королевство поучаствовало в разделе империи Габсбургов, получив Южный Тироль, Истрию, Задар, Црес, Лошинь и Ластово. По названиям пяти последних территорий вы можете догадаться, что все они после Второй мировой отошли Югославии.

Итальянизация

На первых демократических выборах в 1921 году с результатом 90% победила партия Deutscher Verband («Немецкая ассоциация»), делегировав в римский парламент четверых говорящих по-немецки депутатов. Но в дело вмешалось национальное унижение. Италия была недовольна тем, что, в отличие от других союзников, получила слишком мало при разделе двух германских империй. По итогам Первой мировой ее часто называют «проигравшим победителем». На этой волне в 1923 году к власти в стране приходят фашисты во главе с Бенито Муссолини. Они начинают строить корпоративное государство, разговаривать о возрождении национального достоинства и мечтать о восстановлении Римской империи. Заодно начинают гнобить меньшинства.

Фашисты быстро свернули все демократические свободы и запустили программу итальянизации Южного Тироля. Дуче запретил изучение и использование немецкого языка, закрыл немецкие школы и детсады, и запретил тирольцам вести дела на родном языке. Были закрыты немецкие газеты и запрещена партия Deutscher Verband. Итальянизации подверглись географические названия, и даже семьи заставляли переделывать фамилии на итальянский манер. Сам регион был переименован в Alto-Adige, а название Südtirol запрещено. Немцев выгнали из полиции, органов управления и армии, заменив их полностью на приехавших этнических итальянцев. Поощрялся переезд в Южный Тироль жителей бедных южных регионов Италии. Приток мигрантов с юга привел к обострению ситуации на рынке труда, росту преступности и межнациональным трениям.

Город Готов и национал-предательство Гитлера

Через 10 лет фашисты, а точнее нацисты, пришли к власти и в Германии. Гитлер тоже говорил о национальном унижении, и о том, что немцы стали крупнейшим разделенным народом Европы. Кроме Германии и Италии, они жили в Австрии, Чехии, Польше, Румынии и Франции. И Гитлер как «собиратель немецких земель» начал постепенно присоединять эти территории к рейху. Однако южных тирольцев, изнывавших под гнетом насильственной итальянизации, Гитлер сдал. Дуче поддержал фюрера во время аншлюса Австрии, и тот в качестве благодарности подтвердил правомерность присоединения Южного Тироля в 1918 году.

Южных тирольцев поставили перед традиционным выбором из заточенных средневековых орудий боя на средней дистанции и возбужденных половых органов. В октябре 1939 года лидеры фашистской Италии и нацистской Германии подписали соглашение. Они предложили южнотирольцам следующие условия: кто хочет говорить на родном языке, может переехать на территории Рейха, оставшиеся подвергнутся дальнейшей итальянизации. Тирольцы разделились. Тех, кто уехал, клеймили нацистами – Optanten. Того, кто остался, считали предателями – Dableiber. Больше 80% населения выбрали эмигрировать, но многие не успели из-за развернувшейся Второй мировой. Сначала тирольцы начали переезжать в Австрию и Германию, но в 1941 году Гитлер решил восстановить на одной из «возвращенных» германской нации земель некогда существовавшее там государство готов. Именно в Готию с этого момента должны были переезжать южнотирольцы. Готией должна была стать Таврия, то есть Крым. Симферополь Гитлер планировал переименовать в Готенбург («Город готов»), а Севастополь в Теодериксхафен (порт Теодориха).

Впрочем, до Крыма тирольцы не доехали. Большинство осело в западной Польше и Галиции, где многие были уничтожены или ассимилировались. В 1948 году Италия разрешила всем, кто уехал, вернуться и получить итальянское гражданство. Из эмигрировавших по соглашению Гитлера и Муссолини 75 тыс. вернулось 50 тыс.

Террористы-фашисты

После войны Австрия поставила перед союзниками вопрос о возвращении Южного Тироля, но те приняли сторону Италии. Остерайх до последнего момента был именно что райхом, а в Италии произошел демократический переворот, Муссолини был смещен, и страна перешла на сторону союзников. Тем не менее, Австрии удалось договориться об автономии для Южного Тироля, что было зафиксировано соглашением, которое две страны подписали в 1946 году в Париже.

Режим смягчился и даже вернулись выборы. На словах итальянцы пообещали говорящему на немецком населению равные права, но на деле пошли на хитрость – слили Южный Тироль с соседней итальянской провинцией Трентино, создав регион Трентино-Альто-Адидже, тем самым сделав немцев меньшинством и практически лишив власти.

Итальянизация уже не была насильственной, как при фашистах, но продолжала идти в более мягкой форме. Если в 1910 году на немецком говорило больше 90% жителей региона, то в 1960-м их число снизилось до 60%. На итальянском говорило уже 35%. Еще около 5% жителей Южного Тироля всегда говорили на Ладинском, ретороманском языке.

Ситуация усугублялась тем, что остальные завоевания Первой мировой отошли югославам, которые быстро погнали со своих территорий «итальянских колонистов», уменьшив население некоторых провинций больше чем в два раза. Теперь Южный Тироль отдувался за всех, приняв на себя всю тяжесть нерастраченной колониальной энергии итальянцев.

В это время на другой окраине бывшей Австрийской империи – во Львове, происходило что-то похожее. Поляков, составлявших когда-то больше четверти населения города (в Австро-Венгрии Львов был центром польских восстаний), буквально «по плану Гитлера-Муссолини» выселяли в Польшу. На их место заселяли русских, а параллельно проводили насильственную русификацию местных жителей, которые, кажется, уже толком не понимали, кто они – русские, советские, украинцы или поляки, и почему меньше чем за 30 лет они перебывали частью трех разных стран.

Закономерно, что в обоих регионах появились свои «бандеровцы». И в отличие от украинских повстанцев, активистов Комитета освобождения Южного Тироля (Befreiungsausschuss Südtirol, BAS) вполне можно назвать «фашистами» – они, действительно, поддерживали тесные связи с неонацистскими организациями Германии и Австрии.

Когда смотришь на ухоженные альпийские деревушки и городки, даже не верится, что их обитатели могут взрывать бомбы не хуже жителей Ачхой-Мартана. BAS начал вооруженную борьбу с «итальянской оккупацией» в 1956 году. За следующую четверть века комитет осуществил 357 атак и подрывов, в результате которых погиб 21 человек, 57 получили ранения. Люди гибли несмотря на то, что тирольские террористы были довольно гуманны и старались сделать взрывы максимально бескровными. Они взрывали не людей, а инфраструктуру, здания и сооружения, преимущественно в ночное время. Пик террористической активности пришелся на 11-12 июня 1961 года. Во время так называемой «огненной ночи» повстанцы подорвали 37 вышек линий электропередач, обесточив промышленный север Италии. Однако на следующее утро один из зарядов все-таки убил дорожного рабочего.

Широкая автономия и экономический бум

Начались ответные репрессии. В течение следующего года было осуждено 94 активиста BAS. Параллельно нарастала напряженность между Италией и Австрией. Итальянское правительство считало, что насилие спровоцировано извне, и начало обвинять Австрию в том, что та поддерживает террористов и сознательно закрывает глаза на поставки оружия и боеприпасов со своей территории в Южный Тироль.

Пока радикальный BAS взрывал, более умеренная Народная партия Южного Тироля (Südtiroler Volkspartei), провозгласила своим требованием отделение от Трентино и создание самостоятельной автономии с немецкоговорящим большинством.

В 1961 году в разгар противостояния Австрия вынесла вопрос о Южном Тироле на обсуждение Генеральной Ассамблеи ООН. Однако та рекомендовала двум странам самостоятельно найти решение. Специальная комиссия разработала пакет документов об автономии, который подписали Австрия и Италия.

Немецкоговорящие жители Южного Тироля снова стали в своем регионе большинством, а правительство Италии начало постепенно делиться полномочиями с властями региона. Южный Тироль смог самостоятельно регулировать транспорт, госуслуги и социальную сферу. Жители снова получили право преподавать в школах на немецком и ладинском, а государственные органы перешли к работе на двух, а иногда и на трех языках.

Второе соглашение об автономии было подписано в 1969 году премьером Италии Альдо Моро и министром иностранных дел Австрии Куртом Вальдхаймом. Регион получал широкую автономию с 1972 года. Теперь он мог самостоятельно регулировать здравоохранение, безопасность, торговлю и строительство дорог. Серьезно расширились полномочия Законодательной ассамблеи Южного Тироля. Но самое главное – было принято решение, что 90% собираемых налогов будет оставаться в регионе.

Перераспределение налогов невероятно стимулировало экономическое развитие и превратило Южный Тироль в самую богатую провинцию Италии. В 2013 году ВВП на душу населения превысил $50 тыс. Это в 1,4 раза выше, чем в среднем в Италии. Если бы Южный Тироль был отдельной страной, то в мировом рейтинге по уровню ВВП на душу населения он бы расположился на 15 месте, немного уступая США и Гонконгу, но серьезно превосходя Швейцарию. Австрия находится в этом рейтинге на 21 месте, Германия – на 29-м, Италия (с Южным Тиролем) – на 51-м, а Россия – на 77-м ($18,1 тыс.). Если убрать из рейтинга города-государства вроде Монако, Сингапура и Люксембурга, и разные офшоры, вроде Бермудов и Джерси, то из нормальных стран богаче Южного Тироля будут лишь Норвегия и США. Если сравнивать с другими европейскими регионами, то Южный Тироль даже богаче Баварии.

Об отличной экономической ситуации в Южном Тироле можно говорить бесконечно. У региона нет долгов, а итальянское правительство должно ему больше 3 млрд. евро. Также СМИ писали о том, что жители региона скопили 15 млрд. евро и готовы выкупить свой регион у Италии. Безработица здесь составляет около 2%, и даже на пике кризиса в 2009 году ее уровень не превысил 2,9%. В соседней Австрии, одной из самых благополучных стран ЕС – 6%. В Италии – 11%. Безработица среди молодежи в Южном Тироле – всего 6-8%. В Италии – 35%, в Испании – 50%.

Пока Италия испытывает проблемы (у страны самое высокое соотношение долга к ВВП в ЕС), Южный Тироль тихой сапой забирает контроль над убыточной федеральной инфраструктурой. В 2000-х под контроль правительства автономии перешли 21 убыточная железнодорожная станция, воинские части, почтовые отделения и почти все национальные дороги.

Широкая автономия способствовала развитию сразу нескольких направлений экономики. В 1974 году Южный Тироль создал с двумя соседними провинциями Беллуно и Трентино ассоциацию Dolomiti Superski. Вместе они стали заниматься развитием и продвижением горнолыжного туризма в регионе, сформировав один из самых крупных кластеров с 1220 км лыжных спусков. Ежегодно регион посещает 6 млн. туристов.

Рвануло и сельское хозяйство. Небольшая провинция с населением в 500 тыс. человек производит 10% всех яблок Евросоюза, или 2% мирового потребления. Так что сегодня тирольский яблочный штрудель – это южнотирольский яблочный штрудель. В каждой деревушке вы встретите деревообрабатывающие предприятия, которые буквально на ваших глазах строят уютные альпийские отельчики.

Однако Южный Тироль не всегда был таким богатым. Вот, что говорит бывший премьер провинции Луис Дюлнвальдер: «Молодежь, которая выросла при автономии, воспринимает все это, как должное, хотя в 1960-х мы жили, как в Уганде. В моей семье было 11 детей и 7 коров, и никаких перспектив получить образование».

Пример Южного Тироля показывает, как экономическая самостоятельность способствует росту. Как много стимулов появляется работать, если заработанное остается тебе, а не уходит в центр, где распределяется каким-то странным образом. В России все наоборот. Регионы отдают центру в среднем 65% доходов. При Ельцине это соотношение было 50/50, но Путин сделал экономику страны еще более централизованной, отобрав у регионов стимул развиваться и превратив их в попрошаек, которые сидят в очереди в кабинет к министру финансов и выпрашивают очередной трансферт.

Хватит кормить Сицилию

После кризиса 2008 года жители Южного Тироля начали опасаться, что итальянское правительство пересмотрит соглашение об автономии и будет забирать в центр больше 10% налогов, чтобы кормить сицилийцев, у которых безработица достигает 20%, а ВВП на душу населения в два раза ниже, чем у жителей Альп. И снова пошли разговоры об отделении от Италии.

«Хватит кормить Кавказ» – это далеко не только российский феномен. Практически в каждой стране, где федеральное правительство активно распределяет средства от богатых регионов к бедным, есть подобные движения. Даже у этнических итальянцев есть Lega Nord, которая выступает за то, чтобы богатый промышленный Север перестал кормить все, что южнее Рима. Периодически идут разговоры о независимости в Баварии, которая устала кормить бывшую ГДР и города вроде Ганновера.

Однако спустя 40 лет после получения автономии и экономического бума, в Южном Тироле все решается предельно мирно. Здесь больше нет вооруженных столкновений и терроризма, и никто не хочет воевать. Отсутствует напряженность и между Австрией и Италией. Их отношения были окончательно улажены в 1991 году, когда Австрия наконец-то благоразумно отказалась от территориальных претензий и устранилась от переговоров о статусе Южного Тироля, предоставив правительству автономии решать вопросы с итальянскими властями напрямую. Италия перестала напрягаться по поводу вмешательства в свой суверенитет, а Южный Тироль добился полного соблюдения условий соглашения 1969 года. При этом тирольцы ощущали моральную поддержку Австрии.

Век неоимперий

Тем не менее, основной вклад в снятие напряженности в Южном Тироле внесла не Австрия, а Германия. Немцы и сегодня являются вторым крупнейшим после русских разделенным народом Европы, а немецкий язык – самым распространенным в Европе, после русского. На нем говорит больше людей, чем на английском – 100 миллионов человек.

Однако так ли уж разделены европейские немцы? Не совсем. В XX веке было две попытки объединения немецкого народа. Первая, которую Адольф Гитлер начал в 1938 году, завершилась крупнейшей национальной катастрофой, 14 миллионами погибших и разделением Германии. Сам Гитлер застрелился, отравился и сгорел в луже с бензином. Фюрер хотел объединить немцев быстро и методами традиционной империи – оружием и силовым подавлением.

Вторая попытка объединения немцев началась в 1952 году с подписания соглашения о создании Европейского объединения угля и стали. Новая империя создавалась больше чем полвека и ее создание шло не с помощью оружия, а через свободную торговлю и уничтожение границ, препятствующих движению людей, товаров и идей. У этой неоимперии есть и еще одно существенное отличие от той, что строил Гитлер. В ней нет императора, то есть человека, которому бы все безоговорочно подчинялись, который бы был единоличным лидером и имел безграничную власть.

Сегодня все немцы, а также и остальные европейцы, по-сути, живут в одном государстве – Европейском союзе. После вступления Австрии в ЕС в 1995 году и введения евро, можно сказать, что два Тироля – Южный и Северо-восточный - снова едины. Между ними нет границ, у них одна валюта, и о том, что вы пересекаете границу Австрии и Италии вам, в лучшем случае, сообщит навигатор в автомобиле.

Сами южные тирольцы также все больше склоняются лишь к двум типам самоидентификации - региональной и общеевропейской. У них есть итальянский паспорт, но фактически это европейский паспорт. Новая европейская идентичность постепенно размывает идентичности прежних национальных государств, но для сейсмоопасных районов, которые находились на границах плит, и которые раньше страдали от кризиса идентичности, это оказалось самым лучшим лекарством от напряженности и катастроф.

Опыт южного Тироля и ЕС говорит о том, что присоединение Крыма фактически силой оружия было идиотским шагом. Потому что, похоже, окончательно отторгло Украину от России. Действия российской власти создали поле силового напряжения, вывели на улицы украинских городов непонятных автоматчиков, которые еще долго будут препятствовать нормальному экономическому развитию региона. Они же приведут к репрессиям внутри России, которые также существенно замедлят экономическое развитие.

То, о чем мечтают многие – новое объединение постсоветского пространства - может произойти. Но в современном мире это возможно только по второму из двух немецких сценариев. Это потребует много, очень много времени. Возможно, 30- или 40 лет. А с последними шагами Путина, может быть и 50-60. Но сценарий здесь один. Сначала сделать саму Россию экономически процветающей, и тем самым привлекательной для жителей соседних государств. Затем начать переговоры о свободной торговле. Но создание любого таможенного или евразийского союза будет иметь смысл лишь тогда, когда зоной свободной торговли станет сама Россия. Когда здесь будет политическая конкуренция и свобода информации.

Также не будет лишней экономическая и культурная экспансия. Вы будете смеяться, но в 2000-е у России многое получалось. Компании вроде Евросети выходили на украинский рынок и занимали лидирующие позиции. Все три ведущие деловые газеты Украины издавались на русском, причем лучшая из них – Коммерсантъ – была еще и дочкой российского издания.

России надо было идти этим путем и дальше. Но нашей стране помешала диктатура. Сегодня любой нормальный украинец, увидев на западе Германию, а на востоке погрязшую в мракобесии Россию, с хамоватыми депутатами и полицейским беспределом, выберет Германию. Независимо от того, сколько миллиардов в виде газовых субсидий жертвует Россия, и что, на самом деле, ждет Украину в ЕС. Мы проиграли этот бой на уровне образов. Еще и показательно унизив украинцев, забрав у них Крым.

Нет границ между этносами

Новая борьба Тироля за независимость отвечает еще на один интересный вопрос. Где проходит граница между теми, кто хочет отделения от Италии, и теми, кто хотел бы остаться в составе этой страны? Все ли итальянцы хотят остаться в Италии и все ли немцы хотят независимости?

Нет. В отличие от Крыма и востока Украины в Тироле есть социология, которая говорит, что 78% итальянского населения Южного Тироля хотели бы остаться в Италии, 20% хотели бы независимости, а 2% - и вовсе воссоединения территории с Австрией. При этом 26% немцев хотели бы остаться в Италии.

То же самое мы будем наблюдать и на востоке Украине. Часть русских захочет остаться в составе Украины, часть украинцев пожелает присоединиться к России. Будут и те, кто захочет быть независимым и от Москвы, и от Киева. Жаль, что объективное процентное соотношение первых, вторых и третьих мы не узнаем никогда.

УРОКИ ТИРОЛЯ

1. Диктаторы клали на вас хуй (неожиданность).
Предательство Гитлера лишний раз подтверждает, что укрепление собственной диктатуры для диктатора всегда важнее, чем защита прав соотечественников. Поэтому защита прав соотечественников происходит только тогда, когда она помогает укреплять диктатуру и поднимать рейтинг одобрения населением до 80%.

Гитлер сдал южных тирольцев, а спустя 70 лет другой демократически избранный национальный лидер еще одного крупнейшего разделенного народа Европы, «мечтающий о восстановлении поруганного национального достоинства», сдаст оптом своих соотечественников дружественному среднеазиатскому диктатору, в обмен на выгодные газовые соглашения.

2. Насилие рождает насилие, а фашизм рождает фашизм.
Террористы из BAS, конечно, симпатизировали неонацистам, но не будь репрессий со стороны фашистов итальянских, не было бы и тирольского терроризма. Поэтому не удивляйтесь, что если вы в 1950-м насильно переименовывали Мыколу в Николая, то в 2006 он будет насильно переименовывать Кирилла в Кырыло.

3.Залог роста – самоуправление и экономическая самостоятельность.
Южный Тироль входит в околоальпийский регион, который я называю «эффективной Европой», объединяющий Швейцарию, Австрию, часть Франции и Баварию. Эти земли отличаются очень высоким уровнем жизни, которого им удалось достичь благодаря развитому местному самоуправлению. Они сами ведут переговоры с компаниями, которые хотят заниматься в их регионе бизнесом, решают, кто может купить дом в их деревне, а кто нет, а также распоряжаются большей частью собранных налогов.

4. В век неоимперий навязывать свою волю можно только мягкой силой.
Доказано развалившимся Советским Союзом и расширяющимся Евпропейским. А также Соединенными Штатами, которые, будучи самой мощной в военном отношении мировой державой, обосрались везде, куда сунулись при Буше-младшем.

Военными операциями в Ираке и Афганистане США катастрофически снизили собственный международный авторитет, серьезно потеряв в мягкой силе, что признал в своей колонке для The New York Times даже бывший посол США в России Майкл Макфол.

Победить в современном мире можно лишь став образцом. Страной с самой развитой наукой и технологиями, лучшей медициной и образованием, чистыми улицами, быстрыми поездами и сетью длинных ровных восьмиполосных автобанов между всеми крупнейшими городами страны. Только имея все это можно иногда где-то гомеопатической дозой ввести войска. Но практика показывает, что на успех даже в этом случае рассчитывать не стоит.

Жизнь за фаерволлом

Пакет Яровой и прочие законы о блоггерах прозрачно намекают, что в любой момент наш блог могут заблокировать на территории России. Если вы хотите продолжать читать его, воспользуйтесь рекомендациями по любой из этих ссылок:

Есть другой способ: прислать нам e-mail c просьбой добавить в рассылку. После блокировки мы обязуемся рассылать наши статьи всем желающим, пока Роскомнадзор не заблокирует электронную почту и не переведет всю страну на печатные машинки.

© 2024 spbpda.ru
Spbpda - Обучение компьютеру